Леонардо да Винчи: недовершенные произведения и их истории

Леонардо да Винчи считается воплощением универсального гения эпохи Возрождения. Его основные интересы охватывали искусство, науку и технику. Его наследие пережило века и вдохновило бесчисленное множество художников своим безграничным творчеством и любознательностью.

Несмотря на его множество достижений, есть ряд произведений, которые он оставил недовершенными, заставляя нас задаться вопросом, что бы с ними произошло, если бы он их закончил.

В этой статье мы рассмотрим недовершенные произведения Леонардо да Винчи, осветим их историю создания, а также причины их незавершенности.

«Поклонение Волхвов», 1481-1482

Леонардо да Винчи, "Поклонение волхвов", около 1481 года (восстановлено)

"Поклонение магов" - одна из ранних работ Леонардо, которую заказали августинианцы из Сан-Донато а Скопето во Флоренции. Картина изображает библейскую сцену, в которой святые три царя дарят подарки младенцу Иисусу, окруженному множеством других персонажей и животных. Несмотря на огромные размеры - 2,6 х 2,4 м, Леонардо успел завершить только задний план и несколько фигур, прежде чем отказался от проекта. Заказ для церкви был окончательно выполнен Филиппино Липпи, но первоначальные эскизы и проекты Леонардо демонстрируют его владение композицией и интерес к созданию глубокого ощущения пространственного восприятия. «Святой Иероним в пустыне», с неточной датой около 1483 года., "..

Леонардо да Винчи, "Святой Иероним", начиная с 1483 года

Это полотно, известное также как "эрмитажная версия" святого Иеронима, изображает святого в сидячем положении на скалистом утесе, с львом рядом с ним и черепом и книгой на земле перед ним.

Леонардо начал работу над этой картиной в начале 1480-х годов, но никогда не закончил ее. Несмотря на незавершенное состояние, полотно демонстрирует мастерство Леонардо в обращении с светом и тенями, а также его интерес к отображению сложности человеческих эмоций и выражений.

Дева с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем, ок. 1499-1500 или 1506-1508 гг.

Леонардо да Винчи, "Берлинский рисунок", ок. 1499-1500 или 1506-1508 гг.

Юнгфрау и ребенок со святой Анной и Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи - также известна как Бурлингтонский домики - это замечательное произведение итальянского ренессансного мастера.

Падре Себастьяно Реста датирует работу на 1498-99 годы и пишет Джованни Пьетро Беллори, что Леонардо выполнил эту рисунок в Милане по заказу Людовика XII. Франции. Эта датировка в значительной степени установлена, связь с Людовиком XII, однако, до сих пор остается спорной.

Эксперт по Леонардо Мартин Кемп отмечает, что изображения водных конструкций, которые появляются под эскизами на этой подготовительной рисунок, датируют композицию примерно на 1507-1508 годы, когда Леонардо проводил аналогичные исследования в кодексе Атлантик.

Берлингтонский Дом - это большой угольный рисунок размером 141,5x104,6 см. Он изображает Деву Марию с ее матерью Анной и младенца Иисуса с его двоюродным братом Иоанном Крестителем.

Исходя из размеров и точности деталей работы, можно предположить, что это ранний этап незавершенного произведения Леонардо да Винчи, или рисунок, который должен был быть использован для передачи такой же композиции на картину одинакового размера. К сожалению, до сих пор нет более конкретной информации о такой картины.

Битва при Ангиари, ок. 1505 г.

Питер Пауль Рубенс, Битва при Ангиари (копия по оригиналу Леонардо да Винчи), ок. 1603 года

Флорентийское правительство заказало эту фреску в память о победе над армией Милана в битве при Ангьяри и она должна была украсить стены палаццо делла Синьория.

Леонардо начал работу над этим произведением в 1505 году, но не смог его завершить из-за технических трудностей с использованием нового материала (он экспериментировал с новомодной восковой краской, которая оказалась неустойчивой) и политических потрясений во Флоренции.

Хотя фреска была уничтожена в 16 веке, её влияние до сих пор сохраняется благодаря копиям и эскизам, которые Леонардо делал. Особенно впечатляющей копией, передающей динамику оригинала, является копия, выполненная Рубенсом и завершённая примерно через 100 лет после работы Леонардо над этим мотивом.

Недоконченные произведения Леонардо да Винчи: La Scapliagata, ок. 1506-1508 гг.

Леонардо да Винчи, "La Scapigliata", около 1506-1508 гг.

"La Scapigliata" (Запутанная) - незаконченная картина Леонардо да Винчи, датируемая временем около 1506-1508 гг. Она была выполнена масляными, умбра и свинцово-белыми пигментами на маленькой деревянной поперечине.

Вопрос приписки картины остается спорным, с несколькими экспертами, которые связывают эту работу с учеником Леонардо. Картина ценилась за свою захватывающую красоту, загадочный характер и мастерскую технику Сфумато.

Не существует однозначного согласия относительно темы, даты, истории или намерения этой картины. Она изображает неизвестную женщину, смотрящую вниз, в то время как ее волосы занимают часть пространства за ее спиной.