Экшн-пейнтинг: это прямая, инстинктивная и высокодинамичная форма искусства, включающая спонтанное использование смелых, энергичных мазков и случайный эффект капающей и разлитой краски по холсту. Термин был введен американским художественным критиком Харольдом Розенбергом для характеристики творчества группы американских абстрактных экспрессионистов, которые применяли этот метод примерно с 1950-х годов.

Экшн-пейнтинг отличается от тщательно подготовленных произведений цветовой живописи, которая представляет другое главное направление в абстрактном экспрессионизме.

Экшн-пейнтинг и цветовая живопись схожи в своей безоговорочной преданности свободному личному выражению без каких-либо традиционных эстетических и социальных ценностей.

Начало и возникновение экшн-пейнтинга

Николас Шаре, историк искусства, написал, что динамика действий, так как она представлена Розенбергом, имеет визуальные предшественники в искусстве прошлого.

Можно обратиться к рисункам Микеланджело или даже к гемоличкам Рембрандта, но более непосредственно можно ссылаться на Мане и импрессионистов. Они акцентировали физический процесс живописи, не смешивая между собой мазки кисти, из которых состоят поверхности их картин.

Позже сюрреалисты способствовали автоматическому созданию художественных произведений, которые не определялись сознательным процессом принятия решений.

В отличие от этого, в начале XX века была создана теория скульптуры, которая акцентировала внимание на непосредственном моделировании. Начиная с 1910-х годов художники, такие как Эрик Гилл и позже Генри Мур, поощряли идею, что видимые элементы важны для самого готового произведения. Эти идеи были сформулированы британским художником и писателем Адрианом Стоксом, чья книга "Камни Римини" была опубликована в 1934 году, прозой.

Затем Розенберг подчеркнул определенное качество выполнения, которое уже присутствовало в западной художественной традиции, подчеркивая акцент на действии. В то время как Розенберг признал, что американское абстрактное искусство похоже на европейских предшественников, мотивы американцев для абстракции и их акцент на процесс были решительно иными и имели существенный, а то и моральный характер.

Экшн-пейнтинг в контексте послевоенного времени

Марксистские идеи, которые распространялись среди левых интеллектуалов и художников в 1930-х годах, вероятно, оказали влияние на мышление Розенберга о индивидуальности, действии и активности.

В это время он начал встречаться с художниками, о которых позже напишет. Он был знаком с ранними дадаистами, которые остро критиковали культуру и общество, способствовавшие Первой мировой войне, своим искусством. В условиях опустошительной войны, все больше бюрократизированного общества и общественной культуры, которая стимулировала соответствие обществу в ущерб индивидуальной креативности, Розенберг на свой собственный способ отреагировал на эту новую эру. Розенберг опубликовал свое эссе "Американские художники-действенщики" в декабрьском номере 1952 года известного журнала Art News. Он не упомянул художников по имени, но было ясно, что он говорил о маленькой группе ведущих художников в Нью-Йорке.

Особенно после Второй мировой войны возникло ощущение, что требуется что-то новое и совершенно другое, чем предыдущие "ценности" искусства. В то время как эссе Розенберга особенно известно своим описанием экшн-пейнтинга, также подчеркивается, что в результате коммерциализации современного искусства и его использования культурными элитами, это новое искусство не нашло большой аудитории.

Розенберг беспокоился о том, что экшн-пейнтинг не будет признан им тем, чем он был: глубоким физическим утверждением человеческой жизни в все более безчеловечном обществе.

Розенберг и описанные им художники не только стремились избежать и превзойти образцы европейского искусства, но и стремились изменить основу понимания искусства самого по себе. Розенберг разделял чисто визуальный характер всех предыдущих видов искусства на одной стороне и действий, ориентированных на действия, характер экшн пейнтинга - на другой. В центре экшн пейнтинга стоит желание человеческой жизни, движение и жесты художника, выделяя себя в качестве первоочередного центра интересов в произведении искусства.

В одном аспекте Action Painting было реакцией на дезгуманизирующее влияние механизированной войны и участия в кровавой войне. По мнению Розенберга, эта попытка восстановления человеческой жизни также возникла из разочарований в экономической застойности.

Как описал искусствовед Фред Ортон, с 1930-х годов у определенных американских интеллектуалов возникло чувство застоя, что в свою очередь вызвало острую потребность в радикальных изменениях. Розенберг был одним из них, и для него Action Painting было способом выражения революционных политических намерений.

Спорные критики

В хрониках абстрактного экспрессионизма Клемент Гринберг считается соперником Розенберга - еще одного выдающегося художественного критика, который был одним из главных сторонников абстрактного экспрессионизма.

Влияние акционизма на последующих художников

После первого поколения акционистов художники, такие как Фрэнсис Бэкон и Сай Туомбли, развили свои собственные неповторимые формы выражения. Особенно Туомбли в своих ранних картинах использовал язык акциониста и избавился от своей экзистенциальной риторики и эмоций. Туомбли противостоял настаиванию абстрактных экспрессионистов на индивидуальности и подчеркнул механическую природу письма на своих плоских полотнах, играя роль художника-творца.

В то время как экшн-пейнтинг отрицал значение эстетики, некоторые художники утверждали, что не должно быть даже следа или свидетельства художественного действия, подчеркивая центральность творческого акта сам по себе. Фактически, в искусстве перформанса было исключено "пейнтинг" из экшн-пейнтинга. Хеппенинги Аллана Капро пытались полностью отвергнуть материалы живописи. Капро хотел создать искусство, изготовленное из материала непосредственного окружения - не из абстрактных штучек краски, представленных в экшн-пейнтинге.

Ранние выступления Ива Кляйна имели большое значение для разрушения философии акционистической живописи. В его антропометриях, организованных им в 1960 году, женщины использовались как "живые кисти" и его целью было освободить художника от участия в нанесении краски.

Там, где Розенберг обратился к публике, чтобы размышлять о картине, созданной художником в личной обстановке своей студии, Кляйн смело вышел в публичное пространство и показал публике, как формируется его произведение.

Несмотря на позднее критическое отношение Розенберга к искусству на основе выступлений, которое он считал недооценкой акционистической живописи, инновации Кляйна вдохновили целое поколение художников и дали начало новым проявлениям в искусстве.

Известные художники и произведения акционизма

Осенний ритм (Номер 30) (1950 год)

Художник: Джексон Поллок

Многие ученые предполагают, что Джексон Поллок был основной вдохновителей Розенберга в его описании живописи экшн. И хотя он не был главным художником, который Розенберг имел в виду, работы Поллока стали синонимом живописи экшн.

Осенний ритм является примером живописи капель с общей композицией из сети черной, коричневой и белой эмалевой краски.

Глава (1950)

Художник: Франц Клайн

Строгие черно-белые композиции Франца Клина с сильными мазками кисти делают его одним из выдающихся абстрактных экспрессионистов.

Однако простота цветов и средств отрицает часто сложные композиции, сбалансированные мощными вертикальными и горизонтальными линиями, сломанными кривыми и неполными округлостями.

Важно отметить, что Клин не только наносит черные штрихи на белую основу, но и наносит белый цвет рядом с черным, создавая увлекательное напряжение между фигурой и фоном.

Серия "Женщины" (1951-53)

Художник: Виллем де Кунинг

Уиллем де Кунинг шокировал мир искусства, когда в 1953 году в галерее Сиднея Джэниса он представил свою серию "Женщины".

Многие критики критиковали его возвращение к фигуративному изображению, не понимая, что де Кунинг всегда одновременно копался в абстракции и фигуративе. Но уже в то время абстрактный экспрессионизм и акционизм были связаны с абстракцией, и появление фигуры в творчестве де Кунинга казалось поворотом против авангардного искусства.

Без названия (1954)

Художница: Джоан Митчелл

В 1950 году Джоан Митчелл переехала в Нью-Йорк, чтобы продолжить свою карьеру художника, и присоединилась к абстрактным экспрессионистам, работавшим и живущим рядом с Гринвич Виллидж.


Обычно она называется "абстрактным экспрессионистом второго поколения" из-за своего возраста, и ее выразительная гестическая абстракция находится на высоком уровне с любым произведением искусства первого поколения.


Хотя она была популярна в искусствоведческом мире на раннем этапе, она оставалась незаметной в историях об абстрактном экспрессионизме. Несмотря на то, что акционизм в живописи часто карикатуризуется как часть героической мужественности, работы Митчелл показывают, что мужественность имеет мало общего с акционизмом в живописи.