Картина "Голова скелета с горящей сигаретой" (нидерландский: Kop van een skelet met brandende sigaret) - это ранняя работа Винсента ван Гога, созданная примерно между 1885 и 1886 годами.

Это небольшая картина маслом на холсте, которая находится в постоянной коллекции музея Ван Гога в Амстердаме.

Здесь вы найдете описание и разные интерпретации мотива.

Временная характеристика создания картины

Эта картина, возможно, была создана зимой 1885-1886 годов в виде пародии на консервативные обычаи академической живописи, но точное значение мотива черепа в творчестве Винсента до конца не ясно. Существуют разные толкования.

До того, как стало обычным использовать живых людей в качестве моделей, изучение скелетов было академическим занятием, необходимым для понимания человеческой анатомии.

Винсент ван Гог находился в это время в Антверпене и посещал занятия в Королевской академии изящных искусств, о которых он позднее сказал, что они были скучными и не научили его ничему новому.

Описание картины Винсента ван Гога "Голова скелета с горящей сигаретой"

Винсент ван Гог. Голова скелета с горящей сигаретой, около 1885-1886 гг.

В переднем плане, на темном фоне, Ван Гог изобразил череп, удерживающий горящую сигарету между зубами.

Темный контраст между фоном и черепом особенно заметен в его произведении. Эта часть наиболее детализирована, подсвечена ярче всего и имеет наивысшую насыщенность цвета.

Череп кажется живым в произведении, что обусловлено в первую очередь перспективой, с которой художник изобразил череп, позой самого скелета, а также использованием света и созданием проекций силуэтов на черепе.

Завершенное положение плеч, кажущаяся стабильность грудной клетки, которую передает положение ключиц и грудины, а также впечатление постоянной улыбки, которая врожденна человеческому черепу, придают скелету выражение живого человека.

Исторический контекст и подходы к интерпретации

Винсент Ван Гог написал это картина в зиму 1885-1886 года, когда он жил в Антверпене. Она демонстрирует, что он сохранял свой ранний мрачный стиль и может быть сравнена с "Картофелеедами", которых он написал годом ранее, в 1885 году.

Интерпретации намерений художника сильно расходятся.

1. Для одних это странное произведение, словно скелет высмеивает членов академии и их старомодное отношение.

Для других оно показывает значение, которое Винсент придает своему слабому, истощенному телу. Для многих это даже его первый автопортрет. Оно отражает внимание, которое Винсент уделял своему физическому и духовному развитию.

Фактом является то, что студенты художественных учебных заведений всегда занимались изучением скелетов, чтобы овладеть анатомией человеческого тела перед работой с живыми моделями.

В этом раннем периоде своей художественной карьеры ван Гог изучал в Антверпене и не только рисовал черепа, но и создал несколько работ на эту тему.

Ван Гог, Висящий скелет и кошка, март - май 1886 года

Винсент Ван Гог, "Череп", 1887/1888 гг.

Это изображение выполнено великим художником Винсентом Ван Гогом в 1887-1888 годах. Оно изображает череп, который может символизировать размышления художника о смерти и бессмертии. Ван Гог часто вдохновлялся природой, но исследовал и более глубокие темы, обращаясь к человеческой психологии и философии.

Картина стилизована и имеет уникальный художественный почерк Ван Гога. Он использовал живые и яркие цвета, чтобы передать эмоциональное состояние черепа и свои собственные чувства. Как и в большинстве его работ, здесь отчетливо прослеживается его характерный стиль с мазками кисти, которые создают текстуру и глубину изображения.

Эта картина может поразить воображение зрителя, запустив цепочку размышлений на тему жизни и смерти, художественного творчества и хрупкости бытия.

Винсент ван Гог, череп, 1887/1888

Винсент ван Гог объяснил, что ненавидел эти курсы и, в конце концов, признал, что они скучны и по его мнению из них ничего нельзя вынести.

Художник предпочитал самостоятельно экспериментировать, явно под влиянием двух факторов, которые имели большое значение для его работы: Рубенса и японских гравюр.

Он открыл для себя новые цвета, пытаясь воспроизвести цвет кожи, полученный Рубенсом. Японские гравюры вдохновляли его своими растительными мотивами и плоскими плоскостями изображения.