Клуазонизм - особенности и известные художники этого стиля

Клуазонизм - это художественный стиль, который зародился во Франции в конце 19 века. Он отличается специфическим подходом к использованию цветов и светотени, а также особыми приемами работы с композицией.

Основными особенностями клуазонизма являются:

  1. Яркие и насыщенные цвета. Художники-клуазанисты стремились передать эмоциональную составляющую произведения с помощью ярких тонов и контрастов.
  2. Живописная поверхность. Клуазонисты предпочитали работать на плоскости без глубины, создавая таким образом своеобразный эффект плоскостности.
  3. Мозаичность. Клуазонисты стремились разложить изображение на яркие мозаичные пятна, что придавало работе особую динамику и энергию.
  4. Размытые контуры. Четкие границы форм были нехарактерны для клуазонизма. Художники предпочитали использовать размытые и мыльные контуры, чтобы создать атмосферу таинственности и неопределенности.

Клуазонизм внес значительный вклад в развитие живописи и вдохновил многих художников на создание прекрасных произведений. Среди известных представителей клуазонизма можно назвать Эдмона Кросса, Леона Лерра, Пьера Боннара и других. Их работы до сих пор вызывают восхищение своей яркостью и экспрессивностью.

Термин «клуазонизм» (французское слово, означает «изоляцию») во французской живописи обозначает стиль экспрессионизма, который особенно связан с Эмилем Бернаром, Луи Анкетеном и Полом Гогеном.

Термин «клуазонизм» был впервые использован в 1888 году художественным критиком Эдуаром Дюжарденом и относится к двумерному узору из крупных ярких пятен цвета, окруженных толстыми черными контурами и напоминающих средневековые эмалировки или витражи.

Примечание: Одним из малоизвестных художественных направлений современности было характерно создание чистых цветовых площадей без затенения, что придавало произведениям искусства сильное двумерное впечатление.

Стиль был реакцией на проблемы импрессионистов в изучении и отображении света. Художники, отдаляющиеся от естественных наук, могли объединить свои художественные идеи с темами, чтобы создать более сильную форму современного искусства.

Клуазонизм также связывают с художественной колонией Понт-Авен в Бретани.

Особенности клуазонизма

Самопортрет Эмиля Бернарда с посвящением Винсенту ван Гогу, 1888 год.

Клоизонизм был разработан современными художниками Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в конце 1880-х годов. В их картинах формы упрощаются, плоские неестественные площади цвета отделяются резкими контурами, напоминающими готическое стекло или ячеистую эмаль, подчеркивающие их декоративный характер.

Целью клоизонизма не является изображение объективной реальности, а выражение внутреннего мира чувств. Анкетен и Бернар вдохновляются стеклянным искусством и японскими дереворезами, пока они учатся в мастерской Фернана Кормона. Там они подружились с Винсентом ван Гогом и Анри Тулуз-Лотреком, которые по-своему принимали участие в экспериментах того времени.

Одним из самых значимых авангардных художников, разделявших идеи Анкетена и Бернара, был Поль Гоген.

Школа Пон-Авена

Поль Гоген, "Видение после проповеди", 1888

Возможно, Гоген видел работы Анкетена и Бернара в конце 1887 года в гранд-ресторане "Буйон". В летом 1888 года он уже работал с ними в Пон-Аване в Бретани.

Хотя он никогда не принял клозонистический метод разделения форм с тяжелыми контурами, его ключевая картина в это время, "Видение после проповеди", явно демонстрирует клозонистическое влияние в его драматических контрастах насыщенных цветов.

Первые картины Бернара и Анкетена в 1886 и 1887 годах были городскими сюжетами, но в Пон-Аване, где они обменивались опытом с Гогеном, они применили свою новую технику к жанровым картинам, изображающим простую жизнь бретонских фермеров, и создали таким образом строго клозонистические произведения.

Эти произведения имели решающее влияние на авангардное искусство 19 века.

Фактически, художники вскоре нашли группу учеников, которые часто называются Школой Пон-Авена. В том же году их стиль также получил свое формальное описание, когда художник и критик Эдуард Дюжарден описал произведения Анкетена по случаю выставки бельгийской группы художников Les Vingt.