История Римской империи, простирающаяся на протяжении сотен лет и нескольких континентов, запечатлена в статуях и памятниках, которые оставили ее граждане.

Древние римляне объединили доселе невообразимую военную мощь со столь же большим признанием к общественному искусству, которое служило как политической пропаганде, так и памяти о военных и дипломатических достижениях.

Однако римская скульптура в значительной степени обязана грекам своей эстетикой. Хотя римляне в 146 г. до н.э. покорили греков победой в битве при Коринфе, военный успех не сопровождался культурным подчинением.

Вместо этого элитные римляне требовали воспроизведения известных мраморных скульптур опытными греческими художниками, такими как Пракситель. Большинство римских скульпторов такой славы никогда не достигали. Их копии часто оставались без подписи, так как статус ремесленников был низким, а римляне предпочитали подлинные работы греческих мастеров.

Позитивным является то, что сегодня некоторые греческие скульптуры до сих пор сохранились как римские копии, которые в противном случае были бы навсегда утрачены.

Со времен Римской империи сохранилось много артефактов и произведений искусства. Ниже приведены семь римских скульптур, которые являются неотъемлемой частью понимания обширного исторического вклада римской империи в искусство.

Этрусская скульптура: Аррингаторе, 1 в. до н.э.

Foto: corneliagraco / Flickr / CC BY 2.0

Находящаяся в натуральную величину бронзовая статуя мужчины по имени Ауле Метели, более известная как Ритор, была создана в начале I века до нашей эры и символизирует происхождение Римской империи. Ритор поднимает свою руку перед толпой. Несмотря на то, что он является этруском, он одет в характерную одежду для римского магистрата: короткую тогу и сапоги.

Скульптор написал на статуе свое этрусское имя и имена своих родителей. Тем не менее, внешность скульптуры может быть рассмотрена как символ полного восприятия этрусской культуры римлянами.

Рим правили этрусские короли с 7 века до н. э. до изгнания последнего этрусского короля в 510 году до н. э. Римское присоединение тысячелетней цивилизации было завершено к 1 веку до н. э.

Статуя, которая сегодня находится в Национальном археологическом музее во Флоренции, иллюстрирует значение чиновников в ранней Римской республике, а также их полное господство над каждой культурой, которую они завоевывали.

Реалистическая римская скульптура: Патрицио Торлония, I век до н. э.

Изморщенное, постаревшее лицо этого неизвестного римского патриция высшего класса является воплощением идеалов Римской Республики, которая ценила общественную службу и силу своего общества выше всего.

Вместо копирования только греческих мраморных статуй, граждане Римской Республики хотели представить свои ценности в человеческой форме. В этом целях данная бюст отказывается изображать образ как молодого, атлетичного мужчины. Возраст просто подчеркивается. Выраженные морщины, врезавшиеся в его лицо и шею, рассматривались как признак мудрости.

Голова, которая датируется 1-м веком до нашей эры, также указывает на политику своего времени: ранняя Римская республика была правлена только патрициями. Эти аристократические римляне позже попытались сотрудничать с обеспеченными плебеями. Тем не менее, расширяющееся социальное неравенство в республике в конечном итоге привело к ее падению.

Август из Примапорта, 1-й век до нашей эры.

Август Фримапортский (20-17 гг. до н.э.), из виллы Ливии в Примапорте, 1863 год

После того, как он окончил столетнюю гражданскую войну, Август поднялся к власти, чтобы стать первым императором Рима. Август был страстным поклонником общественного искусства и использовал свои заказы, чтобы оправдать свою новую роль. Он заказал около 70 портретных статуй себя.

Эта мраморная статуя в натуральную величину из I века н.э. была найдена в руинах виллы Ливии (жены Августа) в Примапорте и сейчас выставлена в Ватикане.

Эта работа подчеркивает военную мощь Августа и указывает на прошлое золотого века Республики, в которое он должен был вернуться под его правлением. Доспехи Августа иллюстрируют эти амбиции и показывают личную дипломатическую победу: они изображают парфянского царя, который восстанавливает военные стандарты, ранее захваченные римскими легионами.

Чтобы подтвердить божественное право императора на власть, рядом с правым лодыжкой Августа стоит Амур, сын богини Венеры.

Октавиан представлен как идеализированная фигура, физическая форма которой скорее символична для классической греческой скульптуры, чем для реалистичного римского императора. Скульптура отличается особенными локонами волос, которые всегда включались официальными художниками Октавиана, чтобы сделать его статуи узнаваемыми для римской публики.

Римская скульптура: Бюст Фонсеки, 2 век н.э.

Бюст Фонсеки - это римская скульптура, датируемая началом 2 века н.э. Она сейчас находится в Музеи Капитолий в Риме. Портреты элитных римских женщин обычно были гораздо менее реалистичными, чем портреты мужчин, так как они заказывались, чтобы подчеркнуть женскую красоту и последние моды.

У этой женщины кудри на голове не только делают ее самой элегантной из всех представленных в этом списке, но также указывают на увлечение римлян изящными прическами. Богатые римские женщины нанимали парикмахеров, чтобы завивать свои волосы утюгами или вшивать наращивания.

Эта бюст, скорее всего, изображает женщину из Флавиевской династии. Портреты мужчин того времени предпочитали реалистичное изображение, но этот портрет идеализирован, чтобы подчеркнуть красоту фигуры.

Существует много похожих примеров бюстов из этого времени, на которых изображены женщины с сложными волнистыми волосами. Римские скульпторы, благодаря новым прогрессам в инструментах и техниках, могли наконец-то точно воссоздать эти нежные волны.

Колонна Траяна, 110 г. н.э.

Традиционная скульптура является одним из многих общественных произведений, которые император Траян заказал после того, как он завоевал даков в 107 году нашей эры. Эта победа принесла Римской империи ее наивысшую мощь.

Скульптура, также использовавшаяся как могила Траяна, имеет высоту более 35 метров и украшена непрерывным спиральным фризом, напоминающим о двух сражениях с даками. Несмотря на то, что археологи использовали скульптуру для лучшего понимания и римской военной стратегии, и сложной дакийской культуры, остаются спекуляции о точности ее повествования.

Фриз содержит более 2000 фигур, вырезанных в поверхности в виде плоского рельефа, и Траян изображен 58 раз. В одной из сцен солдаты Траяна представляют ему две отрубленные вражеские головы.

Величественная колонна стала шедевром пропаганды. Она была возведена вскоре после битвы около 110 года н. э. и до сих пор стоит на своем исходном месте - на форуме Траяна в Риме.

Изначально колонна находилась между двумя библиотеками, но остальная часть форума была разрушена, поэтому колонна остается единственным напоминанием о военной мощи императора.

Римская скульптура: статуя всадника Марка Аврелия, около 176 года н. э.

В истории европейского искусства бронзовый портрет Марка Аврелия на его коне, который, вероятно, был установлен около 176 года н.э., послужил моделью для большинства всаднических статуй.

Художник изобразил это дуэт в движении: император, правивший с 161 по 180 год н.э., поднимает правую руку, в то время как его конь поднимает правую переднюю ногу и показывает впечатляющую детализацию мышц.

Всаднические статуи были широко распространены в Древнем Риме. Они почитали военные и гражданские достижения, но только немногие сохранились в полном целостном виде. Множество языческих статуй были разрушены в Средние века Католической Церковью, хотя это конкретное произведение было спасено, потому что ошибочно считалось, что оно изображает Константина, первого христианского императора Рима.

Великолепный памятник изначально находился в Латеранском дворце, резиденции для знати, а затем папской резиденции, пока его не перенесли в 1538 году на площадь Кампидольо. Там Микеланджело, страстный поклонник его реалистического чувства движения, восстановил римскую скульптуру.

В 1981 году памятник был перемещен для сохранения в Палатцо деи Консерватори. На его месте сегодня стоит копия на площади.

Венецианская группа Тетрахов, около 300 года н.э.

Фото: Кэрол Раддато / Википедия / CC BY-SA 2.0

Спрятанная в углу площади Сан-Марко, тетрархическая группа часто упускается посетителями Венеции. Однако предмет, стиль и материалы скульптуры отражают структуру поздней Римской империи.

Римская скульптура выполнена из порфира, редкой египетской породы с ярко-пурпурной окраской, и должна подчеркнуть имперскую мощь. Скульптура изображает тетрархию, правление, созданное императором Диоклетианом для остановки гражданских войн и иностранных захватчиков, осаждавших Рим в течение десятилетий.

Империя стала слишком великой, чтобы управлять одному человеку, поэтому он создал тетрархию, разделив империю на две половины и назначив императора и вице-императора на обеих сторонах.

На вид похожие четыре фигуры разделены пополам, где каждая половина показывает бородатого и бритого императора. Каждый из четырех императоров держит меч как символ отваги и власти. Другой рукой каждый из них обнимает своего ближнего, подчеркивая дружбу.

Эти фигуры, вероятно, не предназначены для изображения конкретного правителя, а вызывают силу должности. Этот стиль подавления индивидуальной идентичности в пользу коллектива отличается как от классицизма, так и напоминает раннее христианское искусство.

Статуя не всегда находилась в Италии - она была украдена из Константинополя в 13 веке, где она хранилась почти 1000 лет.