Якопо Тинторетто – итальянский художник эпохи Ренессанса, более всего известный своими образами, полными драматичности и эмоциональности. Он родился в 1518 году в Венеции и всю свою жизнь посвятил искусству живописи.

Художественный стиль Тинторетто был уникален и отличался от традиционных канонов времени. Он использовал смелые композиции, яркие цвета и глубокую тени, чтобы создать эффект глубины и объема на своих полотнах.

Величественные картины Тинторетто переносили зрителей в мир исторических событий, библейских сюжетов и мифологических сказаний. Он мастерски воплощал эмоции и переживания своих персонажей, заставляя зрителей воспринимать их с настоящей глубиной и аутентичностью.

Тинторетто также был великим портретистом, способным передать индивидуальные черты и характер своих моделей. Были сказаны легенды о его способности захватить душу своих субъектов через свои полотна.

Наследие Якопо Тинторетто в искусстве остается значимым до сегодняшнего дня. Его работы можно увидеть во многих музеях мира, а его влияние на искусство и последующие поколения художников трудно переоценить.

Тинторетто не только внес большой вклад в развитие итальянского искусства, но и оставил нас с драгоценными визуальными источниками исторической и социальной информации. Его картины являются свидетельством эпохи, источником вдохновения и исторического социального наследия.

Якопо Тинторетто, будучи одним из великих представителей маньеризма в венецианском Возрождении, прославился своим монументальным религиозным искусством, которое можно увидеть и по сей день в итальянских сооружениях.

Содержание

Его интенсивный иллюзионистический стиль акцентировал мистическую сторону религиозного опыта и проложил путь к интенсивности и иллюзионизму барочной живописи, позже усвоившей догматы католической контрреформации.

История сообщает, что он учился в течение недолгого времени у Тициана, однако стиль его ранних работ свидетельствует о возможном обучении у Бонифачо Веронезе, Парижа Бордоне или Андреа Шиавоне. Историки полагают, что его творчество также было повлияно ранними мастерами, такими как Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини. Большинство его картин до сих пор находятся в церквях или зданиях, где они изначально были помещены.

Оказывается, этот художник не только изучал у Тициана, но и принимал уроки у других знаменитых мастеров своего времени, таких как Бонифачо Веронезе, Париж Бордоне или Андреа Шиавоне. Историки утверждают, что его стиль также сильно повлияли более ранние художники, включая Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини. Часть его произведений до сих пор можно увидеть в исходных церквях и зданиях, где они были размещены.

Существует информация, что он провел короткое время учеником Тициана, однако его fruher Arbeiten zeigen, dass er moglicherweise auch von Bonifacio Veronese, Paris Bordone oder Andrea Schiavone studiert hat. Historiker gehen davon aus, dass fruhere Meister wie Piero della Francesca und Giovanni Bellini ebenfalls Einfluss auf ihn hatten. Viele seiner Gemalde sind immer noch in den Kirchen oder Gebauden zu finden, in denen sie ursprunglich platziert waren.

По информации, которая дошла до нас, он учился у Тициана недолго, однако стиль его Fiori ранних работ позволяет предположить, что он может принимал уроки у Bonifacio Veronese, Paris Bordone или Andrea Schiavone. По мнению историков, некоторое влияние на него оказали и более поздние мастера, включая Piero della Francesca и Giovanni Bellini. Большинство из его картины до сих пор находятся в церквах или зданиях, где они были изначально размещены.

Одним из его наиболее значительных произведений являются Чудо святого Марка и серия религиозных картин, которые он завершил между 1564 и 1588 годами для Scuola di San Rocco. После страшных пожаров в Дождевальце в 1574 и 1577 годах Тинторетто и его венецианский соперник Паоло Веронезе получили основные заказы на ремонт внутреннего пространства. Сам Тинторетто завершил четыре аллегорические картины, которые сегодня находятся в Антиколлегио, в то время как его мастерская нарисовала монументальное Райское царство для главного зала. Но его величайшим шедевром является, безусловно, Тайная вечеря.

Помимо религиозных произведений, Тинторетто также был известен своими мифологическими картиными, при этом он был выдающимся портретистом. Ему также приписывают несколько выдающихся рисунков эпохи Возрождения, поэтому давайте в следующих абзацах рассмотрим талантливого художника в разных аспектах.

Биография Якопо Тинторетто

Якопо Тинторетто

Дата рождения: Октябрь 1518
Дата смерти: 31 мая 1594

Художественное образование и ранние работы

Из ранней жизни Жакомо Робусто, как его настоящее имя, мало что известно. Тинторетто был прозвищем, которое происходило от профессии его отца, красильщика (итал. Tintore). Он родился в Венеции, старшим из 21 детей.

Предполагается, что он проявил ранний талант к рисованию, поэтому его отец привел юного подростка в мастерскую Тициана, чтобы обучить его живописи. Однако уже через 2 недели Тициан отправил своего нового ученика домой. Существуют предположения, что великий мастер был ревнив к таланту своего молодого ученика. Однако более вероятно, что Тициан подумал, что его ученик проявляет слишком много независимости, чтобы стать обучаемым учеником.

Хотя мы не знаем, учился ли Тинторетто у других художников, его ранние работы отражают влияние других художников, особенно Андреа Скьявоне, специализирующегося на религиозных и мифологических изображениях в малом масштабе.

Ранние работы Тинторетто в стиле Чинквеченто строго следовали маньеристической традиции, следуя конвенциям Пармиджанино, как в своем повествовательном стиле, так и в соответствии с идеями Андреа Скьявоне, как это видно на картине "Дева с ребенком и шестью святыми".

Этот ранний эмилианский влияние, которое также видно у Иисуса у старейшин, побудило Тинторетто развить восхищение Микеланджело (явно видно в его работах конца 1540-х годов) - почитание, которое привело к теории, что Тинторетто отправился в Рим в 1547 году. Нет записей об такой поездке, но искусство Микеланджело в то время было известно в Венеции благодаря отпечаткам его рисунков и гравюр.

Тинторетто проводил много часов, изучая модели, включая те, которые были разработаны Микеланджело. Как и Тициан, он стал экспертом по лепке из воска и глины, что сильно помогало ему создавать содержание своих картин.

Иногда он даже изучал анатомию на человеческих трупах, которые он повешал на деревянный ящик.

Изучение искусства Маньеризма занимает важное место в истории и развитии мировой культуры. Маньеризм, наследник Возрождения, отличается своей уникальной и неповторимой стилистикой.

Маньеристские художники переосмысливали классические идеалы и создавали произведения, которые отличались игрой форм и необычными композициями. Отказываясь от придерживания строгих правил пропорций и гармонии, маньеристы старались выразить свою индивидуальность и эмоциональность через искусство.

Одна из основных черт маньеризма - это запутанность и извилистость линий, причудливые позы и выразительные жесты. Художники использовали сложные композиции, чтобы создать впечатление движения и динамики, а также добавляли разнообразные детали, символы и аллегории.

В работах маньеристов можно часто наблюдать преувеличение пропорций и узкое лирическое настроение, которое отделяет их от идеалов гармонии эпохи Возрождения. Маньеристы стремились создать яркие и впечатляющие образы, подчеркнуть свою творческую индивидуальность и оставить незабываемый след в истории искусства.

Фото: Isogood_patrick / Shutterstock

Художественный цикл Scuola di San Rocco до сих пор является важным свидетельством искусства Тинторетто. В его спонтанности и необычайной быстроте мазков кисти, больше чем в иногда головокружительном движении фигур, лежит динамичная сила его искусства.

Параллельно с работами над Scuola di San Rocco, Тинторетто занимался множеством других проектов. Но та же сильная эмоция, исходящая от его видений световых эффектов или риторической силы действия, проявляется в лучших произведениях этого времени.

Поздние работы и наследие

Начиная с 1570-х годов множество заказов Тинторетто, исключая те, которые поступали от Scuola di San Rocco, стали проявлять потерю качества из-за того, что большая часть самой живописи была выполнена его помощниками. Среди них были его сыновья Доменико и Марко.

Четыре аллегории в честь венецианских дожей в Сале дель Антиколледжо в Дожевом дворце были выполнены самим Тинторетто и отличаются характерной для него спокойствием и гибкостью выражения.

Джакопо Тинторетто, Минерва изгоняет Марса от Пакса и Абундансии, Дожевой дворец

В восьми сценах, изображающих великолепие Гонзаг, заказанных Гульельмо Гонзагой непосредственно перед 1579 годом и завершенных в мае 1580 года, огромный труд помощников становится явным, несмотря на важный вклад его сына Доменико. Его последним грандиозным произведением стал Рай, который с его огромными размерами остается одним из самых великих когда-либо написанных картин. Тинторетто продолжал рисовать непрерывно до своих последних месяцев и завершил свою карьеру великолепным Вечерним Пиром в церкви Сан-Джорджо Маджоре.

Исследование стиля живописи Тинторетто

Виды живописи

Техника живописи Тинторетто характеризуется смешением различных стилевых элементов: длинные формы, динамическое выражение, линейные арабески, сочетающиеся с мощной пластичностью, переведенной на собственный язык и оживленной оригинальной работой с светом. Кроме того, здесь представлено новое представление пространственной глубины и реализация "зрелищности" через первоначальные эскизы и композиции с маленькими восковыми фигурами.

С 1550 по 1552 год проявляется его контакт с венецианской живописью, адаптация к стилю Тициана и новое ощущение пейзажа, которое явно прослеживается в сценах из Ветхого Завета для Школы Тринита, и особенно в шедевре "Сусанна в Ванной" (Кунстхисторический музей, Вена).

Jacopo Tintoretto, Сьюзанна в ванной, 1555/1556

С 1553 по 1555 годы он начал под влиянием Паоло Веронезе осветление своей палитры: Вознесение Девы. Тинторетто использовал оригинальную, более интимную черту в последней вечере, который отличается религиозной ревностью и исполнен в популярном стиле, возникающем из простого наблюдения природы.

Тинторетто и маньеристская живопись

Характерное для многих маниеристов, Тинторетто стремился к языку изображения, который позволял зрителю ощутить духовное содержание - божественное. Реалистичные художники высокого Возрождения, так бросявшие мифологических персонажей и христианских святых в этот мир, в этом отношении были мало полезны. Цель маниеристов явно заключалась не в создании иллюзорного реального пространства, которое зритель мог воображать в любое время, а в создании картины, которая не была изображением этого мира, с аурой чуждых божественных сфер.

Поскольку нет возможности визуализировать такой сверхъестественный мир, художники были вынуждены полагаться на фантазию. Подобно Тинторетто, они постановщиками театра ставили свои истории. С помощью нереального, театрального освещения с драматическими светотенями, с высокооригинальными перспективами или смелыми приближениями, они пытались отдалить свои изображения от реальной жизни. Они превращали религиозные сцены в захватывающие сценарии.

Краткое сравнение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи и Тинторетто явно демонстрирует разницу в визии и подходе:

Леонардо да Винчи, Тайная вечеря, 1495 - 1498

Картина "Последняя вечеря" (1592-1594) Тинторетто

В отличии от сбалансированной и симметричной композиции Леонардо, пространство на картине Тинторетто обладает динамичностью благодаря диагонально расположенному столу. В произведении Леонардо Иисус изображен таким, каким его описывает христианская вера: одновременно человеком и богом. В картине Тинторетто это мирное сосуществование расходится. В переднем плане царит суматоха мира, где служители усердно приносят еду и напитки, в то время как в глубине изображается теологическая история. Эти два уровня объединены только через освещение и живость всей структуры картины, которые поддерживаются едва заметной вихревой лентой ангелов, простирающейся по всей сцене и обеспечивающей композиционное равновесие.

Возникает сверхъестественная атмосфера, суггестивный стиль живописи, в котором невозможно отличить реальность и нереальность, мир, дух и воспринимаемый мир - все это было совершенно чуждо художникам эпохи Возрождения.

В барокко, начиная с 1600-х годов, интеллектуальные мироздания, созданные уже в 16 веке маньеристами, достигают своего пика. Художники барокко либо оставляют земную реальность позади, либо создают запутанное взаимодействие иллюзии и реальности. Убедительный эффект этого вида иллюзионистической живописи, обеспечиваемый идеальным владением воздушной и линейной перспективой, был особенно оценен церковными отцами.

В свете угрожающих всё громче звучащих вибраций Реформации на Севере, такой вид убедительного искусства казался католической церкви крайне подходящей возможностью сделать веру привлекательной. Именно поэтому на Конкордии Тридентского собора, который стал сигналом Контрреформации в католических странах, было принято решение в 1562 году о том, что теперь следует подчеркивать мистические и сверхъестественные аспекты религиозного опыта.

Тинторетто был главным представителем этого идиома и важным участником католического искусства Контрреформации в Венеции.

Известные произведения искусства Якопо Тинторетто

Важные религиозные заказы

Волшебство святого Марка, 1548, Якопо Тинторетто

В начале своей карьеры Тинторетто, по сообщениям, работал за очень небольшое вознаграждение и в результате получал большое количество заказов. Но возникали и проблемы. В 1548 году он был нанят Скуола Гранде ди Сан Марко - одной из шести Скуоле Гранде в Венеции - для работы над произведением "Волшебство святого Марка", которое он выполнил правильно, но оно было отклонено из-за отсутствия традиций.

К счастью, полученное публичное внимание принесло ему репутацию самого динамичного молодого художника города. Это произведение стало началом его связи с общинами монастырей и благодетелями, которые постоянно просили его о работе. Впоследствии его карьера сводилась к одному большому заказу за другим.

В итоге, Scuola Grande di San Marco все-таки приняла чудо святого Марка и в 1562 году заказала еще один трехчастный цикл, изображающий чудеса, совершенные святым Марком после его смерти.

Среди них: