Италия XV века пережила всплеск искусства благодаря творчеству Донателло, к тому времени самому значимому и, вероятно, влиятельному скульптору.

Будучи заинтересованным в искусстве, он рано изучил тонкости скульптуры. Известный своими надживотными фигурами, Донателло постоянно развивался как художник и привнес в свое искусство важные новшества, которые в некоторой степени отметили переход от позднего готического стиля к раннему Ренессансу.

Особенно его вклад в перспективное изображение и эмоциональное выражение в своих работах стали путеводным знаком для развития Ренессанса.

Биография Донателло

Детство

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный как Донателло, предположительно родился в 1386 году во Флоренции как сын Никколо ди Бетто Барди. Однако точная дата рождения - это только оценка, основанная на декларации дохода художника от 1433 года, где указан его возраст в 47 лет.

Отец Донателло был членом гильдии торговцев шерстью и мехами. Так называемая Arte della Lana была одной из семи крупных гильдий во Флоренции в XIV веке. Флорентийская система власти была в основном демократической, при этом зодчества и гильдии играли важную роль в управлении городом.

Гильдия базировалась в Палаццо делл'Арте делла Лана, соединенном галереей с церковью Орсанмикеle, бывшим рыночным площадью, превращенным затем в церковь за счет городских цехов. Внешняя отделка церкви впоследствии принесла Донателло один из его важнейших заказов.

Ранняя подготовка и работа

Как и другие флорентийские скульпторы, такие как Лоренцо Гиберти и Бенвенуто Челлини, Донателло получил свое начальное художественное образование на мастерской ювелира. Он стал известен как художник, когда принял участие в известном конкурсе 1401 года на проектирование ворот крестильного храма во Флоренции. Затем он работал некоторое время в студии Гиберти, художнике, победившем в конкурсе на дизайн дверей.

В период с 1402 по 1404 годы Донателло изучал у своего друга и коллеги Брунеллески. По словам биографа Брунеллески, Антонио Манетти, оба они отправились в Рим, где изучали античные руины. Это время явилось началом гуманистического движения во Флоренции, когда классическое искусство античности предпочиталось скучному и формальному стилю средневековья и готики. Донателло и Брунеллески были первыми, кто систематически изучал античные остатки и тем самым находил новое вдохновение. Донателло финансировал это время художественной перегруппировки своей работой ювелира.

Первая ясная историческая упоминка о Донателло относится к 1406 году, когда он получил оплату за скульптурную работу. С 1406 по 1408 годы Донателло также помогал Гиберти с созданием статуй для северных дверей крещенской капеллы во Флоренции.

Затем ему было поручено выполнение крупноформатной скульптуры Святого Иоанна, над которой он работал с 1409 по 1411 год. Это произведение значительно определило переход от искусства позднего готического стиля к раннему Ренессансу.

Донателло, Святой Иоанн, около 1409-1411 г. Фото: I, Sailko / Википедия

После успеха этой работы Донателло получил еще несколько значимых заказов, включая две важные скульптуры для церкви Орсанмикели, которая в его детстве играла важную роль.

Он стал известен как первый скульптор того времени, который применял новые концепции и техники, вытекающие из включения математики, науки и архитектуры в искусство.

Фото: Стефан Бауэр / Википедия

Творческое зрелость

В 1430 году Донателло находился под покровительством Козимо де Медичи, главы самой могущественной семьи во Флоренции, известной как самый влиятельный спонсор искусства вместе с католической церковью. Козимо поручил художнику создание бронзовой скульптуры Давида (символа города Флоренции), из которой возникла первая стоячая актовая статуя с античных времен.

Фото: Patrick A. Rodgers / Фликр / CC BY-SA 2.0

Некоторые историки искусства предполагали, что Донателло мог быть гомосексуалистом из-за предполагаемо гомоэротических элементов в его произведении "Давид". О личной жизни Донателло мало что известно, но он никогда не женился и не имел детей.

В 1433 году Козимо Медичи был арестован и изгнан из Флоренции какой-то фракцией конкурирующих семей. В отсутствие своего покровителя Донателло отправился в Рим и укрепил там классическое влияние на своё творчество.

На следующий год он вернулся вместе с Козимо в свой родной город и начал работать над проектами для собора Флоренции и собора в недалеком Прато. Это отметило эпоху значительной зрелости и успеха для художника.

Поздние произведения Донателло

Несмотря на то, что большую часть своей жизни Донателло работал во Флоренции, в 1443 году его пригласили в Падую, чтобы создать памятник генералу Эразмо да Нарни. Его всадниковая статуя была первой своего рода с античности. Несмотря на то, что произведение было хорошо принято в Падуе, Донателло настоял на возвращении во Флоренцию.

На снимке выше изображен Донателло, памятник Гаттамелата. Фото: wjarek / Shutterstock.com.

В последующие годы Донателло провел оставшуюся часть своей жизни здесь, организовав мастерскую с учениками, которую он продолжал содержать с помощью финансовой помощи Козимо де Медичи. После смерти Козимо он, по словам Вазари, попросил его сына Пьеро заботиться о нем.

Пьеро подарил Донателло ферму в Кафаджоло. Однако, несмотря на то, что художник изначально был доволен, он счел сельскую жизнь слишком скучной для себя и отказался от земли в пользу финансовой поддержки, оставаясь другом Медичи безмятежно и без забот до конца своих дней.

Художественное наследие Донателло

Донателло и его новый подход к перспективе и скульптуре во время Возрождения имели существенное значение для общих основ того, что должно было стать расцветом итальянского Возрождения. К его ранним значимым произведениям ренессансного скульптуры явно отличались от произведений преобладающей поздней готики.

Его революционная работа должна была вдохновить художников итальянского Возрождения, в том числе и Масаччио, чьи работы в капелле Бранкакчи во Флоренции стали поворотным пунктом в искусстве живописи в Европе. Также в Падуе Донателло оставил значительное впечатление, где он работал на некоторое время с Андреа Мантеньей (1431-1506), который был важной фигурой в развитии венецианского Возрождения.