Искусство Возрождения включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и литературу, возникшие в Европе в 14, 15 и 16 веках под общим влиянием повышенного осознания природы, возрождения классических знаний и более индивидуального понимания человека.

Большинство историков сегодня больше не считают, что Возрождение означало резкий разрыв с средневековыми ценностями, как подразумевает французское слово "Renaissance" (Возрождение).

Напротив, исторические источники показывают, что интерес к природе, гуманизм и индивидуализм уже существовали в позднем средневековье и в Италии XV и XVI веков вместе с социальными и экономическими изменениями, появлением рационального финансового хозяйства и значительным увеличением социальной мобильности привели к изменению мышления.

Причины возникновения Ренессанса

После того, как Европа проснулась из Средневековья при Карле Великом (около 800-го года) и в XII и XIII веках возродила Церковь с помощью готической программы строительства, в XIV веке произошел ряд неурожаев, Черная смерть (1346 год) и продолжительная война между Англией и Францией.

Не было идеальных условий для вспышки творчества, не говоря уже о устойчивом возрождении живописи, рисунка, скульптуры и архитектуры.

Кроме того, церковь - тогдашний крупнейший спонсор искусства - страдала от междоусобных разногласий по духовным и светским вопросам.

Но были и положительные тенденции. Три основных причины ренессанса можно охарактеризовать следующим образом:

1. Растущее благосостояние

В Италии Венеция и Генуя обогатились благодаря торговле с Востоком, а Флоренция стала центром шерстяного, шелкового и ювелирного искусства, а также укрыла в себе фантастическое богатство образованной и ценящей искусство семьи Медичи.

Также в Северной Европе процветало благосостояние, как показывает создание Ганзейских городов в Германии. Это растущее богатство позволило финансировать все большее количество заказов на крупные общественные и частные художественные проекты, а торговые пути, на которых они основывались, сильно способствовали распространению идей и способствовали росту движения по всему континенту.

Распространение идей, значительно ускоренное изобретением печатного станка, шло в ногу с определенной нетерпимостью в отношении медлительности процесса изменений.

2. Уязвимость церкви

Парадоксально, но уязвимость церкви придала ренессансу дополнительные импульсы. Во-первых, она позволила распространению гуманизма, который в прежние времена столкнулся со сильным сопротивлением.

Во-первых, это побудило последующих пап, таких как Папа Юлий, тратить значительные средства на архитектуру, скульптуру и живопись в Риме и Ватикане, чтобы вернуть потерянное влияние.

В ответ на Реформацию примерно в 1520 году - так называемую Контрреформацию - этот процесс продолжался до конца XVI века.

3. Эпоха исследования

Эпоха Возрождения совпала с началом великой западной эпохи исследований, когда возник общий желание исследовать все аспекты природы и мира.

Европейские исследователи нашли новые морские пути, новые континенты и основали там колонии. Архитекторы, скульпторы и художники европы также проявили свое желание к новым методам и новым знаниям.

Согласно итальянскому художнику, архитектору и ренессансному биографу Джорджо Вазари, ренессанс не был вызван только растущим уважением к искусству античности, но и растущим желанием изучать и понимать природу.

Особенности и техники ренессансного искусства

Ренессансная живопись

Как уже упоминалось, итальянский ренессанс стал известен четыреми вещами:

Техники ренессансной живописи

Из этого вытекают четыре техники живописи, развитые в ренессансе, и быстро ставшие основными в работах различных художников.

Линейная центральная перспектива

Пример: Рафаэль: Школа Афин

Перспективное сокращение

Пример: Андреа Мантенья: Оплакивание Христа

Перспективическое сокращение - это техника в изобразительном искусстве, которая позволяет создать иллюзию трехмерности и глубины на плоскости двумерной работы. Одним из ярких примеров такой техники является картина "Оплакивание Христа" Андреа Мантеньи. На этой работе заметно использование перспективы, которое позволяет зрителю ощутить объем и глубину изображаемого события.

Великий итальянский художник Андреа Мантенья был одним из пионеров в использовании перспективического сокращения в искусстве. Его творчество было величайшим вкладом в развитие живописи эпохи Возрождения. Уникальность его работы заключается в том, что он смог передать не только объем и пространство, но и душевные переживания персонажей, что делает его картины еще более выразительными и эмоциональными.

Перспективное сокращение - это не только важный аспект визуального представления, но и мощный инструмент, позволяющий передавать идеи, настроение и смыслы через изображения. Освоение этой техники требует мастерства и творческого мышления. Картины, созданные с использованием перспективического сокращения, продолжают впечатлять и вдохновлять зрителей уже на протяжении многих столетий.

Квадратура (живопись с иллюзионистическими и архитектурными характеристиками)

Пример: Андреа Мантенья: фрески в комнате Спрутов

Сфумато (смешивание цветов без видимых переходов)

Пример: Леонардо да Винчи: Мона Лиза

Техника сфумато, разработанная Леонардо да Винчи, позволяет создавать картины с мягкими и плавными переходами между цветами. В результате получается эффект растекания цветов друг в друга, придающий работам особую глубину и объемность.

Мона Лиза, одно из самых знаменитых произведений Леонардо, является ярким примером использования техники сфумато. В этой работе видны едва заметные переходы между цветами, создающие иллюзию мягкости и нежности лица портретируемой женщины.

Сфумато является одним из ключевых элементов творчества Леонардо и оказало значительное влияние на развитие живописи. Мастера разных эпох пытались повторить его технику, но не всегда им удавалось воссоздать такую же гармонию цвета, которую создавал Леонардо.

В Северной Европе Ренессанс был отмечен прогрессом в визуальном изображении света и отражения различных поверхностей.

Наибольший прогресс был достигнут в живописи благодаря реализации высокого уровня реализма в портретной и натюрмортной живописи. Это было частично связано с тем, что большинство художников Северного Ренессанса начиная с начала XV века использовали масляные краски вместо темперы или фрески, которые в Италии, по климатическим и другим причинам, оставались предпочтительным способом живописи еще дольше.

Техника масляной живописи позволяла создавать более насыщенные цвета и обеспечивала возможность в течение нескольких недель вносить изменения в работу, что способствовало достижению более тонких деталей. Масляные краски быстро распространились по Италии: сначала в Венеции, где влажный климат был менее подходящим для темперы, затем во Флоренции и Риме.

Хронология эпохи Возрождения

Обычно итальянское искусство эпохи Возрождения подразделяют на разные, но перекрывающиеся периоды:

Высокое Возрождение переходило в Маньеризм, примерно в период разграбления Рима в 1527 году.

Эта хронология в значительной степени соответствует описанию в "Vite de' piu eccellenti architetti, pittori, et scultori Italiani" Джорджо Васари.

История Возрождения

Ренессанс, также известный как Ринасименто, был существенно поддержан постфеодальным развитием независимых город-республик в Италии и Южных Нидерландах.

Хорошими примерами этого являются Флоренция XV века - центр итальянского искусства Возрождения - и Брюгге - один из центров фламандской живописи. Эти два города были опорой европейской торговой и финансовой системы.

Изобразительные искусства и ремесла процветали: во фламандском городе при поддержке герцогов Бургундии и во Флоренции под влиянием богатой банкирской семьи Медичи.

В этой атмосфере художники все больше заинтересовались изображением видимого мира, вместо того чтобы ограничиваться религиозной духовностью, которая могла быть визуализирована только через символы и жесткие конвенции.

Далее будет представлена история Возрождения от его истоков в готике до позднего маньеризма.

Истоки в готике

Изменения, поддержанные вкусом и более свободным отношением меценатов, уже проявлялись в готической живописи позднего Средневековья.

Во всей Европе, во Франции, Фландрии, Германии, Италии и Испании, художники показали основные черты этого стиля с более сильным повествовательным интересом к религиозным картинам и стремлением придать святым изображениям больше человечности и индивидуальности.

Введение мирских символов в искусство также было важным шагом, который привел к живописи эпохи Возрождения.

Представители международного готического стиля, такие как Симоне Мартини, все еще руководствовались идеей создания элегантной поверхности с яркой цветовой гаммой.

Целью более позднего поколения был радикальный шаг проникнуть сквозь поверхность для передачи нового чувства пространства и трехмерной формы.

Натуралистические способы живописи, полные объемности, как начало Ренессанса

Важный прорыв в реализме впервые произошел примерно в одно и то же время в Италии и Нидерландах, точнее говоря, в произведениях Масаччо во Флоренции и Яна ван Эйка в Брюгге.

Масаччо, о котором Делакруа сказал, что он вызвал самую большую революцию, которую когда-либо испытывала живопись, дал начало живописи раннего Возрождения со своими фресками в капелле Бранкакки в Санта-Мария-дель-Кармина (см. также: Серебряный грош Масаччо).

Бранкаччи-капелла во Флоренции Фото: Исугуд_Патрик / Shutterstock

Персонажи в этих повествовательных композициях кажутся находящимися в пространстве и двигающимися. Они смоделированы с чувством трехмерности скульптора, в то время как жесты и мимика изменяются, чтобы не только демонстрировать различные характеры изображенных персонажей, но и отображать их отношения друг к другу.

Хотя ван Эйк также создал новое ощущение пространства и перспективы, есть заметная разница между его работой и творчеством Мазаччо, которая также подчеркивает различия между замечательной фламандской школой XV века и итальянским Возрождением.

Обе работы были признаны одинаково "современными", но они отличались и посредством медиума, и по концепции. Итальянская художница создавала фрески, имеющие долгую традицию, что само по себе означает большой формат, в то время как нидерландский художник работал с масляным живописным средством на относительно небольших досках, сохраняя тем самым небольшой размер. Однако Масаччо был не просто инноватором, а человеком, развившим повествовательные фрески своего знаменитого предшественника Джотто ди Бондоне.

Флоренция как город и наука

Флоренция была центром классического знания и философского образования с другой ориентацией. Интеллектуальная энергия города сделала его главной площадкой для Ренессанса в пятнадцатом веке и оказывала влияние на каждую форму искусства.

Ученые, занимающиеся изучением и переводом классических текстов, были учителями в состоятельных и дворянских семьях, которые разделяли их литературное восхищение. В свою очередь, это создало желание увидеть изображения этих древних историй и легенд. Тематическая область художника была значительно расширена, так что он мог освоить новые формы выражения.

Таким образом, то, что могло бы быть просто жаждой прошлого и отступлением в искусстве, стало шагом вперед и увлекательным процессом открытия.

Человеческое тело, которое из-за религиозных соображений так долго оставалось вне интереса живописи и средневековой скульптуры, приобрело новое значение при изображении богов, богинь и героев классической саги. Художникам пришлось изучить анатомию, чтобы понять взаимосвязь костей и мышц, а также динамику движения.

На картине, теперь действующей как сцена, а не плоская поверхность, было необходимо исследовать и использовать науку линейной перспективы. Кроме того, образец античной скульптуры стимулировал объединение натурализма с идеалом идеальных пропорций и физической красоты.

Роль Медичи и Флоренции в эпоху Возрождения

Художники и скульпторы, так же как и гуманистические философы, на своем пути утверждали достоинство человека и проявляли подобный жажду знания. Действительно необычен список великих флорентийских художников XV века, а также число тех, кто занимался несколькими видами искусства.

Выдающаяся семья Медичи, во всех отношениях, способствовала интеллектуальной атмосфере и развитию искусства, что сделало Флоренцию ведущей силой Ренессанса. Богатство происходит от банка, созданного Джованни де' Медичи, с шестнадцатью филиалами по всей Европе.

Придание философии Платона и христианскому учению равной значимости в академии, основанной Козимо де' Медичи, кажется, способствовало разделению деятельности художника между религиозным и мирским предметами.

Интеллектуальная атмосфера, созданная Медичи, была бодрящим элементом, который заставил Флоренцию превзойти соседний Сиену. Хотя ни один другой итальянский город XV века не мог похвастаться таким скоплением талантов в искусстве, ближайшие к Флоренции города также были управляемы освещенными спонсорами.

Прогресс в образовании и линиях

История ренессансной живописи после Массаччо приводит нас к благочестивому Фра Анджелико, который, хотя родился раньше, жил намного дольше. В его работе сохраняется что-то из готического стиля, но обычная невинность, что, возможно, впервые бросается в глаза, сопровождается жесткой линейностью и выраженным чувством структуры.

Это проявляется в картинах его поздних лет, таких как Воздаяние Волхвов в Лувре и фресках, написанных в конце 1440-х годов в Капелле Никколина для папы Николая V. Они показывают, что он был сознателен изменяющемуся и расширяющемуся отношению своего времени и мог извлечь из этого пользу.

Ближе, ближе к стилю Фра Анджелико был Фра Филиппо Липпи, кармелит и подопечный Козимо де Медичи, который снисходительно отнесся к различным выходкам художника, любовным историям и тому подобному.

Фра Филиппо в религиозных мотивах показывает тенденцию отмечать очарование идеализированного человека, который стоит в противоречии с стремлением пятнадцатого века к технической инновации. Некоторая грусть выражения, возможно, передалась его ученику Сандро Боттичелли.

Сандро Боттичелли как предварительная кульминация

В картине Боттичелли совокуплено многое из того, что было сделано в Ренессансе. Он отличался красотой характера и формы, которую стремился достичь Фра Филиппо.

Он в особенном образе истолковал неоплатонизм гуманистических философов Лоренцо де Медичи и создал значительные произведения Ренессанса, такие как "Рождение Венеры" или "Весна".

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры

Ностальгия и чистота линейного дизайна Боттичелли, который еще не был отмечен повышенным акцентом света и тени (см. киароскуро), сделали его предпочтительным объектом прерафаэлитского почитания в XIX веке.

Но, как и у других художников Ренессанса, в нем была энергия, которая придавала его линейным ритмам способность к интенсивному эмоциональному выражению и мягкой проработке. Расхождение Ренессанса с покоем Классики, как это было представлено статуями Венеры или Аполлона, заключается в этом противоречии между духом и намерением, хотя оно и неосознанно раскрыто.

Важное значение имеет анатомически точное изображение

Искусство передачи физической энергии, которая, как это было естественно для Флоренции, принимала форму изображений мужского акта, придает произведениям художника и скульптора Антонио Поллайуоло непривычную притягательность.

Поллайуоло был одним из первых художников, который разделывал человеческие тела для того, чтобы внимательно изучить игру костей, мышц и сухожилий в живом организме. Динамическое воздействие, такое как мышечное напряжение в боевых действиях, мы можем увидеть на его картинах, бронзовых статуях и гравюрах.

Заключенный в линейную перспективу

Ренессансные мастера изучали не только анатомию, но и перспективу, математические пропорции и науку о пространстве. Желание знания в те времена могло быть частичной причиной этого абстрактного увлечения, но были и более конкретные истоки и причины.

Линейная перспектива изначально использовалась исследователями-архитекторами в чертежах и в реконструкциях классических строений, которые они снова оживляли. В этом отношении великий архитектор Филиппо Брунеллески был пионером в своих исследованиях в Риме. Во Флоренции он провел демонстрацию перспективы в рисунке площади Сан-Джованни, что привлекло интерес других художников, в частности его друга Масаччо.

Художники, которые занимались созданием картины как трехмерной иллюзии, осознавали значимость перспективы как вклада в эффект пространства - темы, которая затрагивала техники иллюзионной фрески, такие как "квадратура", которую Мантенья впервые практиковал в дукальном дворце в Мантуе со своими фресками "Camera degli Sposi".

Андреа Мантенья, Фрески Камеры Спонсов, ок. 1465 - 1474 гг.

В сложном взаимодействии абстрактных и математических влияний выделяется Пьеро делла Франческа как значимая фигура. Хотя он родился в Умбрии и вырос в небольшом городке Борго Сан Сеполькро, в юности он ощутил атмосферу Флоренции и ее искусства, работая там соответственно с родом из Венеции Доменико Венециано.

Доменико принял тосканский стиль и представил свой собственный образец перспективы, как видно из прекрасного Анонса.

Domenico Veneziano, объявление, ок. 1445

Высокое возрождение: Микеланджело и да Винчи

Леонардо да Винчи и Микеланджело были последователями удивительного развития итальянского Ренессанса в XV веке. Универсализм художника был решающим аспектом их времени. Больше не было жесткого разделения между архитекторами, скульпторами, художниками, ремесленниками и литераторами. Альберти был архитектором, скульптором, художником, музыкантом и автором теорий искусств.

Андреа дель Верроккьо, ранний учитель Леонардо, описывается как ювелир, художник, скульптор и музыкант. Но Леонардо и Микеланджело проявляли этот универсализм в наивысшей степени.

Леонардо, инженер, пророческий изобретатель, ученый во всех отношениях и художник загадочных шедевров, всегда способен творить чудеса. Посмотри, например, на его Фельскоттенскую Мадонну, Даму с горностаем или Мону Лизу.

Четыре женских портрета Леонардо да Винчи раскрывают его уникальные техники живописи.

О микеланджело также можно сказать, что он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Высшей точкой флорентийских достижений, которые также отмечают упадок величия города. Рим, который был привлечен к себе внимание амбициозными папами после долгого упадка, попросил Микеланджело и Рафаэля осуществить монументальные идеи живописи высокого Возрождения: два абсолютных шедевра - это фреска "Микеланджело Генезиса" и "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле, а также "Сикстинская Мадонна" Рафаэля.

Кроме того, оба художника были назначены ответственными архитекторами нового Собора Святого Петра в Риме, который должен был стать символом перехода города от Средневековья к Ренессансу.

Леонардо, углубившийся в свои исследования, наконец был привлечен во Францию. Но дух Флоренции продолжал жить в этих великих людях.

Для истории Позднего Возрождения, эпохи, включающей величественные венецианские алтарные картины и пышную, но суровую фреску Страшного Суда Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы, см. Маньеризм.

Важные музеи

В следующих итальянских галереях есть большие коллекции ренессансных картин или скульптур.