Период синего цвета (1901-1904) является поворотным моментом в художественной карьере Пабло Пикассо и был повлиян его собственными эмоциональными потрясениями и финансовыми трудностями.

После поездки в Испанию и самоубийства своего близкого друга и доверенного лица Карлеса Казагемаса в феврале 1901 года творчество Пикассо приняло драматический оборот. Казагемас, поэт, стал жертвой неотвеченной любви и, в конечном итоге, покончил с собой, после того как попытался убить свою презренную возлюбленную.

Его самоубийство имело большое влияние на Пикассо, который на тот момент был неизвестным и обнищавшим художником, живущим в Париже.

Начало синего периода Пабло Пикассо

Все началось в 1901 году, когда Пикассо было всего 19 лет. В то время он путешествовал с группой художников, писателей и анархистов, которых он встретил в своем родном городе Барселона и во время поездок в Париж.

Его ближайший друг был испанский поэт Карлес Казагемас, но их дружба внезапно закончилась, когда Казагемас не смог восстановиться после депрессии, вызванной разбитым сердцем, и покончил с собой в том же году.

Думая о Казагемасе, я начал рисовать в синих тонах, позже сказал Пикассо своему другу и биографу Пьеру Дексу.

Смерть друга глубоко повлияла на него и послужила толчком для серии картин, которую он начал вскоре после происшествия.

Примечание: Самая заметная особенность этих работ - прохладные цвета, такие как меланхолический синий, темно-серый и бледно-зеленый, поэтому этот период также называется Синим периодом.

Одной из первых работ, которую он сотворил, была "Смерть Казаджемаса" (1901 г.), непосредственная реакция на самоубийство его друга. Холст показывает голубоватое лицо поэта, завернутое в белые одеяла. Он выглядит почти мирно, как будто спит, но Пикассо раскрывает трагедию, изображая пулевое отверстие Казаджемаса на виске.

Перед смертью Казаджемаса Пикассо столкнулся с несколькими другими случаями смерти в своей жизни:

В 1895 году от дифтерии скончалась его семилетняя сестра Кончита, в 1899 году Хортенси Гуэль, художник из круга друзей Пикассо в Барселоне, бросился скалиться. Пикассо также знал о самоубийстве Винсента ван Гога в 1890 году. Искусствоведы также спорили о сходстве между картинами ван Гога и способом нанесения краски и насыщенной цветовой палитрой в Смерть Казагемаса. Поэтому некоторые историки полагают, что картина также является данью памяти умершего ван Гога.

Траур Пикассо по своей сестре, друзьям и коллегам художникам смешался со своими внутренними творческими конфликтами.

В начале 1901 года он еще не нашел своего индивидуального художественного выражения. У него также еще не было достаточного дохода, чтобы содержать себя.

Пикассо почувствовал себя связанным с этой ситуацией, как показал его автопортрет 1901 года. Когда ему было всего лишь 20 лет, он изобразил себя истощенным, бледным и хрупким - мужчиной, выглядящим на 50 лет, а не на энергичного молодого человека на раннем этапе своей карьеры. Палитра темных, синих оттенков пронизывает фон и задний план, в то время как его лицо холодного бледно-голубого цвета, плащ глубокого кобальта, а глаза темно-синие. Общее впечатление депрессивное: страдающий художник, изгнанный из общества.

Использование Пикассо синего цвета для передачи боли и безысходности имеет много источников.

  1. Павел Гоген вдохновлялся символистическими художниками, такими как Поль Гоген, который наполнял холсты голубыми оттенками, чтобы проиллюстрировать человеческую судьбу. Пикассо также был привлечен работами романтических писателей, таких как истории Альфреда де Виньи о поэтах, страдающих трагической жизнью.
  • Синий период Пабло Пикассо: дальнейшие работы

  • Изгнанники стали предпочитаемыми мотивами Пикассо во время его синего периода. Кроме художников, среди изгнанных были также проститутки, пьяницы, бездомные и люди, просто борющиеся со стрессом повседневной жизни.
  • В работах, таких как Мать и ребенок у колодца (1901) и Спящие пьяницы (1902), Пикассо сосредоточился на двух одиноких, обнищавших женщинах. Оба изображения, вероятно, вдохновлены его посещениями в женской тюрьме Сен-Лазар, где заключенные часто страдали от половых заболеваний. Изогнутые тела и сине-серая палитра каждой картины передают повседневное страдание.

    Однако в самой знаменитой картине Пикассо из Синего периода он возвращается к необходимости художника:

    Другие картины, такие как "Женщина за глажкой" (1901), показывают бедных людей, занимающихся повседневной работой. Ученые предполагали, что Пикассо с этими работами реагировал на еще одну проблему, которая потрясла его в молодости: ужасы рабочего класса во время индустриальной революции.

    Однако в самой знаменитой картине Пикассо из Синего периода он возвращается к необходимости художника:

    "La Vie" (1903) передает нам ателье художника. В более ранних версиях картины, которые стали видны под окончательной версией и были обнаружены с помощью рентгеновских лучей, Пикассо изображался в качестве центральной фигуры произведения, но, в конечном итоге, он изобразил Казагемаса.

    На картине изображен полностью голый мужчина, одетый только в повязку на поясе. Он обнимается с голой женщиной. Оба они смотрят на мать с ребенком. За ними виднеются два холста, покрытые присевшими телами.

    Пабло Пикассо, Жизнь, 1903 Фликр / рокор.

    Каждый элемент сцены наполняет ощущением уязвимости. Художник передает на холсте различные аспекты своих проблем: бедность, подавленность, творческую отчаянность и скорбь по усопшим, таким как Казагемас. Возможно, Пикассо находился в финальной стадии осмысления своей печали, когда он соединил все эти разные формы душевной боли.

    Вскоре после завершения "Жизни" художник переехал в Париж, где оставил позади свой синий период и обратился к выбору нежно-веселого розового цвета.

    "Цвета следуют за изменением чувств", объяснил Пикассо позднее.