Жизнь и творчество Леонардо да Винчи были тщательно проанализированы историками искусства. Тем не менее, его биография до сих пор хранит в себе несколько тайн. Одной из них является тот факт, что четыре из пяти ему приписываемых портретов изображают женщин. В этом обзоре ты узнаешь, какие женские портреты были написаны Леонардо да Винчи и какое значение им придается.

Историческое значение женских портретов Леонардо да Винчи

Художники эпохи Возрождения до Леонардо да Винчи чаще всего рисовали портреты по одной из двух причин:

Портреты женщин Леонардо да Винчи были первыми в своем роде, которые не только представляли чистую красоту женщины, но и ее личность и индивидуальные черты. Портреты Леонардо показывали, что женский пол - это не только символ красоты.

Его инновационные ремесленные техники, с помощью которых он рисовал свои женские образы, помогали ему изображать индивидуальность женщины. Выражение ее лица, интенсивность ее ауры и язык тела изображенных были выше простой красоты.

В своем трактате "Trattato della pittura" Леонардо, среди прочего, излагает конкретные рекомендации для изображения женской фигуры.

Джиневра де' Бенчи, между 1474-1478 годами

Портрет Джиневры де' Бенчи, 1474-1478 годы

В свое время Леонардо нарисовал картину молодой Джиневры де Бенчи, используя маслянные краски, которые тогда были еще новинкой в итальянском искусстве. Это первый Леонардов портрет в масляной технике, который до сих пор сохранился.

Несмотря на то, что Джиневра была дочерью богатой флорентийской банкирской семьи, да Винчи одел ее в простую одежду, чтобы зритель мог сконцентрировать внимание на ее лице.

Выражение лица Джиневры не выглядит особенно радостным. Уголки ее рта опущены, а глаза слегка приоткрыты. Историки искусства толкуют ее мимику как недовольство предстоящим замужеством, по поводу которого была заказана картина.

На обратной стороне деревянной доски находится еще одна картина Леонардо, изображающая три различные ветви и латинскую надпись "Virtutem Forma Decorat". В переводе на немецкий язык этот девиз означает "Красота усиливает сияние добродетели".

Среди четырех женских портретов, нарисованных Леонардо да Винчи, портрет Джиневры имеет большое значение, так как он показывает путь для использования таких техник живописи, которые стали популярными лишь некоторое время спустя у других художников эпохи Возрождения.

Техника сфумато, с помощью которой да Винчи придает лицу Джиневры пластичность и вводит новую форму натуралистической живописи, ознаменовывает поворотный момент в искусстве Возрождения. Вероятно, особая красота молодой женщины не оказывает первоочередного влияния. Вместо этого, кажется, что Леонардо подчеркивает ее неудовольствие по поводу раннего брака, что видно по ее недовольному выражению лица.

Дама с горностаем, 1489

Леонардо да Винчи, Дама с горностаем, 1489, 1490

Первый портрет женщины Леонардо в Милане был создан около 1489 года и, вероятно, изображает молодую Чечилию Галлерани, теперь лучше известную как Дама с горностаем.

Данная картина отличается от изображения Джиневры тем, что Леонардо теперь активно интегрирует символы в свои произведения, которые могут быть истолкованы как определенные послания. Здесь изображение женщины и ее ермина также получает символическую ценность, которая представляет качества образованной женщины.

Сесилия Галлерани была возлюбленной герцога Милана Людовико Сфорца, и предполагается, что животное символизирует самого герцога. Ермина была гербовым животным Сфорца. Контролирующий жест, который молодая женщина делает над телом животного, указывает на ее доминирование над Людовико.

Только с помощью современных инструментов исследователь обнаружил, что Леонардо рисовал этот портрет в трех различных фазах.

В первой фазе он изобразил женщину без единого гермина. Только во второй и третьей фазах он нарисовал животное и приспособил его размер.

Мона Лиза, 1502 - 1506

Леонардо да Винчи, Мона Лиза, около 1502 - 1506

Это, вероятно, самый известный портрет в мире, одна из самых любимых картин Леонардо, которую он хранил вплоть до своей смерти.

Сегодня картина выглядит тускло в своих приглушенных коричневых и желтых тонах. Возможно, когда-то она была более яркой и насыщенной, чем сейчас. Например, изначально могла использоваться похожая цветовая схема, как находится теперь на портрете Моны Лизы, выполненном учеником да Винчи, который выставлен в Музее Прадо в Мадриде.

Тем не менее, молодая женщина продолжает захватывать восприятие зрителей в Лувре с искусно выполненным сфумато Леонардо, которое лежит в основе всемирно известного выражения лица с эмоциональной двусмысленностью, загадочной улыбкой и таинственным взглядом.

Сегодня считается, что персонажей данного произведения изобразил возможно Леонардо — становится известной теория относительно идентификации женщины, изображенной на картине Мона Лиза в Лувре: это, по всей вероятности, Лиза дель Джокондо, родившаяся как Лиза Герардини, которая вышла замуж за богатого торговца шелком Франческо дель Джокондо и родила с ним пять детей.

Леда с Лебедем, перед 1510 годом

Копия по Леонардо да Винчи, вероятно, Сиена, 1510-15 годы.

Леонардо не только изображал портреты выразительных женщин, он также придавал форму их телам и оживлял концепцию эротической женщины. Леда с Лебедем является одним из самых провокационных актов, когда-либо написанных им.

Хотя предполагается, что Леонардо да Винчи нарисовал "Леду с лебедем" не только в виде эскизов, но и на живописном полотне, сегодня доступны только мастерские исследования.

Оригинальная картина была упомянута еще в 1692 году в списке фондов замка Фонтенбло, однако после этого утеряны все следы.

Изображения Леды других художников того времени, вероятно, выполнены в качестве копии оригинала Да Винчи. Несколько копий времени сильно похожи в своей композиции, что позволяет сделать выводы о существовании похожей работы Да Винчи.