Смелая, прогрессивная, экспериментальная - все эти слова описывают искусство, преодолевающее границы и создающее изменения. Все эти качества связаны также с часто используемым, но иногда неправильно понимаемым выражением - авангардом.

Основное значение термина

Французское слово, которое чаще всего переводится как "передовой отряд" или "прорывающий", относится к видению и превосходящему свое время феномену.

Часто используется для обсуждения художественных вкладов в общество и культуру, авангард отвечает за некоторые из самых значимых произведений в истории. Но как можно классифицировать авангардное искусство? Кто являются предвидящими художниками, которые рискнули привести к существенным изменениям и сменам направления, определяющим сегодня течение истории искусства?

В искусстве авангард обычно связан с каким-то видом эстетического инновационного подхода. Часто это инновационное направление в свое время было неправильно понято или даже не принято. Этот термин относится к творческим личностям, боровшимся со идеалами мейнстрима. И хотя этот термин часто используется в контексте современности, уже до этого были художники, работы которых можно было бы считать авангардистскими для своего времени.

Истоки понятия авангарда в искусстве

- Перед тем, как мы углубимся в некоторых из наиболее известных авангардистов и художественных движений, давайте рассмотрим, откуда взялся этот термин и как он получил свое нынешнее значение. Исходно термин "авангард" использовался французской армией и обозначал предводителей частей, выполняющих разведку перед основной армией. В течение 19 века он был применен к левым социалистическим мыслителям и их требованиям политических реформ. Влиятельный французский социалист Анри де Сен-Симон был первым, кто впервые применил этот термин к искусству.

В тексте 1825 года он объединил художников с учеными и промышленниками в качестве лидеров общества, которые могли указывать людям путь вперед. С этого момента термин "авангард" стал регулярно применяться к художникам, многие из которых ссылались на реализм Гюстава Курбе в качестве отправной точки. В последующие годы термин использовался для описания многих направлений современного искусства.

Однако можно легко заметить, что и ранее художники, такие как Леонардо или Караваджо, занимали в свое время роль лидера. Они сознательно нарушали действовавшие ранее нормы искусства, рискуя своим художественным успехом, и тем самым способствовали развитию искусства. Сама Ренессанс была авангардным движением, так как она занималась перспективой и реализмом в том виде, которого раньше не знали.

Авангард в искусстве: видение новаторских художественных направлений

Это, конечно, не полный список, но ниже приведены некоторые движения современности, которые обычно называют авангардом в искусстве.

Импрессионизм

Моне, "Восход солнца", 1872 г.

Искусство импрессионизма, несмотря на то, что оно может не казаться авангардистским по современным меркам, было безжалостно революционным для своего времени.

Произведения импрессионистов были отклонены традиционным Парижским салоном (ежегодной художественной выставкой), в ответ на что некоторые художники, такие как Моне, Дега и Ренуар, объединились, чтобы организовать свою собственную выставку.

Эти художники предпочитали пейзажи и сцены повседневной жизни классическим и историческим темам. Они также разрывали с академической традицией, когда рисовали только в студии. Сознательно беря свои кисти и краски с собой на природу, они пытались запечатлеть мимолётные впечатления такими, какими они видели их в тот момент. Живопись "пленэр" была одной из основных идей этого движения.

Кубизм

Хуан Грис, "Жалюзи", 1914 год

Кубизм - одно из самых известных авангардных движений, полностью отказавшихся от традиционных форм и обратившихся к абстракции.

Основатели Джордж Брак и Пабло Пикассо играли с традиционными, академическими правилами западного искусства, превращая их в новый, неожиданный способ творчества. Фигуры были раздроблены на геометрические формы, цвета были осветлены и упрощены, а коллаж стал популярен.

Дадаизм

Марсель Дюшан, Фонтан

Дада может быть сложным явлением, поскольку работы художников настолько многообразны. Движение возникло в Швейцарии во время Первой мировой войны и отличается революционными попытками создания произведений, которые не обязательно эстетически привлекательны. Их целью было задать вопросы капиталистическому обществу и его ценностям.

Дадаисты, например, использовали ридимейды - повседневные предметы, использованные как произведения искусства - для вопроса о роли художника в творчестве. Дада имела глубокое влияние на другие последующие авангардные движения, такие как флюксус.

Сюрреализм

Сальвадор Дали, Устойчивость памяти Фото: Neil R / Flickr.com / CC BY-NC 2.0

Сюрреализм - это высокоэкспериментальное явление, основанное на принципах подсознания и позаимствованное из литературно-научной техники "автоматизм".

Этот разрыв с реальностью дал сюрреалистам, таким как Сальвадор Дали и Ман Рэй, полную творческую свободу, так как они больше не руководствовались академическими принципами. Соноподобные сцены их искусства сочетают реалистические изображения с фантастическими мотивами.

Сюрреалисты также были известны своей попыткой во многих художественных медиа, от живописи и скульптуры до фотографии и кино.

Флюксус

Нам Чжун Пейк - Случайный доступ к музыке. Фото: Саша Пофлепп / Flickr / CC BY 2.0

Флуксус развивался в 1960-х и 1970-х годах и может быть назван интердисциплинарным движением, в котором участвовали художники, дизайнеры, композиторы и поэты. Флуксус был существенно повлиян дадаизмом.

Члены Флуксуса стали известными в основном благодаря своему впечатляющему, инновационному искусству выступления, которое ставило на передний план взаимодействие между публикой и тем, что происходит на сцене. Готовый продукт был менее важен, чем путь к его созданию и способ, которым публика была эмоционально задействована.