-
Содержание
- Причины возникновения Ренессанса
- Особенности и техники ренессансного искусства
- Хронология эпохи Возрождения
- История Возрождения
- Истоки в готике
- Натуралистические способы живописи, полные объемности, как начало Ренессанса
- Флоренция как город и наука
- Роль Медичи и Флоренции в эпоху Возрождения
- Прогресс в образовании и линиях
- Сандро Боттичелли как предварительная кульминация
- Важное значение имеет анатомически точное изображение
- Заключенный в линейную перспективу
- Высокое возрождение: Микеланджело и да Винчи
- Важные музеи
Искусство Возрождения включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и литературу, возникшие в Европе в 14, 15 и 16 веках под общим влиянием повышенного осознания природы, возрождения классических знаний и более индивидуального понимания человека.
Большинство историков сегодня больше не считают, что Возрождение означало резкий разрыв с средневековыми ценностями, как подразумевает французское слово "Renaissance" (Возрождение).
Напротив, исторические источники показывают, что интерес к природе, гуманизм и индивидуализм уже существовали в позднем средневековье и в Италии XV и XVI веков вместе с социальными и экономическими изменениями, появлением рационального финансового хозяйства и значительным увеличением социальной мобильности привели к изменению мышления.
Причины возникновения Ренессанса
После того, как Европа проснулась из Средневековья при Карле Великом (около 800-го года) и в XII и XIII веках возродила Церковь с помощью готической программы строительства, в XIV веке произошел ряд неурожаев, Черная смерть (1346 год) и продолжительная война между Англией и Францией.
Не было идеальных условий для вспышки творчества, не говоря уже о устойчивом возрождении живописи, рисунка, скульптуры и архитектуры.
Кроме того, церковь - тогдашний крупнейший спонсор искусства - страдала от междоусобных разногласий по духовным и светским вопросам.
Но были и положительные тенденции. Три основных причины ренессанса можно охарактеризовать следующим образом:
1. Растущее благосостояние
В Италии Венеция и Генуя обогатились благодаря торговле с Востоком, а Флоренция стала центром шерстяного, шелкового и ювелирного искусства, а также укрыла в себе фантастическое богатство образованной и ценящей искусство семьи Медичи.
Также в Северной Европе процветало благосостояние, как показывает создание Ганзейских городов в Германии. Это растущее богатство позволило финансировать все большее количество заказов на крупные общественные и частные художественные проекты, а торговые пути, на которых они основывались, сильно способствовали распространению идей и способствовали росту движения по всему континенту.
Распространение идей, значительно ускоренное изобретением печатного станка, шло в ногу с определенной нетерпимостью в отношении медлительности процесса изменений.
2. Уязвимость церкви
Парадоксально, но уязвимость церкви придала ренессансу дополнительные импульсы. Во-первых, она позволила распространению гуманизма, который в прежние времена столкнулся со сильным сопротивлением.
Во-первых, это побудило последующих пап, таких как Папа Юлий, тратить значительные средства на архитектуру, скульптуру и живопись в Риме и Ватикане, чтобы вернуть потерянное влияние.
В ответ на Реформацию примерно в 1520 году - так называемую Контрреформацию - этот процесс продолжался до конца XVI века.
3. Эпоха исследования
Эпоха Возрождения совпала с началом великой западной эпохи исследований, когда возник общий желание исследовать все аспекты природы и мира.
Европейские исследователи нашли новые морские пути, новые континенты и основали там колонии. Архитекторы, скульпторы и художники европы также проявили свое желание к новым методам и новым знаниям.
Согласно итальянскому художнику, архитектору и ренессансному биографу Джорджо Вазари, ренессанс не был вызван только растущим уважением к искусству античности, но и растущим желанием изучать и понимать природу.
Особенности и техники ренессансного искусства
Ренессансная живопись
Как уже упоминалось, итальянский ренессанс стал известен четыреми вещами:
Техники ренессансной живописи
Из этого вытекают четыре техники живописи, развитые в ренессансе, и быстро ставшие основными в работах различных художников.
Линейная центральная перспектива
Пример: Рафаэль: Школа Афин
Перспективное сокращение
Пример: Андреа Мантенья: Оплакивание Христа
Перспективическое сокращение - это техника в изобразительном искусстве, которая позволяет создать иллюзию трехмерности и глубины на плоскости двумерной работы. Одним из ярких примеров такой техники является картина "Оплакивание Христа" Андреа Мантеньи. На этой работе заметно использование перспективы, которое позволяет зрителю ощутить объем и глубину изображаемого события.
Великий итальянский художник Андреа Мантенья был одним из пионеров в использовании перспективического сокращения в искусстве. Его творчество было величайшим вкладом в развитие живописи эпохи Возрождения. Уникальность его работы заключается в том, что он смог передать не только объем и пространство, но и душевные переживания персонажей, что делает его картины еще более выразительными и эмоциональными.
Перспективное сокращение - это не только важный аспект визуального представления, но и мощный инструмент, позволяющий передавать идеи, настроение и смыслы через изображения. Освоение этой техники требует мастерства и творческого мышления. Картины, созданные с использованием перспективического сокращения, продолжают впечатлять и вдохновлять зрителей уже на протяжении многих столетий.
Квадратура (живопись с иллюзионистическими и архитектурными характеристиками)
Пример: Андреа Мантенья: фрески в комнате Спрутов
Сфумато (смешивание цветов без видимых переходов)
Пример: Леонардо да Винчи: Мона Лиза
Техника сфумато, разработанная Леонардо да Винчи, позволяет создавать картины с мягкими и плавными переходами между цветами. В результате получается эффект растекания цветов друг в друга, придающий работам особую глубину и объемность.
Мона Лиза, одно из самых знаменитых произведений Леонардо, является ярким примером использования техники сфумато. В этой работе видны едва заметные переходы между цветами, создающие иллюзию мягкости и нежности лица портретируемой женщины.
Сфумато является одним из ключевых элементов творчества Леонардо и оказало значительное влияние на развитие живописи. Мастера разных эпох пытались повторить его технику, но не всегда им удавалось воссоздать такую же гармонию цвета, которую создавал Леонардо.
В Северной Европе Ренессанс был отмечен прогрессом в визуальном изображении света и отражения различных поверхностей.
Наибольший прогресс был достигнут в живописи благодаря реализации высокого уровня реализма в портретной и натюрмортной живописи. Это было частично связано с тем, что большинство художников Северного Ренессанса начиная с начала XV века использовали масляные краски вместо темперы или фрески, которые в Италии, по климатическим и другим причинам, оставались предпочтительным способом живописи еще дольше.
Техника масляной живописи позволяла создавать более насыщенные цвета и обеспечивала возможность в течение нескольких недель вносить изменения в работу, что способствовало достижению более тонких деталей. Масляные краски быстро распространились по Италии: сначала в Венеции, где влажный климат был менее подходящим для темперы, затем во Флоренции и Риме.
Хронология эпохи Возрождения
Обычно итальянское искусство эпохи Возрождения подразделяют на разные, но перекрывающиеся периоды:
Высокое Возрождение переходило в Маньеризм, примерно в период разграбления Рима в 1527 году.
Эта хронология в значительной степени соответствует описанию в "Vite de' piu eccellenti architetti, pittori, et scultori Italiani" Джорджо Васари.
История Возрождения
Ренессанс, также известный как Ринасименто, был существенно поддержан постфеодальным развитием независимых город-республик в Италии и Южных Нидерландах.
Хорошими примерами этого являются Флоренция XV века - центр итальянского искусства Возрождения - и Брюгге - один из центров фламандской живописи. Эти два города были опорой европейской торговой и финансовой системы.
Изобразительные искусства и ремесла процветали: во фламандском городе при поддержке герцогов Бургундии и во Флоренции под влиянием богатой банкирской семьи Медичи.
В этой атмосфере художники все больше заинтересовались изображением видимого мира, вместо того чтобы ограничиваться религиозной духовностью, которая могла быть визуализирована только через символы и жесткие конвенции.
Далее будет представлена история Возрождения от его истоков в готике до позднего маньеризма.
Истоки в готике
Изменения, поддержанные вкусом и более свободным отношением меценатов, уже проявлялись в готической живописи позднего Средневековья.
Во всей Европе, во Франции, Фландрии, Германии, Италии и Испании, художники показали основные черты этого стиля с более сильным повествовательным интересом к религиозным картинам и стремлением придать святым изображениям больше человечности и индивидуальности.
Введение мирских символов в искусство также было важным шагом, который привел к живописи эпохи Возрождения.
Представители международного готического стиля, такие как Симоне Мартини, все еще руководствовались идеей создания элегантной поверхности с яркой цветовой гаммой.
Целью более позднего поколения был радикальный шаг проникнуть сквозь поверхность для передачи нового чувства пространства и трехмерной формы.
Натуралистические способы живописи, полные объемности, как начало Ренессанса
Важный прорыв в реализме впервые произошел примерно в одно и то же время в Италии и Нидерландах, точнее говоря, в произведениях Масаччо во Флоренции и Яна ван Эйка в Брюгге.
Масаччо, о котором Делакруа сказал, что он вызвал самую большую революцию, которую когда-либо испытывала живопись, дал начало живописи раннего Возрождения со своими фресками в капелле Бранкакки в Санта-Мария-дель-Кармина (см. также: Серебряный грош Масаччо).
Бранкаччи-капелла во Флоренции Фото: Исугуд_Патрик / Shutterstock
Персонажи в этих повествовательных композициях кажутся находящимися в пространстве и двигающимися. Они смоделированы с чувством трехмерности скульптора, в то время как жесты и мимика изменяются, чтобы не только демонстрировать различные характеры изображенных персонажей, но и отображать их отношения друг к другу.
Хотя ван Эйк также создал новое ощущение пространства и перспективы, есть заметная разница между его работой и творчеством Мазаччо, которая также подчеркивает различия между замечательной фламандской школой XV века и итальянским Возрождением.
Обе работы были признаны одинаково "современными", но они отличались и посредством медиума, и по концепции. Итальянская художница создавала фрески, имеющие долгую традицию, что само по себе означает большой формат, в то время как нидерландский художник работал с масляным живописным средством на относительно небольших досках, сохраняя тем самым небольшой размер. Однако Масаччо был не просто инноватором, а человеком, развившим повествовательные фрески своего знаменитого предшественника Джотто ди Бондоне.
Флоренция как город и наука
Флоренция была центром классического знания и философского образования с другой ориентацией. Интеллектуальная энергия города сделала его главной площадкой для Ренессанса в пятнадцатом веке и оказывала влияние на каждую форму искусства.
Ученые, занимающиеся изучением и переводом классических текстов, были учителями в состоятельных и дворянских семьях, которые разделяли их литературное восхищение. В свою очередь, это создало желание увидеть изображения этих древних историй и легенд. Тематическая область художника была значительно расширена, так что он мог освоить новые формы выражения.
Таким образом, то, что могло бы быть просто жаждой прошлого и отступлением в искусстве, стало шагом вперед и увлекательным процессом открытия.
Человеческое тело, которое из-за религиозных соображений так долго оставалось вне интереса живописи и средневековой скульптуры, приобрело новое значение при изображении богов, богинь и героев классической саги. Художникам пришлось изучить анатомию, чтобы понять взаимосвязь костей и мышц, а также динамику движения.
На картине, теперь действующей как сцена, а не плоская поверхность, было необходимо исследовать и использовать науку линейной перспективы. Кроме того, образец античной скульптуры стимулировал объединение натурализма с идеалом идеальных пропорций и физической красоты.
Роль Медичи и Флоренции в эпоху Возрождения
Художники и скульпторы, так же как и гуманистические философы, на своем пути утверждали достоинство человека и проявляли подобный жажду знания. Действительно необычен список великих флорентийских художников XV века, а также число тех, кто занимался несколькими видами искусства.
Выдающаяся семья Медичи, во всех отношениях, способствовала интеллектуальной атмосфере и развитию искусства, что сделало Флоренцию ведущей силой Ренессанса. Богатство происходит от банка, созданного Джованни де' Медичи, с шестнадцатью филиалами по всей Европе.
Придание философии Платона и христианскому учению равной значимости в академии, основанной Козимо де' Медичи, кажется, способствовало разделению деятельности художника между религиозным и мирским предметами.
Интеллектуальная атмосфера, созданная Медичи, была бодрящим элементом, который заставил Флоренцию превзойти соседний Сиену. Хотя ни один другой итальянский город XV века не мог похвастаться таким скоплением талантов в искусстве, ближайшие к Флоренции города также были управляемы освещенными спонсорами.
Прогресс в образовании и линиях
История ренессансной живописи после Массаччо приводит нас к благочестивому Фра Анджелико, который, хотя родился раньше, жил намного дольше. В его работе сохраняется что-то из готического стиля, но обычная невинность, что, возможно, впервые бросается в глаза, сопровождается жесткой линейностью и выраженным чувством структуры.
Это проявляется в картинах его поздних лет, таких как Воздаяние Волхвов в Лувре и фресках, написанных в конце 1440-х годов в Капелле Никколина для папы Николая V. Они показывают, что он был сознателен изменяющемуся и расширяющемуся отношению своего времени и мог извлечь из этого пользу.
Ближе, ближе к стилю Фра Анджелико был Фра Филиппо Липпи, кармелит и подопечный Козимо де Медичи, который снисходительно отнесся к различным выходкам художника, любовным историям и тому подобному.
Фра Филиппо в религиозных мотивах показывает тенденцию отмечать очарование идеализированного человека, который стоит в противоречии с стремлением пятнадцатого века к технической инновации. Некоторая грусть выражения, возможно, передалась его ученику Сандро Боттичелли.
Сандро Боттичелли как предварительная кульминация
В картине Боттичелли совокуплено многое из того, что было сделано в Ренессансе. Он отличался красотой характера и формы, которую стремился достичь Фра Филиппо.
Он в особенном образе истолковал неоплатонизм гуманистических философов Лоренцо де Медичи и создал значительные произведения Ренессанса, такие как "Рождение Венеры" или "Весна".
Сандро Боттичелли, Рождение Венеры
Ностальгия и чистота линейного дизайна Боттичелли, который еще не был отмечен повышенным акцентом света и тени (см. киароскуро), сделали его предпочтительным объектом прерафаэлитского почитания в XIX веке.
Но, как и у других художников Ренессанса, в нем была энергия, которая придавала его линейным ритмам способность к интенсивному эмоциональному выражению и мягкой проработке. Расхождение Ренессанса с покоем Классики, как это было представлено статуями Венеры или Аполлона, заключается в этом противоречии между духом и намерением, хотя оно и неосознанно раскрыто.
Важное значение имеет анатомически точное изображение
Искусство передачи физической энергии, которая, как это было естественно для Флоренции, принимала форму изображений мужского акта, придает произведениям художника и скульптора Антонио Поллайуоло непривычную притягательность.
Поллайуоло был одним из первых художников, который разделывал человеческие тела для того, чтобы внимательно изучить игру костей, мышц и сухожилий в живом организме. Динамическое воздействие, такое как мышечное напряжение в боевых действиях, мы можем увидеть на его картинах, бронзовых статуях и гравюрах.
Заключенный в линейную перспективу
Ренессансные мастера изучали не только анатомию, но и перспективу, математические пропорции и науку о пространстве. Желание знания в те времена могло быть частичной причиной этого абстрактного увлечения, но были и более конкретные истоки и причины.
Линейная перспектива изначально использовалась исследователями-архитекторами в чертежах и в реконструкциях классических строений, которые они снова оживляли. В этом отношении великий архитектор Филиппо Брунеллески был пионером в своих исследованиях в Риме. Во Флоренции он провел демонстрацию перспективы в рисунке площади Сан-Джованни, что привлекло интерес других художников, в частности его друга Масаччо.
Художники, которые занимались созданием картины как трехмерной иллюзии, осознавали значимость перспективы как вклада в эффект пространства - темы, которая затрагивала техники иллюзионной фрески, такие как "квадратура", которую Мантенья впервые практиковал в дукальном дворце в Мантуе со своими фресками "Camera degli Sposi".
Андреа Мантенья, Фрески Камеры Спонсов, ок. 1465 - 1474 гг.
В сложном взаимодействии абстрактных и математических влияний выделяется Пьеро делла Франческа как значимая фигура. Хотя он родился в Умбрии и вырос в небольшом городке Борго Сан Сеполькро, в юности он ощутил атмосферу Флоренции и ее искусства, работая там соответственно с родом из Венеции Доменико Венециано.
Доменико принял тосканский стиль и представил свой собственный образец перспективы, как видно из прекрасного Анонса.
Domenico Veneziano, объявление, ок. 1445
Высокое возрождение: Микеланджело и да Винчи
Леонардо да Винчи и Микеланджело были последователями удивительного развития итальянского Ренессанса в XV веке. Универсализм художника был решающим аспектом их времени. Больше не было жесткого разделения между архитекторами, скульпторами, художниками, ремесленниками и литераторами. Альберти был архитектором, скульптором, художником, музыкантом и автором теорий искусств.
Андреа дель Верроккьо, ранний учитель Леонардо, описывается как ювелир, художник, скульптор и музыкант. Но Леонардо и Микеланджело проявляли этот универсализм в наивысшей степени.
Леонардо, инженер, пророческий изобретатель, ученый во всех отношениях и художник загадочных шедевров, всегда способен творить чудеса. Посмотри, например, на его Фельскоттенскую Мадонну, Даму с горностаем или Мону Лизу.
Четыре женских портрета Леонардо да Винчи раскрывают его уникальные техники живописи.
О микеланджело также можно сказать, что он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Высшей точкой флорентийских достижений, которые также отмечают упадок величия города. Рим, который был привлечен к себе внимание амбициозными папами после долгого упадка, попросил Микеланджело и Рафаэля осуществить монументальные идеи живописи высокого Возрождения: два абсолютных шедевра - это фреска "Микеланджело Генезиса" и "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле, а также "Сикстинская Мадонна" Рафаэля.
Кроме того, оба художника были назначены ответственными архитекторами нового Собора Святого Петра в Риме, который должен был стать символом перехода города от Средневековья к Ренессансу.
Леонардо, углубившийся в свои исследования, наконец был привлечен во Францию. Но дух Флоренции продолжал жить в этих великих людях.
Для истории Позднего Возрождения, эпохи, включающей величественные венецианские алтарные картины и пышную, но суровую фреску Страшного Суда Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы, см. Маньеризм.
Важные музеи
В следующих итальянских галереях есть большие коллекции ренессансных картин или скульптур.