Учитывая количество известных людей, убитых во время Французской революции, кажется довольно странным, что самая известная смерть связана с убийством швейцарского политического мыслителя и журналиста французкой с ополчением.

Когда Шарлотта Корде 13 июля 1793 года вонзила свой кухонный нож в грудь Жана-Поля Марата, она наверняка не представляла, сколько раз это событие появится на картинках.

Изображение Марата в искусстве

Марат сам появляется на нескольких картинах, но, возможно, изображение Люсьена-Этьена Мелинга 1879 года является наиболее важным. Оно показывает его в роли великого мыслителя и интеллектуала, лежащего в постели и желающего писать своим пером.

Он был ведущим членом революционного движения, влиятельным журналистом через свою газету и другом художника Жака-Луи Давида, который был втянут в революционную политику. Из-за тяжелого заболевания кожи Марат проводил большую часть времени в ванной, чтобы снять интенсивное зудение.

Утром 13 июля 1793 года Шарлотта Корде, молодая женщина из Нормандии, появилась в доме Марата в Париже и попросила о встрече, но его обрученная отвергла ее. В этот вечер ей был разрешен вход, и она начала называть Марату имена некоторых местных контрреволюционеров. Во время того, как он их записывал, она достала кухонный нож длиной 15 см из своей одежды и вонзила его Марату в грудь, так что он скончался в течение короткого времени.

Корде признала свое преступление и 17 июля была публично казнена на гильотине. Марат стал мучеником революции после того, как его друг Давид организовал зрелищный похоронный мероприятие.

В картинах Давида "Смерть Марата" он показывает тело Марата, наклонившееся над его ванной, убийственное орудие и перо, оба на полу, перо все еще в правой руке, а левая рука держит записку.

Записка Кордая, изображенная на картине перевернутой, указывает на дату и обращается к граждане Марату. Она начинается со слов "Достаточно сказать, что я очень несчастна, заботясь о вашем гостеприимстве".

Это скудное и простое изображение стало воплощением ужасов в целом и революции в частности.

Давид едва избежал казни вместе с Робеспьером, когда революция рухнула. Его арестовали в конце 1794 и середине 1795 года, и он провел несколько месяцев в тюрьме.

В своей версии "Смерть Марата" Гийом-Жозеф Рок превосходно передал атмосферу момента сразу после смерти Марата. Его произведение обладает той же пламенной энергией, но заметно отличается от работы Давида, не таким строгим. Вместе с тем, оно не менее эффективно в том, чтобы превратить Марата в мученика революции.

Хотя жанна д'Арк не пыталась сбежать с места преступления, остроумные Давид и Рок избегают представления их присутствия. В середине 19-го века, во время второй империи Наполеона III, роль жанны д'Арк была переоценена.

В полотне Поля-Жака-Эме Бодри "Убийство Марата" Шарлотта Кордэй почти скрывает Марата. Она мощно возвышается над его умирающим телом и смело глядит вдаль.

Живопись "Смерть Марата" Сантьяго Ребулла, 1875 года

Сантьяго Ребулл в своей работе "Смерть Марата" из 1875 года стремится к большей сбалансированности и рассматривает сцену с большего расстояния. Он предлагает равномерные кадры для Корде и Марата, а также сохраняет оба их лица. Сцена также стала более театральной, с энергичными руками и напряженными телами.

Искусство воплощает прошлое

Картина Жан-Жозефа Верта "Убийство Марата" (1880) является почти театральной, словно отрывок из оперы.

Среди посетителей, показывающих и махающих руками, находятся невеста Марата Симон Эврар, представитель газеты Марата, два соседа и республиканский фракция. Кордей все еще держит нож и отступает к стене.

Новые интерпретации "Смерти Марата"

В руках других художников убийство Марата приобрело совершенно другой смысл.

Эдвард Мунк использовал эту тему символически, чтобы выразить травму, которую он испытал в своих несчастных отношениях с Туллой Ларсен.

В первой версии "Смерть Мара" Мунк смотрит сверху на тело Мара/Мунка, рядом с трупом стоит обнаженная Кордэй/Ларсен, привлекающая к себе внимание.

Во второй версии он изменил композицию и вернулся к квадратному обзору, женщина стояла перед кроватью Мара/Мунка.

Кордей была арестована на месте преступления и не пыталась отрицать убийство или извиняться. Она была трижды допрошена судебными приставами в течение трех дней, пока находилась в тюрьме.

Гемалее Раймона Монвуазена на тему было создано перед его смертью в 1870 году. На нем изображена Шарлотта Корде в тюрьме, где она, должно быть, была уверена в своей судьбе.

Особенностью этого случая было то, что Корде была женщиной: в конце XVIII века женщины, особенно образованные женщины, ничего подобного не делали. Монвуазен подчеркивает эту загадку своим изображением.

После того, как ее приговорили к смертной казни, Corday попросила, чтобы ее портрет был нарисован. Для этого она выбрала офицера Национальной гвардии и молодого художника Жан-Жака Хауэра, который, по-видимому, уже нарисовал ее во время ее посещения суда.