Искусство фин де сиекля во Франции было олицетворением множества течений, определяющих современное понимание искусства.

В то время как большинство этих группировок объединялись вокруг общих стилей или сходных техник, Les Nabis объединяла нечто другое. Они считали своим художественным единством желание освободиться от ограничений академической живописи.

Les Nabis - вкратце

Наби - это постимпрессионистская группа художников, образовавшаяся в 1888 году и распавшаяся в 1900 году.

К числу Наби, созданных Полем Серюзье, жившим в Париже, также относились такие величины, как Феликс Валлотон и Эдуар Вийяр.

Эти молодые художники, объединившись вместе, пытались возродить живопись, используя форму и цвет как средство непосредственного личного выражения, а не как средство выражения объективной реальности.

Примечание: Французский писатель Анри Казали дал художникам название "Набис".

Термин "Набис" происходит от ивритского слова "пророк" и намекает на благочестивую, почти духовную природу их художественного объединения.

Формирование "Набис"

Летом 1888 года 24-летний студент искусства Поль Серюсье присоединился к художественной колонии в Пон-Авене, Франция, называемой "Академия Жюлиан".

С поддержкой известного постимпрессионистского художника Поля Гогена Серюзье завершил свой абстрактный пейзажный полотна "Талисман", которое позже было признано его товарищами как первая работа группы "Ле Наби".

Талисман передает характерный стиль Серюзье: плоская мазковая техника, выразительные формы и яркие цвета.

Наиболее важно то, что это революционное произведение воплощает идею "чистой живописи" группы "Ле Наби", подход, который должен был освободить художников от всех ограничений, возникающих при натуралистическом изображении реальности, что упражняли веками французские академии.

Этот новый подход к живописи быстро привел к формированию группы "Ле Наби".

Уже в следующем году группа провела свою первую совместную выставку.

В 1890 году 18-летний Морис Денис написал определение "Неотрадиционализма", которое выступало в качестве манифеста Набисов.

Он напоминал читателям, что картина по своей сути представляет собой только плоскую поверхность, покрытую цветами, которые сочетаются в определенном порядке и гармонии.

С того же года Набисы обустроили ателье в парижской улице Жан-Батьист Пигаль 28, где многие передовые художники и творческие личности встречались для обмена идеями. Это скромное ателье можно считать центром Набисов, откуда они выражали свое влияние на современное искусство.

Как и вся искусство постимпрессионизма, живопись Наби не была привязана к определенному стилю.

Вместо этого они объединялись общей целью: вызывать эмоции и выражать эмоции, а не подражать реальности с помощью красок.

Тем не менее, произведения Наби часто имеют определенное эстетическое сходство.

Исходя из примера Гогена, они часто использовали экспрессивные цвета и видимое ведение кисти.

Как и другие художники времени, они в своих работах подхватывали внешний вид и текстуру японских цветных гравюр, что стало еще одной важной чертой искусства Наби: сознательно плоские плоскости изображений.

Избегая линейной перспективы, Наби больше не ограничены пространственными границами реальной жизни.

Японское влияние проявляется не только в живописи Набисов, но и в их декоративном искусстве. Помимо обычных холстов, Набисы также представляли свои картины на складных стенах.

Маргарита Серюсье, Пейзаж с долинами, 1900

Складные стены не были единственными декоративными объектами искусства, созданными Набисами.

Они также создавали ковры, керамические изделия и витражи.

В 1892 году они начали разрабатывать декорации и костюмы для театральных постановок.

Однако к концу десятилетия Набисы отказались от этих форм искусства и вернулись к своим художественным истокам, прежде чем распалиться в 1900 году.

Художественное наследие Ле Наби

Почему Набизы решили пойти каждый по своим путям? Десятилетия спустя один из основных членов этой группы, Эдуард Вийяр, объяснил, что их работы начали казаться устаревшими с появлением все более современных художественных направлений.

В то время как самые известные члены Ле Наби уже в начале 20-го века двинулись дальше по своим путям, их художественное влияние сохранилось.

Хотя Набизы часто оказывались затенены последующими движениями (в особенности фовизмом, кубизмом и экспрессионизмом), они прокладывали путь для последующих стилей модернизма, интересующихся новой формой традиционного искусства.