Психоделическое искусство, вероятно, является одним из наиболее часто используемых визуальных стилей в дизайне, корпоративной рекламе и поп-культуре в целом, особенно в нашу цифровую эпоху.

Психоделическое искусство - это нечто, что мы обычно называем безвкусным или банальным, но если мы вернемся к моменту в истории, когда впервые появилось психоделическое искусство, мы можем обнаружить интересные факты о движении, которые позволяют заглянуть глубже.

Психоделическое искусство, обычно относящееся к любому искусству, влияющемуся галлюциногенными наркотиками, такими как ЛСД или мескалин, было не просто визуальным отображением опыта поездки художников.

Чтобы полностью погрузиться в мир психоделического искусства, мы должны вернуться в центр американского социально-политического контекста шестидесятых годов.

Окунитесь в мир психоделического искусства

Будем реалистами: первое, что приходит на ум, когда мы думаем о психоделическом искусстве, это рок-музыка шестидесятых и семидесятых годов, фестивали, как Woodstock, и связанные с ними вещества, расширяющие сознание.

Однако все явление психоделического искусства было присутствующим задолго до появления психоделического рока в музыкальной сцене. В истории искусства было много попыток освободить художественный процесс от рациональных ограничений. Художники уже веками экспериментируют с изменяющими сознание веществами. Давайте вспомним только о романтизме, основанном на исследовании фантастического при помощи абсента или опия, или о сюрреализме и концепции бессознательного, проникшей в психоанализ.

Однако, неоспоримым побудителем рождения психоделического искусства, такого, каким мы его знаем, было открытие ЛСД Альбертом Хоффманом. Открытие ЛСД было радостно принято художниками, которые находили свое вдохновение в освобождающих опытах, которые могут предложить только такие вещества.

С другой стороны, связь между галлюциногенными наркотиками и психоделическим искусством вызывает сильную критику самого стиля, так как он рассматривается как попытка передать чувственные и визуальные впечатления художника, полученные под воздействием веществ, без дополнительной эстетической ценности.

Те, кто был более терпим и немного менее элитарным к новому движению, обнаружили связь между психоделическим искусством и историческими жанрами, такими как модерн, оп-арт и сюрреализм.

Контркультура, андеграундные комиксы, рок-постеры

Несмотря на попытки критиков отвергнуть движение с эстетической точки зрения, психоделическое искусство было значимым, особенно если рассматривать его связь с возникновением контркультуры.

Поколение "бэйби-бумеров", которое начало ставить под сомнение политические и социальные ценности послевоенной Америки, в основном было ответственно за рождение психоделического искусства и более широкого психоделического движения. Протесты против культурных ценностей их родителей, сегрегация, война, социальные нормы потребительской Америки 1950-х годов, также привели к их интересу к восточной духовности и исследованию своих новообретенных сексуальных свобод.

После отвержения мейнстрим-культуры последовала установка новых форм искусства, прежде всего в музыкальных жанрах, таких как психоделический рок. Новой музыке скоро последовали новые обложки, которые до сих пор считаются одними из лучших и наиболее значимых примеров психоделического искусства.

Уоррен Вилсон, Питер Макс и Виктор Москозо, пожалуй, самые известные постерные художники 60-х годов, и их работа сильно повлияла на новое поколение музыкантов и их аудиторию. Уоррен Вилсон был первым, кто представил популярный психоделический шрифт, который заставлял буквы казаться движущимися, а Виктор Москозо использовал эффект вибрирующих цветов, чтобы достичь этой специфической психоделической эстетики в своей работе.

Та же эстетика, которая возникала в работах постеров, была дальше исследована в других значимых явлениях того времени.

Коммерциализация психоделического искусства

В 60-х годах в Америке два вида искусства доминировали. Один из них был абстракционизм, другой - поп-арт.

Психоделическое искусство, родившееся в субкультурном контексте, не было безполитичным, как абстрактный экспрессионизм, ни не отражало потребительский образ жизни, как поп-арт. В то время психоделическое искусство было субверсивным и освобождающим, таким же, как и контркультура, из которой оно возникло.

Однако, в конце 60-х и начале 70-х годов произошли изменения и компании начали осознавать коммерческий потенциал психоделической эстетики.

Бунтарский характер движения был уничтожен, когда мир психоделического искусства был адаптирован культурной индустрией. Иронично, психоделическое искусство со всеми его особенностями стало частью мира, против которого оно изначально боролось.

В семидесятых годах узнаваемый визуальный язык психоделического искусства использовал контрастные цвета и калейдоскопические узоры, сливающиеся объекты, а также сюрреалистические мотивы для продажи широкого спектра продуктов.

Современное психоделическое искусство

Рекламная индустрия - одна из главных причин, почему мы сегодня воспринимаем психоделические образы как кичевое и плохое искусство.

Однако, в наши дни есть художники, которые не сдаются и хотят вернуть психоделическое искусство к его блестящим дням.

Один из них - Брюс Райли, художник, живущий в Чикаго, который оживляет спонтанность психоделических веществ в своих великолепных картинах. Путем заливки краски и капель на холст, Брюс Райли создает прекрасные психоделические произведения искусства, напоминающие о золотых годах движения, но также привлекательные и для современной аудитории.

Еще одним американским художником, которого следует упомянуть в этом контексте, является Райан МакГиннесс, который поднимает эту форму искусства на совершенно новый уровень.

Включая в свои произведения фирменные логотипы и символы, он делает то же самое, что делали компании в 70-х годах, когда они начали эксплуатировать психоделическую эстетику.

Подумав некоторое время об этом, мы можем начать думать, что мы застряли в мире психоделического восприятия, в котором столько элементов кружатся туда-сюда.

Цифровое психоделическое искусство

Фото: Nelson Charette Photo / Shutterstock.com

И конечно, мы не можем закончить эту историю, не взглянув на использование психоделических элементов в цифровом искусстве. Изображение психоделических переживаний никогда не было таким простым, как сегодня, с таким количеством графических программ, позволяющих легкую и безупречную свободу манипулирования изображениями. Рейв-культура также отвечает за подкоркульное возрождение психоделического искусства и в 90-х годах объединила психоделическое искусство с киберкультурой, создав уникальное явление.