Фарбопигменты играют важную роль в искусстве, создавая яркие и насыщенные цвета, которые привлекают внимание зрителей. Многие известные мастера их использовали в своих произведениях, и их история богата интересными фактами и открытиями.

Первые фарбопигменты были получены из природных источников, таких как растения и минералы. Экстракты из растений использовались для получения различных оттенков, например, красного из кошенили или зеленого из хлорофилла. Минералы, такие как охра или лазурит, также давали художникам возможность создавать разнообразные цвета.

С развитием химической промышленности были открыты новые синтетические фарбопигменты, которые стали широко использоваться в искусстве. Это позволило художникам получить больше оттенков и вариативности в своих работах. Синтетические фарбопигменты также имели меньшую стоимость и большую стабильность, что позволило им оставаться яркими и насыщенными с течением времени.

Современная классификация фарбопигментов основана на их химическом составе и свойствах. Они могут быть органическими или неорганическими, прозрачными или непрозрачными, стойкими или легко воспламеняющимися. Каждый пигмент имеет свои уникальные особенности и применение в искусстве.

Одним из самых известных классов фарбопигментов являются акварельные красители, которые используются художниками для создания акварельных работ. Эти красители обладают прозрачной и насыщенной цветопередачей, что позволяет создавать красивые и плавные переходы между оттенками.

Фарбопигменты продолжают прогрессировать и развиваться, появляются новые открытия и инновационные технологии. Они остаются важной частью искусства, помогая художникам выразить свою творческую визию и создавать удивительные произведения, которые восхищают зрителей своей красотой и яркостью.

В прошлом, более традиционные пигменты в основном получали из веществ, естественно встречающихся в окружающей среде.

Даже те из них, что были позднее синтезированы, оставались без химических изменений. Эти старые пигменты создают цвета, видимые в природе, и, в свою очередь, способны передавать ощущение естественности даже в абстрактных работах.

Новые, синтетические пигменты все еще получают из естественных материалов, таких как нефть, но они были химически модифицированы, чтобы создать новое вещество, которое не существует в окружающей среде и имеет для многих ненатуральный вид. Многие из этих цветов стали частью визуальной среды наших городов, созданной искусственно благодаря их промышленному использованию.

При сравнении современных и традиционных пигментов нет оснований полагать, что натуральные пигменты лучше синтетических. Свойства обоих видов пигментов могут быть использованы в пользу художника для достижения определенного эффекта.

Основная классификация красящих пигментов

Красящие пигменты могут быть классифицированы как органические или неорганические, а также по способу получения. Органические пигменты состоят либо из углерода, либо являются частью живого организма, например, слоновой кости, или производятся им.

Натуральные экстракты из животного или растительного сырья или синтезированные из органических веществ, таких как нефтепродукты, являются источником многих органических пигментов.

Анорганические пигменты представляют собой пигменты, не содержащие углеводороды, такие как сульфид кадмия (кадмиевый красный), но содержат оксиды и сульфиды углерода (малахитово-зеленый, настоящий).

Анорганические пигменты либо натуральные соли и минералы, добываемые из земли, либо синтезируются из солей и минералов.

Естественные органические пигменты

Среди природных органических пигментов находятся красители, превращенные в пигменты, а также пигменты из животного и растительного источников. Примеры растительных пигментов включают крап, индиго и гамбож. Примеры животных пигментов включают сепию и индийский желтый.

Синтетические органические пигменты

На данный момент существует около семитысяч органических красителей, которые синтезируются из каменноугольного дегтя и продуктов нефтехимии, к которым каждый год добавляется примерно двести новых.

Краситель, в отличие от пигмента, растворим в среде, на которую наносится, поэтому нет практической необходимости производить живописные краски непосредственно из красителя.

Например, если краситель смешивают непосредственно с льняным маслом, он легко растворяется в нем. Однако, если эту смесь смешать с другими красками, нанести на холст или использовать кистью, она также легко растворится и окрасит практически неуправляемо.

Для восстановления контроля необходимо превратить краситель в такой пигмент, который будет не растворим в конкретной среде. Это достигается химическим путем, путем связывания красителя с нерастворимым инертным субстратом, таким как гидроксид алюминия. Результатом является пигмент. После того, как краситель связан с твердым и нерастворимым материалом, его можно использовать в качестве любого другого пигмента для создания цвета.

Существует три основные группы синтетических органических пигментов, используемых в художественных красках:

Первый из них - антрахинон, 1,2-дигидроксиантрахинон (ализариновый пурпур), который был открыт в 1868 году при изучении окрасительных свойств красителя из граппы. Это открытие привело к разработке нескольких индантронов, один из которых был использован художниками в виде индантронового синего.

Вторая группа, Azo, относится к определенному молекулярному строению азотсодержащих органических молекул. Хотя азоокрашители были разработаны уже в 1880 году, именно в 1912 году разработка нафтола привела к появлению стабильных пигментов, к которым сегодня относятся арилиды (для производства ганзагельба, кадмиевого желтого), перинона (перинонового оранжевого) и нафтолов (нафтолкрасного, нафтолкарминного и кадмиевого красного).

Третьей основной группой являются фталоцианиновые красители (фталоцианинового синего и зеленого). Фталоцианин был впервые обнаружен в 1907 году. Затем он был несколько раз снова открыт, пока не был разработан для художников в 1930-х годах. Из этой группы произошли хинакридоны, среди которых относительно распространены гамма-хинакридон (хинакридон маджента) и хинакридон фиолетовый b (хинакридон фиолетовый).

Естественные неорганические пигменты

Естественные неорганические пигменты встречаются в природе в виде минералов, которые затем помолоты, просеяны, вымыты и иногда нагреты. Термин "естественные минеральные пигменты" обозначает, например, такие пигменты, которые являются естественно встречающимися солями металлов, такими как основная карбонатная медь (азурит и малахит).

Термины "земляные пигменты" или "земляные красители" обозначают естественно встречающиеся неорганические пигменты, которые состоят не только из естественно встречающихся солей металлов, но и содержат значительное количество глины и/или кремниевой кислоты, такие как водосодержащий оксид железа и кремниевая кислота (сиена, естественная).

Синтетические неорганические пигменты

Почти все использованные сегодня неорганические минеральные пигменты производятся синтетически. Синтетическая версия пигмента может быть химически идентичной с естественной формой, но производиться искусственно. Она также может быть полностью новым пигментом, произведенным из минералов.

Примером естественного неорганического минерального пигмента является настоящий ультрамариновый синий, полученный из драгоценного камня лазурита. Синтетический ультрамариновый синий, напротив, производят по процессу, который сочетает диоксид кремния, оксид алюминия, соду и серу - основные элементы естественно встречающегося лазурита. Хотя они химически почти идентичны, настоящий ультрамариновый синий имеет кристаллическую структуру, которая придает ему больше глубины и красоты, чем синтетический пигмент.

Один из примеров полностью нового синтетического минерального пигмента - это кадмиево-желтый, изобретенный в 1817 году. Кадмий был извлечен из земли и затем превращен в искусственную соль, которая могла быть использована в качестве пигмента.

Стеклянные пигменты - это синтетические неорганические пигменты в необычной форме. Пигмент Египетский синий, который использовался с 1500 года до нашей эры до 500 года нашей эры, был получен из мелких стеклянных частиц, называемых фриттами, которые были измельчены для производства пигмента. Точный цвет, получаемый из этого пигмента, зависел от размера стеклянных частиц. Если фритта стекла была измельчена до мелкой частицы, она давала бледно-синий цвет. Более крупная молотая фритта давала светло-синий цвет.