Аннунциация Господня - это праздник в церковном календаре, посвященный событию, описанному в Евангелии от Луки, когда архангел Гавриил объявляет Деве Марии о том, что она зачнет и родит Сына Божьего. Аннунциация - одна из самых популярных тем европейского искусства и была даже изображена Леонардо да Винчи.

Аннунциация в искусстве

Подавляющее большинство картин по этой теме следует стандартной формуле, которая часто повторяется:

Архангел Гавриил изображается рядом с изумленной Девой Марией, сопровождаемой символами чистоты, такими как белые лилии, и иногда белым голубем, воплощающим Святого Духа.

Время от времени встречаются и отклонения от нормы. Вот 9 работ художников от XV до XX века, которые по-своему интерпретировали Благовещение.

Ян ван Эйк, "Благовещение", ок. 1433-35 г.

Таким образом, около 1433-35 года Ян ван Эйк создал грисайль, которая как произведение тромп-л'йе, обладает объемным эффектом. Работа выглядит так обманчиво реалистично, что, глядя на нее, можно подумать, что на самом деле это две каменные скульптуры, стоящие на постаменте в деревянной раме.

На самом деле это картина, написанная маслом на дереве. Иллюзия объемности создается только благодаря искусному мастерству ван Эйка.

Живописец Доменико Беккафуми создал полотно "Весть", примерно в 1545 году.

Чуть более чем через столетие Беккафуми использовал крайний контраст хиароскуро, чтобы усилить эффект своей живописи, тем самым предвосхитив тенденцию, которая достигла своего пика в произведениях Караваджо и его последователей примерно через пятьдесят лет.

«Архангел Гавриил является Марии» - картина Жакопо Тинторетто, созданная примерно в 1582 году, является одной из его наиболее знаменитых работ.

Жакопо Тинторетто в этой картине 1582 года, удивительно естественно изобразил современное зодчество, стул плетения и роскошно детализированный плотник на левой стороне, и внезапно стал одним из предтеч реализма. Таким образом, это иллюстрирует истоки Христа как очень реального, осязаемого и настоящего - концепции, которая не появлялась в течение двух веков.

Эль Греко, Благовещение, 1609 год

В 1614 году Эль Греко использовал эту необычную композицию, располагая фигуры в более выразительные позы, с выразительной мимикой. Белый голубь летит из разрывающегося света на небесах, с множеством матерей и младенцев над ним. Его мазок так грациозен, что можно принять его за гораздо более позднее произведение искусства.

Бартоломе Эстебан Мурильо, Благовещение, 1660-80

Необычный подход Мурильо к мотиву в период с 1660 по 1680 годы характеризуется включением повседневных реквизитов, таких как корзина для белья под столом в левом нижнем углу.

Данте Габриэль Россетти, "Ecce Ancilla Domini!", 1849-50 гг., Tate.org.uk

Неожиданный художник с таким традиционным мотивом - прерафаэлитический художник Данте Габриэль Россетти. Он постоянно отклоняется от конвенции и использует отрывок из латинского текста Библии в качестве названия - "Ecce Ancilla Domini"! (перевод: "Вот раба Господня").

Соответствуя своему прежнему прерафаэлитическому стилю, он сочетает в своих фигурах большой натурализм с глубоко традиционными позлаченными нимбами. Россетти дополняет свою коллекцию символов белыми одеждами в знак чистоты, красными вышивками для распятия Христа, голубыми занавесками для неба и пламенем у ног Гавриила вместо ангельских крыльев.

Хенри Оссава Таннер, "Весть", 1898

В конце 19 века американский художник Хенри Оссава Таннер отказался от почти всех традиций в своем изображении этой сцены. Действие происходит в частной комнате Марии, где накрывание кровати скромно уложено, и Дева Мария одета в очень простую ночную одежду.

Здесь нет Архангела Гавриила, зато есть ослепительный огонь Святого Духа, который образует незаметный крест с полкой в задней части комнаты. Эта картина была принята на Салоне в 1898 году и стала популярной репродукцией в журналах.

В 1904 году Витторио Маттео Коркос создал эту замечательную картину "Весть" для монастыря Сан-Франческо в городе Фьезоле, Италия. Мария выглядит очень современно с согнутой ногой, а ее руки сложены в молитвенной позе. Гавриил приближается издалека и проходит сквозь туннель, образованный деревьями.

Величайшим изображением Веовествления является картина Яцека Мальчевского "Ангел Архангела Гавриила" 1923 года. Мария (справа) представлена как современная молодая женщина, с иглой и ножницами на голом деревянном столе за ней. Ангел Гавриил только что передает ей весть, сложив руки перед собой во время своей речи. Окна и занавески явно указывают на то, что действие происходит в Польше XX века, а не на святой земле две тысячи лет назад.