Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи сформировали основу флорентийского искусства XV и XVI веков.

Чтобы понять путь Микеланджело и Леонардо да Винчи, сборник воспоминаний маляра и историка Джорджио Вазари "Le Vite" дают нам информацию.

В этих подробных биографиях художников описываются их жизнь в деталях. Из биографий можно сделать выводы о взаимоотношениях двух художников, чьи пути пересекались несколько раз во Флоренции.

Еще одним источником информации является близкий друг и биограф Микеланджело Аскавио Кондиви. Он подробно задокументировал жизнь Микеланджело.

Оба издания дают нам ценное представление о флорентийском Возрождении и двух его важнейших художниках: Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Здесь мы сравниваем различия и сходства двух мастеров эпохи Возрождения.


Первая встреча Микеланджело и Леонардо да Винчи

Микеланджело и Леонардо да Винчи проявили себя как сильные и влиятельные личности с двумя несовместимыми взглядами на искусство.

Леонардо был старше на двадцать лет Микеланджело, и у каждого из них было собственное представление об искусстве.

Первая встреча двух художников произошла, когда Леонардо был назначен в комитет, который должен был определить место для статуи Давида.

После множества обсуждений огромная статуя была установлена на площади перед Палаццо делла Синьория, резиденцией флорентийского правительства.


Разные взгляды на искусство

Внутри палаццо делла Синьория находился большой зал под названием "Салоне дей Чинквеченто", предназначенный для собраний граждан с избирательным правом.

Здесь работы двух художников встретились впервые. В 1503 году Леонардо получил заказ на написание очень большой стены, изображающей битву при Ангиари, победу Флоренции над Миланом в 1440 году.

Микеланджело должен был помочь ему, и его темой для соседней фрески стала битва при Кашчине, которую Флоренция вела против Пизы в 1364 году.

Существующие рисунки для этого проекта, копия утраченного эскиза Микеланджело и визуальные записи незаконченной стены Леонардо показывают различия в их представлениях о искусстве:

Петр Пауль Рубенс, Битва при Ангиари (копия по оригиналу Леонардо да Винчи), около 1603 года

Микеланджело, Битва при Каскине, копия Аристотиля да Сангалло около 1542 года.

Оба художника анатомировали трупы, чтобы лучше понять анатомию человека, но с разных целей: Да Винчи стремился передать правдивое жест, чтобы лучше изображать действия и эмоции, в то время как Микеланджело имел большой интерес к тому, чтобы изображать акты как можно идеальнее, эстетически и анатомически корректно.

Однако противопоставленные взгляды на искусство никогда не проявлялись на стенах соборного зала:

Микеланджело был приглашен на папские службы в 1505 году, и флорентийские власти, неохотно соглашаясь, договорились с французскими правителями Милана о том, что Леонардо вернется в Ломбардию в 1506 году, чтобы служить им.

Кратко говоря: Несмотря на то, что оба они занимались похожими темами и достигли великолепных результатов в своем стиле, каждый из них рассматривал один и тот же материал с разных точек зрения и с разными целями.

Художественные техники ренессансных гениев

Да Винчи был вдохновлен стилем сфумато Донателло и Верроккьо, который он совершенствовал как никто другой.

Эта техника размытия наиболее ярко проявляется в портрете Моны Лизы.

Но и другие портреты Да Винчи выполнены с использованием этой техники.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза, ок. 1502-1506 гг.

Художественная техника Микеланджело, примененная в его картине "Тондо Дони", сильно контрастирует с совершенствованной техникой Леонардо.

Мозаика создает ощущение компактности и энергичности, что типично для его скульптур. Сильные цветовые контрасты напоминают о картинах фрески Сикстинской капеллы, которые раскрываются при дальнем рассмотрении.

Микеланджело, "Тондо Дони", 1506 год

Хотя мастерство его живописной отделки свидетельствует о его мастерстве ремесла, стиль изображения фигур и их одеяний напоминает его скульптурные работы.

Они не настолько искусно размыты, как фигуры на картинах Леонардо.

Вывод: Да Винчи провел годы у своего наставника Верроккьо, в то время как Микеланджело остался только один год в мастерской Джирландайо, прежде чем посвятить себя скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни.

Микеланджело в первую очередь видел себя скульптором, что в свою очередь отражается в пластическом стиле живописи.

Незавершенность как общая черта

Оба художника предпочитали незавершенность, оставленное произведение искусства, которое остается недоделанным.

Леонардо да Винчи несколько раз оставил незавершенные рисунки и картины, в то время как Микеланджело часто не завершал свои заказы, так как работал большей частью без помощников, чтобы не размывать свою художественную подпись.

Леонардо да Винчи, "Ла Скапильята", ок. 1508 год Выставка Леонардо да Винчи, Лувр 2019

Леонардо да Винчи, "Святой Иероним", ок. 1480 год Выставка Леонардо да Винчи, Лувр 2019

Леонардо да Винчи сделал неполноту частью своего стиля живописи. Он интегрировал неполноту в свою технику сфумато, до тех пор, пока было трудно отличить, какие области были намеренно размыты и туманные, а какие оставлены без детальной проработки.

Микеланджело, возможно, оставил одну из своих работ незавершенной из-за других заказов, или же он сознательно экспериментировал с новой формой особенно динамичного искусства.

После того, как он протестировал первоначальную модель недополностью, он приступил к созданию самой статуи. С яростью, с которой Микеланджело относился к материалу, он освободил душу камня и создал множество своих величайших произведений искусства.

Однако он также с такой же поспешностью занимался новыми заказами, поэтому некоторые из начатых им скульптур остались незавершенными.

Микеланджело, Ронданини Пьета, 1552 - 1564, незаконченная

Когда Папе Юлию II было поручено ему оформление потолка Сикстинской капеллы, Рафаэль и другие художники надеялись, что он рано или поздно откажется от этого заказа, потому что это требует слишком много работы. Но в этом случае Микеланджело остался настойчивым и завершил огромное шедевр.

Подводя итог: Как искатель истины, Леонардо стремился раскрыть глубину вещей.

Совершенство видно только в некоторых его картинах, которые впечатляют еще больше. Основную часть своего времени Леонардо проводил в исследованиях в различных науках.

Микеланджело был очень склонен к искусству с его идеализированными формами. Это проиллюстрировано тем, что он редко доверял помощникам создание своих произведений.