-
Содержание
Работа постимпрессиониста французского художника Поля Сезанна считается связующим звеном между импрессионизмом конца 19 века и новыми художественными исследованиями начала 20 века - кубизмом.
Владение композицией и использование ярких цветов, охватывающее всё его творчество, является очень характерным и сегодня широко известным. Среди других, Генри Матисс и Пабло Пикассо были сильно повлияны Сезанном.
Здесь вы найдете подробное описание жизни Поля Сезанна.
Основные идеи Поля Сезанна
Биография Поля Сезанна
Детство
Поль Сезанн родился в городе Экс-ан-Прованс на юге Франции 19 января 1839 года. Его отец был богатым адвокатом и банкиром, который поощрял его следовать его стопам. Отказ Поля от надежд своего авторитарного отца привел к долгим и проблематичным отношениям между ними, хотя художник и оставался финансово зависимым от своей семьи до смерти отца в 1886 году.
Он был очень близким другом Эмиля Золя, тоже родившегося в Эксе, который позже стал одним из величайших писателей своего поколения. Вместе Cezanne и Zola отправились в Париж в 1861 году.
Образование и ранние работы
Поль Сезанн был по большей части самоучкой. В 1859 году он посещал вечерний курс по рисованию в своем родном городе Экс. После переезда в Париж Сезанн дважды пытался поступить в Школу изящных искусств, но был отклонен комиссией.
Примечание: Вместо обучения Сезанн часто посещал Лувр, где копировал работы Тициана, Рубенса и Микеланджело.
Он также регулярно посещал Швейцарскую академию, где молодые студенты искусства могли рисовать и чертить моделей за небольшой ежемесячный взнос. Во время учебы в академии Сезанн познакомился с коллегами художниками Камилем Писсарро, Клодом Моне и Пьером-Огюстом Ренуаром, которые вскоре стали основателями развивающегося импрессионизма.
Первые картины Поля Сезанна были выполнены в достаточно мрачной цветовой гамме. Краска часто наносилась в виде мощного импасто, что придавало уже относительно изношенным композициям ощущение тяжести.
Его ранняя живопись указывала на пренебрежение к цветности в пользу хорошо проработанных силуэтов и перспектив, предпочитаемых Французской академией и членами Салона, где он постоянно подавал свои работы для выставки. Все его заявки были тем не менее отклонены.
Год 1870 стал решающим поворотом в живописи Сезанна, вызванным двумя факторами:
Цезанн был очарован средиземноморским пейзажем Л'Эстака с его солнечным светом и яркими цветами. В то же время Писсарро сыграл решающую роль в убеждении Цезанна в выборе более светлой цветовой палитры и отказа от тяжелой импасто-техники в пользу более мелких и живых мазков кисти.
В Л'Эстаке Цезанн создал ряд пейзажей, где архитектурные формы домов, мерцающая голубизна моря и ярко-зеленая листва играли доминирующую роль.
Огюст Сезанн, Л'Естак, 1879-1883
В 1872 году Сезанн вернулся в Париж, где родился его сын. Его возлюбленная, Ортанс Фике, в 1886 году стала госпожой Сезанн. Брак состоялся сразу после смерти отца художника. Сезанн написал более сорока портретов своей возлюбленной и несколько портретов ее сына.
В 1873 году Сезанн представил свои работы на выставке Salon des Refuses, которая собирала картины художников, отклоненных официальным салоном. Критики отвергли авангардных художников, что, казалось, сильно задело Сезанна.
В следующие десять лет он в основном работал за пределами Парижа, либо в Эксе, либо в Л'Естаке, и не участвовал в групповых выставках.
Художественное совершенствование
Опыт Сезанна в живописи с природы и последовательные эксперименты привели к развитию собственных художественных подходов. Он стремился отойти от долгое время предпочитаемого импрессионистами изображения мгновенного момента. Вместо этого Сезанн искал постоянные характеристики объектов вокруг него.
Подход: По словам Сезанна, сначала художник должен понять суть темы картины, постигнув ее.
Во второй фазе эта суть должна быть воплощена на холсте через цвета, оттенки и их пространственные отношения. Цвета и формы становятся доминирующими элементами его произведений, полностью избавленными от жестких правил перспективы и цветного нанесения, проповедуемых академией.
Основной целью Сезанна никогда не было изображение реальности в ее прямом понимании. По его собственным словам, он пытался раскрыть нечто отличное от реальности.
В 1880-х годах Сезанн посвятил себя созданию большого количества натюрмортов, полностью пересмыслив жанр в двухмерной форме. Основой этих натюрмортов является явный переход внимания от объектов самих по себе к их формам и цветам.
Портреты Сезанна, включая обширную серию автопортретов, имеют те же характеристики. Композиции яркие и безличные, поскольку они не представляют характер портретируемого, а выражают формальные и цветовые возможности человеческого тела и его внутренней природы.
Поль Сезанн, автопортрет, 1879-1882
Поздний период, болезнь и смерть
В последние десять лет своей жизни Сезанн почти исключительно ограничивал свою художественную деятельность двумя изображениями. Одно из них - это изображение горы Мон-Сен-Виктор, которая доминировала над засохшей и каменистой местностью Экса.
Другое изображение представляло собой синтез природы и человеческого тела в его серии Купающихся. Поздние версии Купающихся становились все более абстрактными в отношении того, как форма и цвет казались сливаться на холсте.
После пневмонии Поль Сезанн скончался 22 октября 1906 года в своем семейном доме в Экс-ан-Провансе. Последнее десятилетие его жизни было творчески ослаблено диабетом и депрессией. Оба заболевания способствовали тому, что художник отдалился от большинства своих друзей и семьи.
Художественное наследие Поля Сезанна
При взгляде на поздние работы Сезанна невозможно не заметить, что он разработал уникальный творческий подход. Сезанн предложил новый способ понимать мир через свое искусство.
С постоянным развитием его художественной репутации в последние годы жизни, все больше молодых художников попадали под влияние его видения. Среди них был молодой Пабло Пикассо, который вскоре повернул западную живопись в совершенно новом направлении.
Именно Сезанн научил новое поколение художников освобождать форму в своем искусстве от цвета и создавать таким образом субъективную картинную реальность, не просто имитацию действительности.
Влияние Сезанна продолжалось до 1930-х и 1940-х годов, когда появилось направление абстрактного экспрессионизма в искусстве.
Известные произведения Поля Сезанна
Современная Олимпия, 1869-1870 гг.
Поль Сезанн, "Современная Олимпия", 1873 - 1874 гг.
Эта композиция является адаптацией Сезанна темы высококлассной проститутки, запечатленной в скандальной "Олимпии" Эдуара Мане в 1863 году.
В отличие от Мане, Сезанн изображает проститутку как неловкую, обнаженную и пугающую фигуру, в то время как мужской персонаж и африканская горничная выделяются. Фигуры изображены экспрессивно с лицами, едва заметными контурами, в то время как их тела выделяются динамичными изгибами контуров.
Внутренность комнаты определяется блеклыми цветами, изображающими фрукты, череп и композицию из цветов. Поклонник может быть приравнен к самому Сезанну, возможно, ссылаясь на его известный страх перед противоположным полом, с которым он боролся всю свою жизнь.
Игроки в карты, 1894 – 1895
Поль Сезанн, "Картёжники", 1894–1895, Музей д'Орсе, Париж
Сезанн создал свою серию картежников и связанных исследований в своем родном доме на юге Франции, где он нашел нечто вечное в изображении игроков в карты.
Покажется, что они собрались для сеанса вокруг простого крестьянского стола, картежники одновременно кажутся непостоянными и неподвижными, мастерски вписываясь в окружающую атмосферу, но оставленными временем, идущим своим ходом.
"Местечко за столом", 1895-1900
Поль Сезанн, "Уголок стола", 1895-1900 гг.
После изучения натюрморта голландских и французских старых мастеров в Лувре и других парижских галереях, Сезанн разработал свой собственный подход к натюрморту.
Типично для него натюрморты представляют собой перевернутую таблицу, на которой кажется, что груши, персики и другие элементы картины покоятся на массивной деревянной скамье, но при этом парят над поверхностью холста.
"Большие купающиеся", 1898-1906 гг.
Поль Сезанн, "Большие купальщицы", 1898-1905
Большие купальщицы являются одним из лучших примеров попытки Сезанна интегрировать современный акт в естественную среду. Ряд очень человеческих актов, не греческо-римские существа мифологии, расположены в различных позициях.
Изображенные лица кажутся объектами натюрморта, сидящими под арочным проходом, образованным пересечением деревьев и неба. Фигуры не обладают особой индивидуальностью - художник объединил их для чисто структурных целей.
В этом произведении Сезанн переосмысляет символическую тему западного искусства (женский акт) в новом, но чрезвычайно радикальном ключе. Непосредственно перед зрителем встает грандиозный размер картины, а краткость ее форм разрешается в обнаженных конечностях изображенной на ней.
Хотя это еще не полная абстракция, но во многом Сезанн оставил позади объектную живопись своими произведениями, подобными этому.