С момента своего создания в 1499 году Пьета Микеланджело с его изображением скорбящей Девы Марии и Иисуса Христа ежегодно привлекает множество посетителей в Ватикан.

Пьета Микеланджело несомненно является одним из захватывающих произведений искусства всех времен, но лишь немногие знают тайны, которые окружают эту скульптуру.

В этой статье вы узнаете 15 аспектов, о которых необходимо знать о значимой скульптуре, включая историю того, как она была сильно повреждена венгром в 20 веке.

1. Французский кардинал заказал ее на свой собственный похоронный обряд

Французский кардинал Жан де Билльер, служивший в римской церкви, хотел остаться в памяти людей еще долго после своей смерти. Чтобы достичь этой цели, он поручил Микеланджело создать памятник для его могилы, который должен был запечатлеть сцену, популярную в европейском искусстве того времени: трагический момент, когда Дева Мария держит Иисуса в своих объятиях после его смерти.

На самом деле эта описание не отражает масштаб задания Бильера.

Ведь Микеланджело должен был не только справиться с изображением, но и создать самое красивое мраморное произведение в Риме, которое никому другому не удастся превзойти.

В то время как другие скульпторы, возможно, отказались бы от такого высокого требования, Микеланджело был уверен, что сможет выполнить такую задачу.

Гораздо сложнее оценить тексты Микеланджело - Пьета, которые уходят в тень Давида и Фрески Сикстинской капеллы.

2. После более чем 200 лет Пьета была перемещена в Базилику Святого Петра

Фото: Александрос Михаилидис / Shutterstock

Пьета находится в Соборе Святого Петра, самой значимой базилике Ватикана позднего ренессанса. В первой часовне справа от входа.

Там уже множество туристов видели прекрасную скульптуру и продолжают это делать каждый день.

3. Микеланджело создал это произведение из одного мраморного блока

Более точно, Микеланджело использовал Каррарский мрамор, бело-синий камень, который назван по имени итальянского региона, где он добывается.

Со времен древнего Рима этот мрамор был предпочитаемым материалом итальянских скульпторов. Даже для своего значительно большего Давида он использовал этот мрамор.

4. Пьета - единственная работа, на которой Микеланджело когда-либо оставил свою подпись

Если вы посмотрите внимательно, вы найдете подпись скульптора на груди Марии. Историк и биограф Джорджо Вазари из 16 века рассказывал историю о том, как Микеланджело оставил свой след.

Согласно словам Вазари, Микеланджело узнал, что его работу приписали другому, когда она была впервые показана посетителям. Микеланджело молчал, но относился к этому как к странности, что его работа должна быть присвоена кому-то другому, поэтому он однажды ночью заперся там и вырезал свое имя на работе.

Позднее Микеланджело сожалел о самодовольстве этого акта и решил никогда больше не подписывать свои произведения.

5. Произведение искусства сделало Микеланджело известным

Репутация Микеланджело как художника возросла с растущим общественным восторгом по поводу скульптуры, в том числе потому, что он четко видно разместил свое имя на Пьете.

В момент завершения работы Микеланджело было всего 24 года, и он вызвал большой интерес заказчиков в результате своей ранней работы.

Художник прожил 88 лет и на протяжении десятилетий пользовался признанием и уважением за свои произведения.

6. Скульптура была критикована из-за изображения Марии

Некоторые посетители церкви заметили, что художник показал их слишком молодыми, чтобы быть у них сыном в 33 года, учитывая предполагаемый возраст смерти Иисуса.

Микеланджело защищал своё решение перед своим биографом Асканио Кондиви. Он говорил, что девственница стареет по-другому, так как никогда не поддается похотливым желаниям, которые изменяют тело.

7. Сочетание идеалов Ренессанса и натурализма

Микеланджело получает похвалы за то, что сочетает идеалы классической красоты Ренессанса с позами, создающими впечатление реальных фигур.

8. Одежда Марии скрывает компромисс в оформлении

Если внимательно посмотреть, то кажется, что голова Марии слишком мала для ее большого тела с широкими плечами. Когда Микеланджело делал замеры, он не мог соблюсти реалистичные пропорции обоих, если они одновременно держат взрослого сына на руках.

Поэтому он вынужден был сделать фигуру Марии чрезмерно большой. Чтобы скрыть эту необходимость в художественной композиции, Микеланджело создал легко накиданные на Марию одежды, которые скрывают ее настоящую полноту.

9. Пьета когда-то была грубо повреждена

Говорят, что Микеланджело имел привычку орать на свои скульптуры и иногда даже бить их инструментами.

Однако это был безработный геолог из Венгрии, который во время Пятидесятницы 1972 года перепрыгнул через перила Собора святого Петра, чтобы напасть на Пьету молотком.

С 12 ударами Ласло Тот отрубил левую руку Марии, сломал кончик ее носа и повредил щеку и левый глаз.

10. Нападение не было признано преступлением

Власти решили не привлекать Тота к уголовной ответственности за уничтожение бесценного произведения искусства.

Однако римский суд признал его угрозой для общества и отправил мужчину на два года в нервную клинику.

11. Восстановление вызвало много дискуссий

Когда произведение искусства пострадало таким образом, владельцы вынуждены задуматься о его будущей судьбе. Стоит ли оставить его поврежденным или попытаться восстановить оригинал Микеланджело.

В конечном итоге было принято решение о проведении обширной реставрации с целью сделать невозможным для наблюдателей определить повреждение скульптуры.

12. Реставрация продолжалась 10 месяцев

Историки искусства и мастера скульптуры изучали около 100 фрагментов Пьеты и собирали их вместе.

Временная испытательная лаборатория, построенная вокруг скульптуры, была использована экспертами в течение пяти месяцев для определения кусочков размером с ноготь. Затем они закрепили эти кусочки невидимым клеем обратно на Пьету и заместили все пробелы мраморной пылью.

Сегодня скульптура находится за бронированным стеклом, чтобы такое повреждение больше не повторилось.

Фото: SkandaRamana / Shutterstock

13. Это был не первый раз, когда скульптура находилась за бронированным стеклом

В 1964 году Ватикан взял в аренду Пьету для Соединенных Штатов, где она была представлена в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года. Для обеспечения безопасности этой статуи организаторы установили барьер из семи массивных акриловых пластин, которые весили более 2 тонн вместе.

Для безопасного прохождения толп людей мимо скульптуры были установлены подвижные проходы в стиле конвейера.

14. Атака Пьеты открыла неожиданный светлый момент

Во время тщательного реставрирования рабочие обнаружили секретную подпись на произведении. В складках левой руки Марии скрыта тонкая "М", которую также приписывают Микеланджело.

15. Возможно, была обнаружена модель Микеланджело для Пьеты

В ноябре 2010 года американский историк искусства Рой Долинер заявил, что восстановленная скульптура конца XV века является неопознанным произведением Микеланджело, служившим моделью для его Пьеты.