Постимпрессионизм включает в себя широкий спектр различных художественных стилей, все они имели общую мотивацию - реагировать на эстетику импрессионизма.

Стилевые вариации, которые скрываются за термином "постимпрессионизм", чрезвычайно разнообразны.

Они варьируются от научно ориентированного неоимпрессионизма Жоржа Сера до изобильного символизма Поля Гогена, но все они сосредоточены на субъективном видении художников.

Это движение ввело эпоху, когда живопись вышла за рамки своей традиционной роли окна в мир и вместо этого стала окном в разум и душу художника.

Важные идеи постимпрессионизма

Импрессионизм и постимпрессионизм

Клод Моне в 1872 году радикально изменил направление живописи и привел ее к революционному визуальному выражению, в котором художники реагировали на свое текущее окружение.

Это было достигнуто в картине "Импрессия. Восход солнца" 1872 года, в которой Моне каждым видимым мазком щетки точно зафиксировал, как свет солнца падает на пароходы и воду под ними.

Моне, Импрессия, Восход солнца, 1872

Критик Луи Леру издевательски назвал его стиль живописи "импрессионизмом" из-за видимых мазков кисти и тем самым придал группе художников ее идентичность.

Хотя ядро группы составляла лишь несколько художников, многие другие были неофициально связаны с группой. Среди них был Поль Сезанн, который выставлялся с импрессионистами в 1870-х и ранних 1880-х годах.

На последней импрессионистской выставке в 1886 году молодые художники и критики потребовали изменения фокуса изобразительного искусства. Они считали, что импрессионисты уделяют слишком много внимания технике и воздействию естественного света, затмевая значение материи.

Наконец, эти противоречивые художники стали известны как постимпрессионисты. Термин, который объединяет самые разнообразные индивидуальные художественные стили.

На самом деле, многие важные фигуры движения были соперниками в своих методах и подходах. Гоген и Серат ненавидели друг друга, и хотя Ван Гог восхищался работами импрессиониста Эдгара Дега и его постимпрессионистского коллеги Анри Руссо, он был скептически настроен к упорядоченному стилю Сезанна.

Хотя Париж был несомненным центром постимпрессионизма, акцент на символические и выразительные содержания привел к тому, что жизнь в городе перестала быть главной темой для художников.

В результате, многие художники развили собственный эстетический стиль за пределами Парижа:

Первым предвестником нового тренда, который разорвал с импрессионизмом, стал Жорж Сёра. Он развил художественный стиль поинтилизма, который относится к использованию точки как основного элемента изображения.

Более широко стиль стал известен как неоимпрессионизм, поклонники Сёра расширили его концепцию. Сёр исследовал новый научный подход к представлению цвета и расширил интерес импрессионистов к оптике.

Штрихи и точки, из которых состояло его полотно, наносились отдельно в каждом цвете. Эти отдельные метки и цвета затем визуально смешивались в глазу зрителя, если сохраняется определенное пространственное расстояние до поверхности картины.

Серат использовал цвет во многих своих работах в плотных полях с мельчайшими точками, чтобы имитировать живой и вибрирующий внешний вид естественного света. Поль Синьяк следовал по стопам Серата в своих исследованиях.

Обзор различных течений

Постимпрессионизм трудно уместить в одну категорию. Различия между отдельными направлениями настолько значительны, что они часто имеют только одно общее - существование в качестве реакции на импрессионизм.

Однако основные течения и их ведущие фигуры можно описать в нескольких абзацах.

Ван Гог и японская живопись

Кацусика Хокусай: Тридцать шесть видов Фудзияма - Великая волна у побережья Канагавы (1906 год) была подробно изучена европейскими художниками, такими как Ван Гог и Тулуз-Лотрек

Винсент Ван Гог полагался на яркие цвета и широкие мазки кисти, чтобы проиллюстрировать свою внутреннюю беспокойство. Вместе с Гогеном он экспериментировал с новыми подходами к живописи и отвергал академическое представление, мелкую проработку и фиксацию импрессионистов на оптике. Он был повлиян множеством источников, в том числе своей любовью к стилизованным изображениям японских графических работ Укиё-э.

В конце XIX века волна японских товаров и искусства, попавших на европейский рынок, вызвала японизм - европейскую интерпретацию японских художественных стилей в западных художественных объектах.

Винсент Ван Гог назвал свои работы, созданные под влиянием Японии, "Японезерией".

Влияние подобного рода можно увидеть также в работах Анри де Тулуз-Лотрека. Тулуз-Лотрек был наблюдателем кабаре со своим уникальным взглядом: он родился во французском аристократическом семействе, но имел физическую неполноценность, что сделало его взгляд на мир вне стенах высшего общества. Его особый взгляд на парижскую ночную жизнь привел к созданию картин и литографий танцевальных залов и кабаре, основанных на ярких контурах и плоских цветовых пятнах укйо-э.

Гоген и синтетизм

"Таитянские горы" (1897) Поля Гогена выражают видение художника яркими цветами.

Сезанн и структура формы изображения

Серия "Гора Сен-Виктория" Кезанна разложила структуру картины на геометрические формы.

Поль Сезанн в своей живописи сосредоточился на изучении основной формальной структуры натюрморта, портретов и пейзажей.

Вместо описания общего впечатления от сцены, Сезанн пытался выразить ее внутреннюю организацию и предложил составить ландшафт из самых простых геометрических компонентов. Как он однажды написал в письме символистскому художнику Эмилю Бернар: "Относитесь к природе как к цилиндру, сфере, конусу". Используя цветовые пятна для создания этих форм, он объединял части фигур на переднем плане с элементами заднего плана, соединяя поверхность и глубину.

Цезанн, возможно, самый влиятельный из постимпрессионистов, установил связь между импрессионизмом и кубизмом. Его инновации были чрезвычайно важны для мастеров современности, таких как Анри Матисс и Пабло Пикассо. Пикассо даже пошел настолько далеко, что назвал Цезанна "отцом всех нас".

Руссо и примитивизм

Картина "Der Traum" (1910) Генри Руссо-удивительное произведение, которое восхищает своей оригинальностью и уникальным стилем.

Руссо был самоучкой, и его простой, автодидактический стиль открыл для модернистов новые возможности выражения искусства.

Многие постимпрессионисты были притянуты примитивизмом, когда искали более живых стилей и символических сюжетов. В данном случае примитивизм относится к "наивному" автодидактическому стилю Генри Руссо, которого причисляют к пионерам данного направления. Однако этот термин также может относиться к включению не-западных художественных форм в творчество таких мастеров, как Пикассо или Гоген.

Руссо приходится иллюстрировать искусство, чтобы занять себя своей работой на парижской таможне, пока он управлял воротами в город. До 1884 года он усердно копировал произведения из коллекции Лувра и разработал стиль, который заключался во всем его творчестве. Хотя на первый взгляд картины Руссо кажутся показывающими обычные мотивы, упрощенные абстрактные формы и поверхностные узоры, которые сливаются на картинах, на самом деле полностью вымышлены.

Несмотря на отсутствие академического образования, его настроенческие пейзажи и сцены из джунглей, такие как "Спящий цыган" (1897) и "Сон" (1910), полагались на его интерпретацию подсознания, а не на его впечатления от окружающей среды. Его изображение царства снов в уникальном интуитивном стиле оказалось очень влиятельным для фовистов, кубистов и сюрреалистов.

Ле наби

Поль Серюзье: Лес д'Амур в Понт-Авене: Талисман (Le Talisman), 1888

Под влиянием живописи жапонизма, символизма и английских прерафаэлитов художественная группа Ле Наби придерживалась идеи о том, что художник должен синтезировать природу и персональное выражение внутри произведения искусства.

Название "Ле Наби", происходящее от ивритского слова "пророк", вводило в группу главную идеологию - смесь мистики и внутренней духовности художника.

Поль Серюзье основал эту группу постимпрессионизма и усовершенствовал стиль, который доминировал в их работах. Под влиянием Гогена они использовали краски непосредственно из тубы в широких, не модулированных цветовых пятнах, с узорами и стилизованными контурами, которые отражают субъективное видение художника. Художник и теоретик Морис Дени вышел в 1890 году с эссе "Определение неотрадиционализма", в котором объяснил: "Помните, что картина - прежде всего плоская поверхность, покрытая красками, расположенными в определенном порядке", и это до того, как она станет конским боевым конем или актом или сценой жанрового живописи.

Группа "Les Nabis" выставляла совместно с 1892 по 1899 годы и включала разнообразные средства выражения, такие как живопись, гравюры, витражи и сценографию. Основными участниками группы были Поль Серюзье и Морис Дени, а также Пьер Боннар и Эдуард Вуйяр. Несколько других художников также выставляли и работали с группой в разное время, включая Аристида Майола и Анри де Тулуз-Лотрека.

Постимпрессионистические движения за пределами Франции

Хотя постимпрессионизм был сосредоточен во Франции, художественные стили и теории, вытекающие из этого движения, быстро распространились на другие страны.

Норвежский художник Эдвард Мунк расширил идеи символизма и разработал свой собственный личный и очень выразительный стиль искусства. Через абстрактные изображения и использование ярких цветов и нервных линий он пытался передать внутренний конфликт художника, а также взрывающийся страх современного человека.

Другие, как бельгийский художник и гравер Жаме Энсор, использовали яркие цвета и плоскую перспективу в антиреалистическом стиле, чтобы передать всеобщее напряжение и тревогу духа "фин де сиекля". Тематика Энсора часто черпалась из легенд, но он часто изображал гротеск восстания против классических красивых тем академического искусства.

Поздние разработки и новые движения

Хотя имя постимпрессионистского движения сегодня широко известно, английский художник и критик Роджер Фрай впервые употребил этот термин в 1910 году для выставки, которую он организовал в лондонской галерее Графтон и посвятил картинам Мане и постимпрессионистам. В каталоге он признал, что неточность термина "постимпрессионизм" не отражает различий в стилях и интересах художников, представленных на выставке. Несмотря на разнообразие стилей, единая идея двигала их от импрессионизма. Фрай считал, что началось это с Мане, но выставка была сосредоточена на работах Сезанна, Ван Гога и Гогена.

Уже в 1910 году революционные движения, такие как фовизм, экспрессионизм и кубизм, овладели европейской авангардом. Каждое новое развитие в этих больших движениях основывалось на символике и структуре различных постимпрессионистских стилей.

Важные произведения постимпрессионизма

Жорж Серо, Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884-86)

Описание и анализ произведения искусства: "Воскресный день на острове Ла Гранд-Жатт" - это, возможно, самый известный пример техники живописи, известной как поинтилизм. Несмотря на то, что картина содержит импрессионистские элементы света и тени и изображает досуг парижской буржуазии, она является ранним примером художественной реакции на импрессионистское движение.

Жорж Сёра сочинил сцену из множества маленьких точечных цветных пятен. При более внимательном рассмотрении картина становится не более чем квази-абстрактным выбором цветов, похожим на кончик иглы.

При рассмотрении с адекватного расстояния, однако, самый настоящий мотив оказывается в фокусе внимания. Серуа тщательно расположил каждую точку относительно окружающих точек, чтобы достичь желаемого оптического эффекта.

Поль Гоген, Видение после проповеди (1888)

Описание произведения искусства: Гоген изучал искусство в Бретани, северной части Франции, где уникальная история и местные обычаи представляли для него определенную степень духовной свободы и примитивной открытости. Там он создал картину, изображающую видение после проповеди.

Живопись, изображающая открытое видение Иакова, сражающегося с ангелом, ясно показывает реальность и духовное проявление через эстетическую форму. В то время как множество прихожан, переживающих видение, находится на переднем плане, библейская битва появляется на заднем плане, окруженная двумерным и ярким цветным пространством. Гоген полагался на абстракцию красного пола, чтобы передать пространство видения, а также повышенные эмоции религиозного откровения.

Как показывает это произведение, Гоген отвергал конвенции индустриализированного современного общества как в своем искусстве, так и в своей жизни, используя романтизированные обращения к примитивному, бесплотному и мистическому. Таким образом, он способствовал инициированию индивидуализированного экспрессионистского течения в искусстве авангарда, которое оказало влияние на поколения художников в течение 20-го века.

Винсент ван Гог, портрет доктора Гаше (1890)

Описание и анализ произведения искусства: Ван Гог был одним из самых талантливых и эмоционально нагруженных художников нового времени. Несмотря на то, что Ван Гог был сильно недооценен в свое время, он был импульсивным и часто спонтанным художником, воплощающим множество идеалов постимпрессионистского движения. В "Портрете доктора Гаше" Ван Гог пытался вызвать у зрителя сложную смесь эмоций, вместо того чтобы изобразить сидящего человека в натуралистическом стиле.

Ван Гог создавал живописные ритмы и кружащиеся формы в организации фигуры, чтобы передать элементы силы, интеллекта и меланхолии. Через такие интимные и персонализированные интерпретации Ван Гог воплотил отказ от импрессионистического оптического наблюдения в пользу эмоционального изображения, которое обращалось к сердцу зрителя, а не к его уму.

Эдвард Мунк, Крик (1893)

Описание и анализ произведения искусства: Мунхв своем самом знаменитом произведении "Крик" выразил центральные принципы своего эстетического восприятия за счет яркой цветовой гаммы и выразительного содержания. В то время как многие критики толкуют это произведение как выражение современного состояния, сам Мунх называл его исследованием души, то есть изучением самого себя.

С помощью кошмарного образа отчаянного человека и абстрактного изображения формы художник создал это крайне провокационное и личное изображение. В отличие от идиллических картин импрессионистов сельских пейзажей, Мунх предлагает альтернативное видение отношения человека к природе. Здесь эмоции главного героя отражаются в окружающем ландшафте, который служит символическим уровнем выражения внутреннего существа.

Henri Rousseau (1844-1910) был французским художником, известным своими наивными иллюстрациями. Одна из его известнейших работ - картина "Der Traum" (1910), которая изображает экзотический ландшафт с дикой природой.

На картине "Der Traum" Руссо изобразил джунгли с яркой и сочной растительностью. На переднем плане можно увидеть спокойную женщину, лежащую на кушетке. Ее присутствие в таком диком и шумном окружении создает таинственное ощущение и вызывает вопросы о том, чем она занята и что она испытывает.

Руссо часто вдохновлялся фантастическими и мифическими сюжетами, и "Der Traum" не исключение. Он приносит зрителю волшебство и мистику, позволяет погрузиться в мир сновидений и фантазий.

Картина изобилует деталями и зрительно притягивает внимание к каждому уголку плато. Тут растут гигантские цветы, удивительные растения и древесные формации, которые заставляют задуматься о силе природы и ее прекрасном многообразии.

Руссо использовал необычные цветовые гаммы, чтобы передать эмоции и атмосферу окружающего мира. Он смело играл с оттенками зеленого, оранжевого и красного, создавая концентрические круги, которые добавляют глубину и объем к ландшафту.

В "Der Traum" Руссо также экспериментировал с перспективой. Он создал глубину, помещая маленькие и большие объекты на передний план и фон, чтобы создать ощущение пространства.

Следует отметить, что Руссо не был художником-путешественником и никогда не посещал джунгли, но он смог передать их величие и загадочность на своей картине. Его работу "Der Traum" можно рассматривать как его личное путешествие в мир фантазий и мечтаний.

Итак, "Der Traum" Henri Rousseau - это произведение, которое не только поражает воображение своими необычными иллюстрациями, но и позволяет зрителю исследовать новые миры и задуматься о смысле мистического и таинственного.

Описание и анализ произведения искусства: В "Соне", его последней и великолепной картине, Руссо представил уникальную интерпретацию традиционной темы лежащего акта.

Изображенная женщина отдыхает на своей стороне, окруженная тропической флорой и фауной загадочных глубин джунглей. Интересно, что она лежит на диване, а не на лугу, и наблюдает за своим экзотическим окружением на расстоянии.

Руссо объяснил, что изобразил женщину, когда она сидела на своей парижской квартире на диване и мечтала о тропическом джунгле, окружавшем ее. Отсутствие перспективной глубины, использование ярких цветов и искаженных изображений подчеркивают сонность картины. Несмотря на то, что Руссо многократно рисовал картины джунглей, он ни разу не покидал Париж.