Скульптура "Маман" Луизы Буржуа, огромная стальная и мраморная скульптура в виде гигантского паука, была создана французской художницей в 1999 году.

Скульптура имеет высоту более 9 метров и ширину 10 метров, что делает ее одной из самых больших скульптур в мире.?

Впервые она была показана в качестве заказной работы в Турбинном зале Тейт Модерн в 2000 году. После этого были отлиты несколько версий скульптуры из бронзы, многие из которых постоянно представлены в ведущих музеях по всему миру, от Бильбао до Токио.

Здесь вы найдете всю информацию о скульптуре-пауке, за которой скрываются гораздо более глубокие мысли, чем можно было бы предположить. Мы рассмотрим реакции на это произведение и выясним, какие художественные намерения преследовала Буржуа своей скульптурой.

Красота и возвышенное

"Красота и возвышенное" - философская концепция, введенная немецким философом Иммануилом Кантом. Он утверждал, что эстетические идеалы могут быть разделены на две категории: "красоту" и "возвышенное".

"Красота" представляет собой гармонию, симметрию и регулярность в природе и искусстве. Это то, что приятно и привлекательно для глаза. Когда мы смотрим на красивые пейзажи, картины или скульптуры, мы ощущаем наслаждение и эстетическое удовлетворение.

"Возвышенное", с другой стороны, связано с неопределенностью, мощью и грандиозностью. Это то, что вызывает трепет и благоговение. Возможно, это горы, океаны или мощные стихии природы. Или это может быть величественное произведение искусства, преисполненное смысла и глубины.

Кант утверждал, что "красота" и "возвышенное" имеют разные эффекты на наши эмоции и восприятие, но оба являются неотъемлемыми аспектами нашего эстетического опыта. Они помогают нам понять и оценить мир вокруг нас и вносят вклад в наше духовное и интеллектуальное развитие.

Поэтому, погружаясь в красоту и возвышенное, мы расширяем свое восприятие и обогащаем свой внутренний мир. В архитектуре, литературе, музыке и других искусствоведческих формах, "красота" и "возвышенное" сохраняют свою важность и актуальность.

Фото: shell300 / Shutterstock

Огромная инсталляция паука Буржуа, напоминающая кошмарное и сюрреалистическое, может быть понята в контексте западного искусства, способного одновременно воплощать чудеса и ужасы.

Определение величественного, данное ирландским философом Эдмундом Бёрком в 18 веке, охватывает сложную физиологическую и эмоциональную реакцию, которая легко может быть связана с чувствами, вызванными видом Маман Буржуа.

В своем сочинении "Философическое исследование происхождения наших идей о величественном и прекрасном" Бёрк пишет о величественном:

"Одним из видов ужаса или боли всегда является причина возвышенного." - "Самую высокую степень я называю трепетом; вторичные степени - благоговение, почтение и уважение [...]."

Мама Луизы Буржуа в свою очередь, вызывает одну из более высоких степеней возвышенного своими длинными и волокнистыми ногами и своей возвышенной фигурой.

Намерение художницы

Фото: Richie Chan / Shutterstock

Несмотря на возмущение многих критиков в отношении этого произведения искусства, собственное отношение Буржуа к своему творчеству неожиданно отзывчиво.

Паук впервые появился в 1947 году как мотив в виде небольшого рисунка в творчестве художницы и всегда был присутствующим в ее долгом творческом пути. "Маман" - французское слово для мамы, а сама скульптура является символом личных отношений Буржуа к своей матери.

Когда Луиза Буржуа была молодой девушкой в 21 год, ее мать умерла, оставив в ее душе глубокую эмоциональную рану. Горе было настолько сильным, что Луиза Буржуа попыталась утонуть спустя несколько дней после смерти своей матери. Травма, начавшаяся в ее детстве и вызванная изменой отца, усилилась еще больше из-за этой потери.

Мать художницы реставрировала гобелены и поэтому ежедневно имела дело с тканями и нитками, точно так же, как символ паука. В этом контексте мотив можно понимать как символ материнской защиты, а не как символ ужаса.

Скульптура Луизы Буржуа "Маман", которая бережно охраняет свои яйца из мрамора в своем коконе, является не только безжалостной хранительницей, но и ремонтницей, буквально и переносно исправляющей эмоции страха, потери и безнадежности.

Созданная в 1999 году и высотой в 9 метров "Маман" символизирует материнство и мощь, одновременно вызывая у зрителей чувства защиты и уязвимости. Скульптура была создана в память о матери художницы, которая была не только доброй и заботливой, но и сильной и независимой женщиной.

Размеры этой монументальной скульптуры делают ее внушительной и мощной, но при этом, скульптура остается женственной и нежной благодаря своей причудливой форме и материалу. Использование мрамора, которое является классическим материалом для скульптуры, добавляет ей долю грандиозности и вечности.

Место, где находится скульптура, также имеет значение для ее искусственной инсталляции. Обширные пространства и небоскребы создают конфликт между человеческими творениями и природными формами, что добавляет драматический эффект и вызывает ассоциации с чувством одиночества и поиска убежища.

В целом, "Маман" представляет собой не только физическое изображение материнства и семейной защиты, но и символический памятник чувствам страха и потери, с которыми мы все можем столкнуться в жизни.

Фото: Роланд Ж. / Википедия / CC BY-SA 3.0

В свою очередь, их размер символичен для их важности и силы, в то время как длинные, тонкие ноги паука выражают определенную уязвимость.

Высказывание Луизы Буржуа по поводу скульптуры

Буржуа сказала о Маман (перевод на основе английского текста на tate.org.uk):

Паук - это ода моей матери. Она была моей лучшей подругой. Как паук, моя мать была ткачихой. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, и мама была ответственной за мастерскую. Как пауки, моя мать была очень хитрой. Пауки добрые существа, поедающие комаров. Мы знаем, что комары распространяют болезни и, следовательно, нежелательны. Так что пауки полезны и защитнически настроены, точно как моя мать.

В своем стихотворении "Ода моей матери" (Ode a ma mere), опубликованном в 1995 году, художница Буржуа описывает сущность своей матери более подробно (переведено с английского по оригинальному образцу на tate.org.uk):

Моя лучшая подруга была моей матерью, и она была обдуманной, умной, терпеливой, успокаивающей, разумной, изящной, изящной, неотъемлемой, аккуратной и полезной как паук. Она также умела защищаться, и меня...

Маман, материнское воплощение страха, уязвимости, женской защиты и огромной силы, является иконическим и сложно-красивым произведением искусства продуктивной и высокоодаренной художницы.