La Primavera - это шедевр флорентийского Возрождения, заказанный семьей Медичи во время творческого расцвета Боттичелли (1445-1510).

Исторический контекст «La Primavera» Боттичелли

Эта сложная, аллегорическо-мифологическая картина содержит множество отсылок к классической литературе и вызывает многочисленные интерпретации среди ученых и историков искусства.

Согласно данным Уффициев, «La Primavera» Боттичелли, вероятно, была написана в честь свадьбы Лоренцо Медичи и Семирамиды Аппиановой, которая состоялась в мае 1482 года.

Как и его другое произведение «Рождение Венеры» (1484-86), это также значительная картина флорентийского Возрождения и одна из самых популярных картин этого периода в истории искусства.

Боттичелли был учеником Фра Филиппо Липпи, чей стиль выразительного взаимодействия фигур в сочетании с позднеготическими техниками декорирования явно просматривается на обоих картинах.

Еще одним влиянием был Антонио дель Поллаиуоло, чей тогда инновационный стиль моделирования человеческой мускулатуры уделял больше внимания анатомии и пропорциям.

Специально разработанный для своего заказчика

Когда Боттичелли приступил к работе над "La Primavera", он только что вернулся из Рима, где завершил серию фресок на стенах Сикстинской капеллы для папы Сикста IV.

Успешное завершение такого престижного заказа укрепило еще больше его уже отличную репутацию и привело к еще большему количеству заказов от итальянской высшей общественности.

В период с 1482 по 1490 год были созданы большинство его аллегорических и мифологических произведений («Паллада и Кентавр», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», «Весна»), которые не были предназначены для широкой публики, а были установлены в частных помещениях и специально адаптированы к интересам их заказчиков.

Заказчиками Боттичелли были представители крайне богатой семьи Медичи и Флорентийской гуманистической общественности, которые выступали за всестороннюю реформу образования и проявляли особый интерес к классической мифологии и изучению Античности.

В 1919 году картина была приобретена Уффици во Флоренции, где она и сегодня находится.

Описание картины "Весна"

В своей работе "La Primavera" Боттичелли создал живую и динамическую сцену, основанную на различных источниках, включая "Фасты" Овидия, поэтический календарь римских праздников, и "De Rerum Natura", философскую поэму поэта и философа Тита Лукреция Кара (1 век до н.э.).

"Primavera" является одной из первых известных картин эпохи Возрождения, на которых изображены боги и богини в натуральную величину и почти голыми. Некоторые позы и фигуры черпаны из греческой скульптуры, хотя они отражают современную флорентийскую эстетику, как показывают легко удлиненные торсы и расширенные животы.

Венера

Сцена происходит в божественном саду Венеры, богини любви, которая стоит посередине изображения. Вблизи ее спутницы - три грации - одеты в полупрозрачные белые одежды и украшения, соответствующие цветам семьи Медичи.

Они танцуют, в то время как рядом с ними слева Меркурий - крылатый гонец богов - носит шлем и меч. Также его характеризуют его крылатые сандалии и характерная палка, с помощью которой он прогоняет грозовые облака.

Над головой Венеры виден ее сын, Амур. Его глаза закрыты, в то время как он нацеливает свою стрелу на трех граций.

Предположительно, образ Венеры мог быть создан по образу Симонетты Веспуччи, жены Марко Веспуччи. Судя по слухам, она была возлюбленной Джулиано де' Медичи, который, по слухам, сам являлся моделью для Меркурия.

Вероятно, это произведение Сандро Боттичелли "Портрет молодой женщины", около 1480 - 1485 гг.

Зефир

Справа на картинах Боттичелли изображены две разные истории из классической мифологии, связанные с Зефиром, богом ветра. Он изображен с надувными щеками, схватывающим нимфу Хлорис.

В первой легенде Зефир влюбляется в Хлорис и женится на ней. Во второй истории, в знак раскаяния за свое поведение, Зефир превращает Хлорис в Флору - богиню цветов и весны. По словам Овидия, он также дарит ей прекрасный сад, наполненный цветами и растениями, где царит вечная весна.

Пейзаж

Однако сад, который мы видим, принадлежит Венере, которая поднимает руку, чтобы приветствовать зрителей в своем королевстве. Ее владение подтверждается миртой за ее спиной, которая является одним из ее символов.

По неизвестным причинам Боттичелли на своей картине изображает удивительные 500 разных видов растений, включая около 190 различных цветов. Сам этот элемент декора уже десятилетия является объектом каталогизации и исследования.

Интерпретация "Весны" Боттичелли

Неоплатоническая любовь

Картина "Весна" Боттичелли может символизировать неоплатоническую любовь. Если следовать этой многообсуждаемой интерпретации, Венера олицетворяет божественную любовь и красоту, а фигуры вокруг нее символизируют различные аспекты человеческого бытия, такие как добродетель, желание и творчество.

Гермес, пернатый вестник, смотрит за пределы холста, предположительно на картину "Паллада и Кентавр", которая, по преданиям, висела рядом с "Весной" и изображает победу добродетели над похотью.

Аллегория весны

Сезонная символика: "Весна" захватывает суть весны, времени возрождения и омоложения. Картина изображает пышный сад, полный цветов, зеленой листвы и ярких красок, напоминающих о живости и свежести весны.

Узор цветов на "Весне" также похож на узор фламандского гобелена. Не было бы удивительно, если бы Боттичелли был вдохновлен цветочными изображениями, так как Медичи тогда имели несколько торговых связей с Нидерландами.

Картина не была официально названа таким образом самим Боттичелли. "Примавера" была впервые названа итальянским историком искусства Джорджио Вазари, который увидел картину виллы Кастелло рядом с Флоренцией в 1550 году.

Политическое значение

Так как картина, вероятно, была заказана семьей Медичи, некоторые толкуют "Примаверу" как носительницу политической символики.

Картина может рассматриваться как почтение правлению Медичи, при этом Венера могла бы символизировать династию Медичи, а фигуры вокруг нее могли бы представлять символы власти, благосостояния и стабильности.