Маниеризм – это художественный стиль, развивавшийся в Европе в период между Ренессансом и Барокко. Он возник в XVI веке и продолжал свое существование до начала XVII века.

Маниеристы стремились отойти от гармонии и баланса, присущих ренессансному искусству, и создавали необычные и интригующие композиции. Их работы отличались изощренностью форм, грандиозным размахом и экспериментами с освещением и цветовой палитрой. Маниеризм был характерен своими вытянутыми фигурами, сложными позами и изящными деталями.

Среди важнейших представителей маниеризма можно назвать Жоржоне, Тинторетто, Эль Греко, Понтиормо и Джакомо да Понтормо. Они создавали произведения, которые отличались своей уникальностью и вызывали смешанные чувства у зрителей.

Маниеристы играли с пропорциями и переходами, создавая сложные композиции. Их работы часто заставляли зрителей долго исследовать каждую деталь, чтобы полностью понять их значение и смысл. Маниеризм в искусстве подчеркивал индивидуальность художника и его творческую свободу в выборе стиля.

Одной из заметных особенностей маниеристического искусства является его крайняя эмоциональность. Художники стремились выразить свои эмоции и чувства через сложные композиции и необычные формы.

Маниеризм имел большое влияние на развитие искусства, особенно на область скульптуры и архитектуры. Многие знаменитые сооружения и скульптуры, созданные в этот период, являются яркими примерами маниеристического стиля.

В заключение, маниеризм – это уникальный художественный стиль, который добавил неординарность и экспериментальность в искусство XVI и начала XVII веков. Его характеризуют изысканные формы, сложные композиции и эмоциональная нагрузка. Маниеристы оставили неизгладимый след в истории искусства и продолжают вдохновлять современных художников своими инновационными идеями и подходами к творчеству.

В эпоху Возрождения итальянские художники находили вдохновение в идеальных формах и гармоничных композициях классической Античности. Это переосмысление старых моделей проявилось в произведениях художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Леонардо да Винчи, а также в маньеризме, стиле, возникшем в конце Возрождения.

Маньеристские художники взяли принципы, закрепленные в эпоху Возрождения, и вывели их на новые экстремумы, создавая стилизованный эстетический язык, который оставил свою авторскую подпись на классицизме. В данной статье мы рассмотрим этот менее известный стиль, изучим его историю и представим его основные черты.

Что такое маньеризм?

Маньеризм - это стиль, который возник в 1530 году и продолжался до конца XVI века. Он назван по маньера, итальянскому термину, означающему "стиль" или "манеру", и относится к стилизованному, преувеличенному представлению живописи и скульптуры.

Маньеризм, также известный как поздняя Ренессанс, считается мостом между высоким Ренессансом и барокко, который, в свою очередь, принял и адаптировал художественную эстетику подгруппы.

История

В конце XV века флорентийские художники отказались от эфиричной иконографии Средневековья в пользу классицизма. Этот эстетический подход продолжался до XVII века и достиг своего апогея в трех направлениях: ранней Ренессанс, высокой Ренессанс и поздней Ренессанс.

В эпоху раннего Возрождения художники начали вдохновляться античностью. Этот новый интерес затем определил эпоху Высокого Возрождения, жанр, который отличается натуралистическими фигурами и математически точным использованием перспективы.

Высокое Возрождение продолжалось с 1490-х годов до 1530-х годов, когда возникла позднее Возрождение, или маньеризм.

Характеристики маньеризма

Раздел: Пармиджанино, Дева с длинной шеей, 1532-1540 гг.

Маньеристы, интересующиеся совершенством художников высокого ренессанса, тем не менее, не пытались его воспроизвести.

Вместо этого они преувеличивали принципы ренессанса, что привело к произведениям искусства, предпочитающим самовыражение стремлению к идеализму. Вместо принятия гармонических идеалов Рафаэля и Микеланджело, маньеристы пошли дальше, создавая очень творческие композиции, демонстрирующие свои техники и навыки манипуляции композиционными элементами для создания чувства изысканной элегантности.

Искусство преувеличения

Одним из основных способов, как маньеристские художники продвинули техники Высокого Возрождения на более шагов, было преувеличение. Маньеристы, возглавляемые итальянским художником Пармиджанино, отказывались от реалистических пропорций, вместо этого изображали фигуры с нереалистически удлиненными конечностями и странно расположенными телами. Вероятно, эти растянутые и искаженные формы использовались для стимуляции движения и усиления драматизма.

Маньеристы также отличались использованием сложных композиций и необычных ракурсов, чтобы создать непривычные и неожиданные впечатления у зрителя. Они играли с перспективой и пространством, создавая иллюзию глубины и объема. Это позволяло им выразить свою творческую индивидуальность и отделиться от традиционных представлений о искусстве.

Маньеристы также склонны были к использованию ярких и необычных цветовых сочетаний, чтобы привлечь внимание зрителя и создать эмоциональный эффект. Они экспериментировали с различными текстурами и материалами, чтобы добавить глубину и интерес к своим произведениям.

По словам Джорджо Вазари, известного итальянского художника, архитектора, историка и писателя, Пармиджанино случайно заимствовал эту необычную эстетику, нарисовав свой собственный портрет и при этом изображая свое собственное изображение. Однажды, с целью изучить тонкости искусства, он решил нарисовать свой собственный портрет, рассматривая себя в зеркале с конвексной поверхностью парикмахера. И когда он заметил странные эффекты округлости зеркала, которые искривляли лучи света с потолка и выдавали двери и другие элементы здания на необычные расстояния, у него возникла идея развлечь себя, фальсифицируя все.

Изысканные украшения

Сандро Боттичелли, "Весна", ок. 1482/1487 гг.

Наиболее заметным способом, с помощью которого маньеристы выносили границы чувствительности Ренессанса, были сложные украшения. В то время как фигуры выдающихся ренессансных художников обычно не вносили модели в свои работы, это были художники раннего Возрождения, такие как Сандро Боттичелли, начали их использовать.

Вдохновленный гобеленами средневековья, украшенными миллефлером (французский mille-fleurs, то есть "тысяча цветов"), Боттичелли включил цветочные узоры в свои крупномасштабные мифологические картины, такие как "Весна".

Затем маньеристы снова заинтересовались сложными орнаментами, которые покрывали как холсты, так и скульптуры ошеломляющим множеством декоративных элементов.

Один из художников, который поднимает эту концепцию на удивительно новый уровень, - Джузеппе Арчимбольдо, живописец, создавший причудливые портреты людей из растений, животных и находок.

Гиджеппе Арчимбольдо, "Весна", 1573 год.

Искусственные цвета

Наконец, маньеристы отказались от натуральных цветов художников Высокого Возрождения и вместо этого использовали искусственные и часто яркие оттенки.

Эти нереалистичные цвета особенно ярко проявились в творчестве итальянского художника Якопо да Понтормо, чья насыщенная палитра подняла богатые цвета эпохи Ренессанса на новые высоты.

Джакопо да Понтормо, Козимо Старший, 1518-1520

Также Эль Греко известен своим использованием потрясающих цветов. Как и другие маньеристы, Эль Греко искал вдохновение у более ранних художников, не пытаясь воспроизвести их произведения. "Ты должен изучать мастеров", говорил он, "но сохраняй оригинальный стиль, который живет в твоей душе, и наказывай тех, кто попытается украсть его".