Бюст королевы Нофретете в Новом музее в Берлине - одно из самых известных произведений искусства Древнего Египта. Эта икона, являющаяся примером древнего искусства, была многократно названа "самой красивой женщиной в мире". Скульптура предлагает нам взглянуть на жизнь загадочной королевы и продолжает вызывать споры и дебаты в искусстве и политике.

Детали бюста Нофретете

Бюст Нофретете - это единственное произведение искусства в слабо освещенном помещении Нового музея. Он имеет высоту 48 см и весит около 20 кг.

Изображение находится немного выше уровня глаз большинства посетителей музея, поэтому зритель направляет свой взгляд вверх. Такое расположение добавляет интенсивности и королевского выражения этому произведению.

Статуя представляет собой изящное и симметричное произведение искусства, визуальный поток которого позволяет глазу проникнуть от вершины короны до длинной шеи.

Натурализм отличается от ранее формального и неподвижного египетского искусства.

Фото: Владимир Врангель / Shutterstock

Создание скульптуры оценивается примерно в 1340 г. до н.э. - во время Амарнского периода Древнего Египта.

На ней нет никаких надписей, но Нефертити была идентифицирована по ее голубой плоской короне с отсутствующим ураем. Внутренняя часть сделана из известняка, обложенного гипсом, что позволяет детализировать и точно формировать поверхность.

История Нефертити

О Нефертити известно немногое, но ее имя означает "красавица пришла". Одна из гипотез гласит, что она была сирийской принцессой.

Нофретете была частью 18-й династии древнего Египта. Ее муж, фараон Эхнатон, был знаменит тем, что обновил египетскую религию и восстановил ее как монотеистическую веру с акцентом на солнечного бога Атона, вместо политеистической веры. Он также перенес столицу Египта из Фив в новое место - Амарну.

Также отношения между Нофретете и Эхнатоном были многократно изображены. В художественных произведениях Нофретете изображалась на равных с королем и возможно выступала в качестве со-властелина, в отличие от традиционной роли королевы.

Ее смерть так же загадочна, как и ее происхождение. Через двенадцать лет после эпохи Амарны ее исчезновение из записей.

Египетское искусство в эпоху Амарны

Эпоха Амарны (1353-1336 гг. до н.э.) принесла настоящий поворот в египетском искусстве. Предыдущие работы были очень жесткими, идеализированными и не проявляли много индивидуальности в мотиве.

Искусство Амарны все еще очень стилизовано, но играет с гораздо большим естественным, эмоциональным и пластичным. Тела становятся более округлыми, мягкими и формообразующими. Теории указывают на то, что проблемы со здоровьем Ахенатона изменили его мысль и форму тела, вдохновив новые физические изображения.

Археолог Людвиг Борхардт обнаружил бюст Нефертити в 1912 году в мастерской королевского скульптора Тутмоса в Амарне. За счет договоренности с египетским управлением древностей Борхардту удалось легально перевезти статую в Германию. Но с момента первого публичного осмотра статуи в 1923 году египетское правительство борется за ее возвращение в Египет.

Особенности бюста Нефертити

Особенность этой работы заключается в том, что она не была предназначена для могилы, как большая часть египетского искусства. Скорее всего, это модель, которая использовалась в качестве образца для создания других произведений искусства.

Кроме отсутствия левого глаза, поврежденных ушей и отсутствия Урея статуя находится в отличном состоянии. Это, а также очень современный и реалистичный стиль и споры о ее цвете кожи, побудили некоторых историков называть статую современным подделкой. Однако анализ данных и испытания подтверждают ее подлинность.

Фотография: Владимир Врангель / Шаттерсток

Тайна, окружающая статую, является одним из аспектов, делающих Нофретету настолько увлекательной. Эта статуя восхищается, изучается и копируется.

Дискуссии и открытия, которые она все еще вдохновляет более 3000 лет после своего создания, показывают, насколько актуальными и вечными остаются эти темы и какую важную роль играет искусство египтян и сегодня.