Мэн Рэй, мастер экспериментальной и модной фотографии, также был художником, кинематографистом, поэтом, писателем, философом и пионером американской современности.

Он известен тем, что портретировал культурную элиту, проживающую во Франции. Он большую часть своего времени тратил на противостояние формальным ограничениям изобразительного искусства.

Заключение к идеям Мэна Рэя

Биография Мэна Рэя

Молодость и ранние произведения искусства

Мэн Рэй, родившийся в 1890 году как Эмануэль Рабинович, провел большую часть своей молодой жизни в Уильямсбурге, Бруклине. Как старший ребенок еврейского миграционного портного, он был средним учеником, избегал колледжа и предпочитал художественную жизнь в близлежащем Манхэттене.

В Нью-Йорке он начал работать как художник и встретился с многими важными личностями своего времени. Основы фотографии он изучал у художника и фотографа Альфреда Стиглица, после чего начал самостоятельно экспериментировать.

В 1914 году Ман Рэй женился на бельгийской поэтессе Адон Лакруа и вскоре после этого познакомился с экспериментальным художником Марселем Дюшаном. Дюшан должен был стать одним из самых больших влияний на Ман Рэя, близким другом и спутником. Вместе они пытались привнести в Америку вихрь европейского экспериментального искусства.

Самым энергичным из этих движений был дадаизм. Дада была попыткой создать произведение искусства, настолько абсурдное, что сбивало со счета ощущение реальности зрителя. Дадаисты брали повседневные предметы и представляли их как готовые произведения искусства.

Однако для Мана Рэя, эта экспериментальность дады не сравнивалась с дикой и хаотичной атмосферой улиц Нью-Йорка, о чем он написал:

Дада не может жить в Нью-Йорке. Весь Нью-Йорк - это дада и он не терпит конкурентов.

Середина творчества и пребывание в Париже

После разрыва с женой, Ман Рэй в 1921 году покинул Нью-Йорк и переехал в Париж. Он начал непрерывный поток штормовых и часто обреченных на неудачу романов.

В Париже Ман Рэй познакомился с некоторыми из самых захватывающих художников и мыслителей своего времени. Несмотря на то, что изначально он не говорил по-французски, ему удалось войти в эту группу и стать их неофициальным фотографом. Среди многих моделей того времени были Пабло Пикассо, Эрнест Хемингуэй, Сальвадор Дали, Гертруда Стайн, Джеймс Джойс и известная Кики Монпарнаса. Кики была моделью, музой и возлюбленной Мана Рэя в течение шести лет.

Одними из самых известных снимков того времени являются фотографии Кики. Ман Рэй часто использовал ее силуэт, чтобы изобразить другие объекты на своих фотографиях.

Это интерес к минимализму и абстракции был передан Ман Рэем в его экспериментах, которые он назвал райографией. Райография создавалась путем размещения трехмерного объекта или набора объектов на фотобумагу и подвергалась воздействию света.

Многие художники положительно отреагировали на смелое сочетание Ман Рэя минимализма, случайности и абсурдности, в результате чего он в 1922 году опубликовал свою первую книгу под названием "Champs Delicieux".

В 1930-х годах Ман Рэй работал вместе с сюрреалистами, создавая картины, модели и портреты, сочетавшие их свободные взгляды с собственными. Несмотря на то, что он глубоко проник в художественную жизнь Франции, Вторая мировая война заставила его покинуть Париж и переехать в Голливуд.

В Голливуде обосновались многие иностранные художники, музыканты и писатели, и Ман Рэй работал там десять лет в качестве модного фотографа. С помощью смелого использования света и минималистического стиля, он создавал модные фотографии, которые не имели аналогов.

Завершение творчества и смерть в Париже

Однако Ман Рэй стремился вернуться в Париж, город, который питал его творческую жизнь. После войны, в браке с юной танцовщицей по имени Джулиет Браун, он вернулся во французскую столицу. Там он провел следующие двадцать пять лет, создавая картины, скульптуры, фильмы и фотографии.

Он скончался 18 ноября 1976 года в возрасте 86 лет. Ман Рэй, один из больших художников своего времени, останется в памяти не только благодаря своим увлекательным и экспериментальным произведениям, но и благодаря решающей роли, которую он сыграл в развитии революционной мысли в искусстве.

Художественное наследие Мана Рэя

Ссылки: Сальвадор Дали, Справа: Ман Рэй

Несмотря на то, что Ман Рэй часто оставался в тени своего постоянного друга и коллаборатора Марселя Дюшана, он сыграл важную роль в дадаистском и сюрреалистическом движениях в Америке и Европе.

Его постоянные попытки пропагандировать авангардные художественные течения в Нью-Йорке расширили горизонты американской художественной сцены. Его серьезные и одновременно оригинальные работы оказали влияние на широкую аудиторию в поп-культуре.

Многие из его важных произведений были пожертвованы музеям по всему миру через фонд, созданный его женой перед ее смертью в 1991 году. Особенно его процессуальное и многогранные художественные работы повлияли на ряд современных художников. Среди них Анди Уорхол и Джозеф Косут, которые, подобно Рэю, стремились размывать границы между художественными дисциплинами.

Важнейшие произведения

Райография (Поцелуй), 1922

Описание произведения искусства: Это одно из самых ранних фотограмм Мана Рэя, методом которого объекты непосредственно помещаются на светочувствительную бумагу, а затем подвергаются воздействию света. Чтобы создать этот особый образ, он передал силуэт рук на фотобумагу и повторил процесс с парой голов.

Райографии дали Ман Рею возможность быть в непосредственном контакте с своей работой и моментально реагировать на свои творения, добавляя один слой на другой.

Он использовал как неживые объекты, так и свое собственное тело, чтобы создавать свои ранние фотографии, и некоторые изображения иногда имеют автобиографический характер, многие из его фотографий изображают его возлюбленных.

Le Violon d'Ingres (Скрипка Ингреса), 1924

Описание произведения искусства: Вдохновленный картины "Kупающаяся в Вальпиньоне" Жана-Огюста-Доминика Ингреса, Ман Рей использовал Кики де Монпарнас с фатой на голове в качестве модели для этой работы.

Он превратил женское тело в музыкальный инструмент, нарисовав звуковые отверстия на спине и играя с идеей объективизации тела. На протяжении всей своей карьеры Ман Рэй был очарован сравнением объекта с женским телом.

Работы Ингре были восхищением для многих сюрреалистических художников, в том числе Рэя, из-за его изображения искаженных женских фигур. Это изображение - одно из многих фотографий Ман Рэя, которые впоследствии стали популярными в поп-культуре.

Nоire et Blanche, 1926

Описание произведения искусства: Это фото головы Кики рядом с африканской церемониальной маской имеет заголовок, отсылающий как к процессу черно-белой фотографии, так и к цвету кожи.