Артемизия Джентилески занимает уникальное место в истории искусства как успешная художница эпохи барокко. Несмотря на то, что ее талант сравнивают с талантом Караваджо, она, как и многие выдающиеся художницы, остается в тени своих мужских коллег, которые пользуются более широким признанием в мире.

Чтобы исправить это неравенство, давайте пристально рассмотрим итальянскую художницу и представим некоторые из ее важнейших произведений. В этой биографии Артемизии Джентилески мы начнем с краткой характеристики ее жизни и краткого описания ее творчества, а затем подробно расскажем о пути ее жизни.

Краткая характеристика и 10 фактов

Артемизия Джентилески, "Себяпортрет как Аллегория живописи" (фрагмент), ок. 1638 - 1639

День рождения: 8 июля 1593 года, Рим, Италия
Дата смерти: 1653 года, Неаполь, Италия
Жанр: Барокко
Родители: Орацио Джентилески, Прюденсия Монотона Джентилески
Партнер: Пьерантонио Стяттези (1612-1623)

Биография Артемизии Джентилески

1593-1612: Детство и ранний талант

Как дочь известного тосканского художника Орацио Ломи Джентилески, Аретемизия уже с ранних лет познакомилась с искусством. Однако это не значит, что ее карьера в качестве художницы была легкой в 17 веке.

Когда ей было 12 лет, ее мать умерла. Как молодая, незамужняя женщина ей было запрещено покидать дом, и в отличие от своих братьев, у нее было ограниченное образование.

Работа в мастерской отца стала для нее приятным разнообразием и отвлечением от повседневности. Уже через некоторое время Артемизия Джентилески проявила необычные художественные способности, которые отсутствовали у ее братьев. К сожалению, ее усилия были подвергнуты жесткой проверке, когда в 1611 году ее приставленный к ней художник обратился к ней сексуально.

Во время длительного судебного процесса в Риме Артемизия претерпела ужасные муки и исследования, чтобы доказать свою невиновность.

1612-1620: Художественное развитие и признание

После процесса Артемизия продолжила свою художественную карьеру, проявив при этом выдающуюся стойкость. Она разработала свой неповторимый стиль, отличающийся натурализмом, драматическим освещением и мощными композициями.

Ее картины часто изображают сильных женских персонажей, отражающих их личный опыт и желание женского самоопределения.

Артемизия получила признание за свой талант и мастерство, а также получила заказы и поддержку от влиятельных личностей. В 1612 году она переехала во Флоренцию, где установилась как успешная художница в живом художественном сообществе. Ее произведения стали популярными и признанными, повысив ее статус в мире искусства.

Во время своего пребывания во Флоренции, Артемизия создала несколько своих самых известных произведений, включая Иудит и Олоферн, которое демонстрирует ее способность передать интенсивные чувства и изображать сильных, могущественных женщин.

1620-1630: Путешествия и творческое развитие

Карьера Артемизии Джентилески привела ее в различные города Италии, в том числе в Венецию, где она продолжала получать важные заказы. Она завоевала международное признание своим талантом, и меценаты искали ее уникальный стиль и художественное чутье.

В 1626 году Артемизия переехала в Неаполь, где она создала успешную мастерскую и продолжала создавать выдающиеся произведения искусства.

1630-1653: Завершающая стадия творчества

В 1633 году она была принята в престижную Академию Художеств во Флоренции в качестве первой женщины, что еще больше укрепило ее место в истории искусства.

Артемизия Джентилески провела последние годы своей жизни в Неаполе, где продолжала рисовать и управлять своей мастерской. Ее искусство развивалось, она была наставником молодых художников и оставила неизгладимый след на следующем поколении художников.

Наследие Артемизии простирается за пределы ее произведений искусства. Ее настойчивость, решительность и прорывной успех в качестве художницы подвергли сомнению социальные нормы ее времени. Ее изображения сильных и уверенных женщин и ее вклад в барокко искусство сегодня получают больше признания и восхищения.

Артемизия Джентилески умерла около 1653 года в Неаполе и оставила наследие, которое до сих пор вдохновляет художников и поклонников со всего мира.

Наследие художницы

Наследие Артемизии Джентилески долгое время было спорным и сложным. Хотя она уже при жизни была уважаемой и известной, почти полностью была опущена из изображений истории искусства этого времени после своей смерти. В частности, это связано с тем, что ее стиль часто походил на стиль ее отца, и многие из ее работ ошибочно приписывались ему.

Работа Артемизии была вновь открыта в начале 1900-х годов, что в значительной степени можно объяснить исследованиями Караваджчо-эксперта Роберто Лонги. Однако как академические, так и народные отчеты о ее жизни и творчестве были покрыты нимало не лишними и слишком сексистскими интерпретациями. Одной из причин этого стал роман, опубликованный в 1947 году женой Лонги, Анной Банти, об Артемизии.

В 1970-х и 1980-х годах феминистские искусствоведы, такие как Мэри Гаррард и Линда Ночлин, начали переоценивать художественное наследие Артемизии Джентилески. Они придавали большее значение значимым художественным достижениям и ее влиянию на развитие истории искусства, а не так сильно обращали внимание на ее биографию.

Известные произведения Артемизии Джентилески

Сюзанна и старейшины, 1610 год

В один прекрасный день, когда солнце взошло на небе, Сюзанна, красивая и благочестивая жена интеллигентного и уважаемого в городе Иерусалим Амоса, вышла в сад со своей служанкой. Сюзанна была известна своей чистотой и праведностью и часто проводила время в тихой и уединенной обстановке своего сада. Ее красота и благозвучный голос привлекали внимание многих продолжительными кованными оковами.

Неожиданно два старейшины приблизились к саду и, увидев Сюзанну, переполнились желанием соблазнить ее. Несправедливо обвиняя ее в нарушении, они начали шантажировать Сюзанну и вынудили ее выбирать между бесчестием и сохранением своей невинности.

Однако Сюзанна была красивой и мудрой женщиной. Вместо того, чтобы падать в плен перед старейшинами, она поистине героически возвысилась над соблазнами и сломила их злодейский заговор. С помощью своей проницательности и веры в Бога, Сюзанна обвинила старейшин в ложных обвинениях и доказала свою невиновность.

История Сюзанны и старейшин является важным примером силы и мудрости женщины перед лицом несправедливости и лжи. Она также напоминает нам о значимости веры и праведности в борьбе со злом и сохранении своей чести.

Артемизия закончила картину "Сусанна и старейшины", когда ей было всего 17 лет.

В библейском рассказе два почетных старейшины не могут устоять перед красотой Сусанны. Они подстерегают ее, когда она принимает ванну, и пытаются насильно заняться с ней половыми отношениями. Когда Сусанна не соглашается и начинает кричать, кричат и оба старейшины. Они задерживают Сусанну полицией.

В последующем обвинении старейшины заявляют, что Сусанна совершила прелюбодеяние, и они застали ее на месте преступления. Ее приговорили к смерти.

Пророк Даниил получает божественное откровение и допрашивает двух судей, независимо друг от друга, под каким деревом они заставили Сусанну на прелюбодеянии. Судьи дали противоречивые показания и были признаны виновными во лжесвидетельстве. Приговор был изменен, Сусанна оправдана, а оба судьи казнены.

Вероятно, Сусанна выбирает эту тему, потому что сама пережила некоторые трудности и смогла почувствовать сочувствие к героине.

Сусанна уже в раннем возрасте проявила выдающееся понимание анатомии и имела талант к композиции.

Иудифь и Олоферн, 1614-1620

Артемизия Джентилески, Иудифь и Олоферн, между 1614-1620

Безусловно, самая известная и жестокая картина Артемизии - "Иудифь и Олоферн", которую она завершила в 1620 году.

Это изображение представляет собой часто встречающийся мотив в искусстве Ренессанса, часто называемый "женское владычество", где женские персонажи из Библии побеждают мужчин и переворачивают иерархию. Артемизия на самом деле нарисовала две версии этого мотива, одна из которых находится в Неаполе, а другая - во Флоренции.

Здесь Артемизия также представляет важность взаимоподдержки женщин, поскольку служанка Иудифи помогает ей убить ассирийского военачальника Олоферна.

Саркофаг с изображением лета, около 230 года

"Самопортрет в качестве аллегории живописи", возможно, был создан во время пребывания Артемизии в Англии, является одним из немногих ее самопортретов.

Это полотно, изначально находившееся в коллекции Карла I, после его восстановления в 1660 году было возвращено в британскую королевскую коллекцию, то есть в художественную коллекцию английского королевского двора, и до сих пор находится там. Артемизия демонстрирует свое мастерство в сложных композициях и смело предстает в образе усодобствования живописи.

Эта благоволение позиция была вполне спорной, поскольку в ее время женщины в искусстве обычно занимали исключительно пассивные роли в качестве объектов.

"Есфирь перед Ахашверошем", 1630 год

В этом фрагменте рассказывается о женщине-еврейке Эстер, которая в присутствии персидского царя Ахашвероша теряет сознание после мольбы о спасении своего народа от его указа об уничтожении всех евреев в Персии. Эстер рискует своей жизнью, так как никто не имел право находиться рядом с царем без приглашения.

Мотив в произведении демонстрирует несоблюдение обычного протокола, такого, каким Артемизия сама непосредственно сталкивалась. Композиция картины была сравнена с версией венецианского художника Веронезе. Вероятно, Артемизия знакома была с работой Веронезе во время своего пребывания в Венеции между 1626 и 1630 годами.

Вначале на картине был изображен африканский мальчик, держащий собаку у ног короля, подобно произведению Веронезе. Слабый контур этой фигуры все еще виден.

Примечание: Причина изменения Артемизией данной композиции фигур неизвестна, но композиционно она направляет внимание зрителя своим отсутствием на двух главных действующих лиц, что делает их взаимодействие более интенсивным.

Иаэль и Сисара, 1620 г.

В картинах "Яель и Сизара" Артемизия изображает момент из книги Судей, когда Яель убивает побежденного Сизара. В отличие от кровавой сцены с Иудифью, отрубающей голову Олоферну, здесь представлена спокойная, контролируемая и рассчитанная демонстрация власти женщины над мужчиной.