Если вы знакомы с искусством и живописью, то, возможно, уже слышали о термине "в пленэре" (также: живопись на свежем воздухе или пленэрная живопись). Живопись в пленэре - это практика, которой занимаются уже сотни, а может быть и тысячи лет.

Французское выражение "en plein air" переводится как "на свежем воздухе", именно в природе, на открытом воздухе проходит пленэрная живопись. Термин возник во Франции, так как французские художники во второй половине 19 века, когда живопись на природе стала набирать популярность, начали его использовать.

Здесь вы найдете основные причины внезапной популярности живописи на свежем воздухе, некоторых известных художников, работавших в пленэре, а также 7 примеров известных пленэрных картин.

Основы пленэрной живописи в 19 веке.

Возникновение интереса к искусству и живописи в 19 веке произошло по нескольким причинам. Одной из основных причин было увеличение среднего класса, обусловленное индустриальной революцией и повышением благосостояния. Также произошло изменение в мышлении, которое все больше начало уделять внимание естественной красоте.

Кроме того, доступ к живописи значительно упростился благодаря появлению готовых красок. Раньше художникам приходилось самим молоть пигменты и смешивать их с вяжущим веществом. Они могли производить только небольшие порции красок за раз, так как не было возможности сохранять их от высыхания.

К середине 19 века произошел поворот в живописи, предшествовавший изобретению металлических краскотуб.

Благодаря этому производители могли производить масляные краски в больших количествах и фасовать их в тубы, где они уже не высыхали или теряли в качестве.

Кроме того, были разработаны акварельные гаши, уложенные в ящик, предлагающие идеальное оборудование для рисования на ходу. Вдруг художники и любители искусства могли приобрести необходимые материалы, не приходясь их изготавливать самостоятельно или покупать дорого в магазине. Они уже были упакованными и сохраненными в ящике для рисования, как мы и привыкли сегодня.

Наблюдение за игрой света как движущая сила пленэрной живописи

Фото: fevziee / Shutterstock

На фоне этих новых возможностей в производстве красок формировались художественные взгляды импрессионистов и школы Барбизон. В обоих художественных направлениях особую роль играли естественное дневное освещение и атмосферный эффект.

В некотором смысле художники пленэра XIX века рисовали не только на открытом воздухе, они также изображали момент во времени и переживания и впечатления, которые они испытывали в этот момент.

Несмотря на то, что в начале они были сильно критикуемы и даже ridiculed, импрессионизм, его производные и противоборствующие движения в значительной степени способствовали популярности живописи "на свежем воздухе". Художники были уверены, что единственный способ изобразить световые условия природы - это передать мимолетный момент на месте. При этом они хотели полностью отказаться от подготовительных исследований или эскизов.

Известные живописцы "на свежем воздухе" в обзоре

Вершина живописи "на свежем воздухе" пришла с появлением импрессионизма, который был назван по картине Клода Моне "Впечатление, восход солнца".

Вместе с Моне, который стал известным благодаря своим многочисленным работам под открытым небом, к ведущим представителям импрессионистической пленэрной живописи также относились Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Камиль Писсарро.

Постимпрессионистские художники Поль Сезанн и Винсент Ван Гог продолжили эту традицию: