Марина Абрамович родилась в 1946 году в Белграде в Югославии. С самого начала своей художественной карьеры в начале 1970-х годов, когда она посещала Академию изобразительных искусств в Белграде, Абрамович совершила прорывную работу в области перформанса как визуальной формы искусства. Тело стало ее темой и средством выражения.

В поисках эмоционального и духовного преображения она исследовала физические и психические границы своего существования, не боясь боли, усталости и риска.

Являясь значимой частью поколения ведущих перформанс-художников, Абрамович создала некоторые из самых исторически значимых ранних работ в области перформанса и до сих пор оказывает существенное влияние на современное искусство.

Основные идеи о Марине Абрамович

Биография Марины Абрамович

Детство и юность

Марина Абрамович родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, Югославия, в семье состоятельных родителей. Ее семья занимала высокие позиции в коммунистическом правительстве. Ее отец Войин служил в гвардии маршала, а мать Даница была историком искусства и надзирала за историческими памятниками.

После того, как ее отец покинул семью, ее мать приняла строгий контроль над восемнадцатилетней Мариной и ее младшим братом Велимиром. Отношения между матерью и дочерью были непростыми, хотя она все же поддерживала интерес дочери к искусству. В детстве Абрамович посещала множество Биеннале в Венеции, на которых познакомилась с международными художниками, такими как Роберт Раушенберг.

Ранние годы творчества

Марина Абрамович изучала живопись в Белградской академии изобразительных искусств с 1965 по 1970 годы, и закончила свое образование в Загребской академии изобразительных искусств с получением степени магистра. В начале 1970-х годов она начала заниматься перформанс-искусством, вначале создавая звуковые инсталляции, но быстро переходя к произведениям, включающим тело.

До середины 1970-х годов она преподавала в художественной академии Нови Садского университета. В своем первом творчестве она часто использовала свое тело ради искусства. Например, в произведении "Ритм 2" она принимала лекарства для лечения шизофрении.

В произведении "Ритм 0" она приглашала зрителей угрожать ее телу различными предметами, включая заряженный пистолет.

Фото: Франческо Пьерантони / Фликр

В своем спектакле Губы Томаса она надрезала себе живот бритвой, чтобы нарисовать пентаграмм, и достигла состояния переохлаждения на ледяном блоке. Она намекнула, что вдохновение для такой работы пришло как от ее опыта воспитания в коммунистической диктатуре, так и от строгого обращения со стороны ее матери.

Соответственно, бунтарские выступления проходили в маленьких студиях, учебных центрах и альтернативных пространствах в Югославии, и заканчивались к десяти часам, после введенного матерью строгого комендантского часа.

Средний период работы и ее работы с Улай

Марина создала эти революционные произведения искусства, когда перформанс стал восходящим искусством в Европе. Во время поездки в Амстердам в 1975 году она познакомилась с немецким художником Франком Уэ "Улэй" Лайсипеном. Как пассионарные пионеры, Абрамович и Улэй объехали Европу в фургоне, жили с австралийскими аборигенами и в тибетско-буддийских монастырях, проводили время в Сахаре, пустынях Тар и Гоби.

Их художественное объединение было пропитано привязанностью и взаимосвязью, что особенно впечатляло в произведении "Взаимоотношение во времени", где они сидели спиной к спине с завязанными вместе волосами.

"Дыхание внутрь/дыхание наружу" (1977) включало обмен дыханием изо рта в рот до тех пор, пока оба не потеряли сознание и упали на землю после примерно 17 минут.

Лайт/Дарк (1977) - еще один пример их особенных отношений, в рамках которых они поочередно били себя в лицо в знак протеста.

Когда Абрамович и Улай в 1988 году решили закончить свое художественное сотрудничество и личные отношения, они начали перформанс под названием Влюбленные. Двое художников начали свое путешествие с каждого конца Китайской стены и шли три месяца, пока не встретились в середине и не разошлись.

После разрыва с Улай Марина вернулась к своим сольным работам и все больше стала работать с медиа-видео искусством. В 1989 году она начала серию скульптурных работ, включающих объекты, которые призваны стимулировать участие и взаимодействие зрителей.

Дополнительно к своим выступлениям Абрамович преподавала с 1990 по 1991 год в высшей школе искусств в Берлине, Академии изящных искусств в Париже, а также в высшей школе изобразительного искусства в Гамбурге.

С 1994 года она преподавала семь лет как преподаватель по искусству перформанса в высшей школе изобразительных искусств в Брауншвейге.

Современные выступления

В 2010 году Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке организовал широкую ретроспективу работ Абрамович под названием Художник присутствует . Для выставки Абрамович была представлена с одноименным выступлением, в котором она спокойно сидела, пока посетители музея сидели напротив нее и смотрели на неё.

Фото: Рори / Фликр

Возможность участия в работе помогла привлечь длинные очереди посетителей. В ретроспективе также была представлена группа исполнителей, которые воссоздавали предыдущую работу Абрамович. Хотя реперформансы часто критиковались за то, что они стирали энергию и непредсказуемость оригинальных перформансов, они принесли Абрамович еще большее признание.

Также появился документальный фильм HBO "Художник присутствует" 2012 года. Как хроника ретроспективы, он также документировал испытание физической выносливости Абрамович, когда она каждый день сидела недвижимо в течение семи часов в течение трех месяцев выставки.

Художественное влияние Марины Абрамович

Марина Абрамович, ранее называвшая себя "Матерью искусства перформанса", была одной из первых экспериментальных художниц, занимавшихся перформансом.

В наше время она является одной из нескольких пионерок, которые все еще создают новые произведения. Она была и остается важным влиянием для перформанс-художников, которые творили произведения в последние десятилетия.

Несмотря на то, что она не рассматривает свое собственное искусство в контексте феминистического искусства, ее конфронтация с физическим "Я" и женским телом также оказала значительное влияние на эту сферу искусства.