В этой статье мы представляем тебе наиболее значимые работы Леонардо да Винчи. Всего 13 произведений, которые навсегда изменили мир и сделали Леонардо да Винчи одним из величайших художников всех времен.

Весть Марии (1472)

Выставлена в Уффици, во Флоренции.

Это впечатляющее произведение, выполненное им, когда ему было около 20 лет, позволяет нам заглянуть прямо в богатство ума Леонардо да Винчи.

Оно всегда было во Флоренции, и хотя оно не было упомянуто Вазари в его биографии Леонардо, опубликованной им в 1550 году, никто никогда не сомневался в его происхождении. Ведь каждая деталь кричит, или лучше сказать, тихо поет о его авторстве: типичный мягкий и мечтательный взгляд на горы на заднем плане, любовно проработанные деревья и цветы, таинственно теневые, пышные ткани, покрывающие ноги Марии и ангела.

Значительное внимание уделяется особенно крыльям ангела, больше, чем любому другому художнику. Они являются первым знаком фашинации Леонардо мечтой о человеческом полете, которую он развил в своих изобретениях.

Джиневра де’ Бенчи (1474-78)

Видно в: Национальная Галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, Вашингтон, округ Колумбия

Куст можжевельника, который окружает это прекрасное лицо, словно темный святой сиянием, является одним из ключевых элементов, убедивших историков искусства в том, что это то же самое портрет Жиневры де Бенчи, о котором упоминают писатели 16 века. Ведь на итальянском "из пихты" звучит как "Ginepro", что делает этот дерево символическим шутливым отсылкой к ее имени.

Ни один другой итальянский художник в то время не изображал женщин таким прямым и характерным образом. Меланхолическая тайна ее выражения, тени, которые тонко определяют ее черты лица, и, прежде всего, изысканный реализм ее прозрачных глаз и розовых губ изблизи делают этот портрет пробным полигоном для всех его последующих работ. Это было одним из самых известных картин Леонардо да Винчи во Флоренции, поэтому неудивительно, что он вернулся туда в начале 19 века и был назначен на создание портрета Моны Лизы.

Фельсгроттенская Мадонна (1483-85)

Видно в: Лувр, Париж

Здесь мы видим еще один аспект личности Леонардо, который является видимым: ересь. Был ли он, как написал Вазари в 1550 году, "настолько еретичен, что не верил в никакого Бога"? Он, конечно же, играет быстро и свободно с христианскими конвенциями в этом особенном, почти криптическом видении.

Не было традиции рисовать Марию, Иисуса и Иоанна Крестителя в пещере. Это его изобретение. Даже без его хорошо задокументированной истории и набросков под его рисунками, никто другой не мог бы придумать этот сюрреалистический геологический пейзаж, который он, безусловно, рисовал методом, описанным в его записных книжках - смотреть на отметки на стене, пока не начинают появляться странные лица, сражения и пейзажи. Однако он пошел слишком далеко. Мария обнимает Иоанна Крестителя, а не Иисуса, и ангел также указывает длинным пальцем на Иоанна.

Клерикальные спонсоры картины отвергли это загадочное попытку оттеснить Христа на задний план. Несмотря на плохое состояние, каждая деталь Леонардо обладает сверхъестественным прикосновением.

Портрет музыканта

Просмотреть в: Галерея Амброзиана, Милан

Эти глаза видят все. Леонардо не просто рисовал глаза. Он изучал их научно. Его блокноты содержат исследования о восприятии человека и анатомические рисунки, показывающие связь глаза с мозгом.

Великие, карие глаза этого музыканта являются примером его научного представления о человеке и его непревзойденного художественного гения.

Красивые кудри молодости также являются прямым выражением себя, если верить первому биографу Леонардо. В 1550 году Вазари написал, что Леонардо любил красивых юношей с длинными кудрями, как у этого музыканта. Архетипические черты Леонардо, присутствующие в этом портрете, нельзя спутать. Также необходимо учесть сравнительную обыденность других частей полотна - такие как его туника, которая, вероятно, была нарисована очень небрежно или завершена помощником.

Святой Иероним

Представлено в: Галерее картин, Ватиканские музеи

Все в этой работе пропитано почерком да Винчи, включая факт того, что он никогда не закончил ее.

Отчаянное лицо страдающего святого выглядит так, будто оно было снято с модели анатомии: напряженные сухожилия, обнаженные артерии и кости очень похожи на рисунки Леонардо с обнаженными головами и шеями людей, разрезанными на части.

Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем) (1489-90)

Зафиксировано в музее Чарторыского в Кракове.

Леонардо прекрасно ладил с женщинами, от Изабеллы д'Эсте, правительницы Мантуи, до Лизы дель Джокондо, модели для Моны Лизы, с которыми он, по слухам, развлекался музыкой и шутками, когда они позировали.

В этом портрете Чечилии Галлерани, возлюбленной своего заказчика Людовико Сфорци, он передает ее энергию и свободный дух, создавая портрет, который не имеет аналогов среди изображений женщин 15-го века. Ей кажется, что она едва ограничена картиной, она хочет уйти или выбежать за рамки. Питомец в ее руках также беспокоен. Это извивающееся существо было геральдическим эмблемой самого Людовико, поэтому Чечилия буквально удерживает его любовницу. Он находится под ее контролем.

Никто никогда не сомневался в том, кто создал это произведение, потому что только художник мог сделать это - Леонардо да Винчи.

Тайная вечеря

Просмотреть можно в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Многие работы Леонардо да Винчи не были достаточно хорошо задокументированы. В случае с "Тайной вечерей" все иначе. Однако это также самая поврежденная и трудноинтерпретируемая из его работ.

Он использовал экспериментальные методы на влажной стене, после чего она начала распадаться на куски после высыхания произведения. В течение веков его перекрашивали снова и снова, пока радикальное восстановление в конце 20-го века не попыталось удалить все капли краски, чтобы восстановить "чистую" манеру Леонардо. Это была авантюрная миссия, которая привела к тому, что эта великолепная картина осталась размытой руиной.

То, что мы можем знать, что является неоспоримой реальностью, это драматическая композиция, выразительные жесты и глубокая театральная перспектива, с которыми Леонардо представляет этот трагический момент. Мы видим предательство, страх, ужас и уверенность в смерти в сцене, которая совершенно переосмыслила искусство рассказывать истории.

  • Подробный анализ «Тайной вечери»

Фельсгроттенская Мадонна, 2-я версия (1491-99 и 1506-08)

Представлено в: Национальной галерее, Лондон

Первая попытка Леонардо создать это произведение была столь хулиганской и странной, что ему пришлось нарисовать его снова. В этой второй версии он следует ортодоксальному пониманию, давая Иоанну Крестительному крест, чтобы показать его предчувствие судьбы Христа, и убирает палец ангела, указывающий на Иоанна. Принимается, что работа частично принадлежит ему и в основном его ученикам из мастерской. Только одна деталь - невероятно красивый и удивительно андрогенный ангел с кудрями, которые он любил у юношей - определенно от него.

После недавнего восстановления Национальная Галерея присвоила ей, по большей части, свое произведение, но эксперты утверждают, что только часть его атрибутируется ему. Разница между аккуратным, но немного плоским исполнением большей части и этим фантастическим ангелом показывает, что он позволил ассистентам закончить остальную работу. Тем не менее, вторая версия "Фельсгроттенской Мадонны" считается наиболее значительным произведением в Национальной Галерее.

Портрет женщины (La Belle Ferroniere) (1493-94)

Выставлено в Лувре, в Париже

Это произведение искусства, трудное для понимания и более обычное, чем другие портреты женщин Леонардо, тем не менее демонстрирует его тонкое чувство характера и отображает его уникальную способность совершенствовать лицо в мягких изгибах и теневых чертах. Оно очень прочное и очень живое.

Ее загадочная личность способствует ненавязчивому, но несомненному чувству человеческой психологии, присутствующему в работах да Винчи.

Сальватор Мунди (1499 год и позже)

Выставлено в: Лувр Абу-Даби

Если это произведение искусства, проданное за рекордные 450 миллионов долларов (341 миллион фунтов стерлингов), выглядит поддельным, то только потому, что оно является религиозным шедевром атеиста. Это настоящая работа Леонардо, но не настоящее выражение его мыслей и чувств. Чтобы оценить его мощь, нужно увидеть это странное и неприятное произведение гения в галерее, лицом к лицу. Несмотря на то, что оно было переработано веками - как все старые картины - оно все же настолько особенное и выразительное, что оно несравнимо с любым произведением подражателей Леонардо.

В 2011 году Национальная галерея включила это произведение в свою выставку Леонардо да Винчи. Такая презентация подняла это забытое полотно на острые камни и начала процесс, который достиг своего апогея с продажей века. Была ли Национальная галерея обманута для помощи в аутентификации сомнительной картины? Не совсем идеальное состояние этой необычной иконы было очевидно, а также ее странная блеск. Она действует в комнате очень странным и тревожным образом. Постоянный взгляд Христа вызывает тревогу, дискомфорт и страх.

Крещение (начиная с 1500 года)

Показывается в: Лувр, Париж

Страсть Леонардо да Винчи к Иоанну Крестителю, покровителю Флоренции, достигает своего пика в этом гомоэротическом портрете крестителя как красивого юноши. Способ, которым он поднимает свой палец к небу, может показаться святым, но существует рисунок, где либо сам Леонардо, либо его ученик наделяют этот же образ огромной эрекцией. Похожесть на его прямой палец указывает на Леонардо, и мальчики в его мастерской шутили, что палец выглядит фаллическим. Исключительно богатое, яркое освещение и эфирная нагота этой картины умышленно играют с понятиями святого и мирского. Можно ли утверждать, что для Леонардо был ли Йоанн Креститель героем, чья дружба с Христом ему представлялась еретической?

Анна сама со всеми (с 1501 года)

Выставлено в: Лувр, Париж

Голубая мечта Леонардо о горах вдали так огромна и бесконечна, в то время как детали скал на переднем плане прямо связаны с его научными исследованиями природы. Леонардо собирал и изучал ископаемые останки и знал, что это такое. В этой картине он не только показывает глаз для природы, но и глубокие знания о ней. Способ, которым ландшафт окружает святую семью, делает его изображением пространства и величия природы и тайны жизни. Туманное воздух и бесконечные пространства имеют нечто глубоко удовлетворительное.

Мона Лиза (с 1503 года)

Можно увидеть в: Лувр, Париж

Ни одна картина не вызывает больше споров, но факты просты. Несколько лет назад в библиотеке университета Гейдельберга был обнаружен документ, который доказывает, что Леонардо начал свое портретное изображение Лизы, жены флорентийского торговца шелком, в 1503 году.