Если ты увидишь женщину с ножом на картине, подумай о Лукреции.

Лукреция была римлянкой, чья судьба сыграла решающую роль в переходе от римского королевства к римской республике. Ее самоубийство после изнасилования сыном этрусского короля было прямой причиной антимонархического восстания, которое в итоге свергло монархию.

Сюжет как основа художественных изображений

Луций Тарквиний Супербус, последний царь Рима, который участвовал в осаде Ардии, послал своего сына Секста Тарквиния на военную операцию в Коллатию. Секст был встречен с большой гостеприимностью вилле главы региона, доме Луция Тарквиния Коллатина. Лукреция была женой Коллатина, и она приняла его как почетного гостя.

Однажды ночью Секст передвигался по комнате для сна Лукреции, когда ее рабы, сплющенные перед ее дверью, не заметили его. Она проснулась. Он представил себя и предложил ей два варианта: она могла покориться его сексуальным приближениям и стать его женой и будущей королевой, или он мог убить ее и одного из ее рабов, установить тела рядом друг с другом и затем утверждать, что застал их во внебрачном половом акте.

На следующий день Лукреция, одетая в черный наряд, отправилась к отцу в Рим и в позиции просителя, в слезах объяснила случившееся. Перед тем как признаться, она настояла на вызове свидетелей. Она потребовала возмездия, просьба, которую нельзя было проигнорировать.

В то время как магистрат Рима обсуждал, как ему следует реагировать, она вытащила скрытый нож и ударила себя в сердце, решив окончить свою жизнь, чтобы вернуть свою достоинство.

Она умерла в объятиях своего отца, пока присутствующие женщины тревожно плакали.

Ее муж вернулся, был отчаян и поклялся на ноже, что свергнет династию текущего короля и положит конец их тирании. Те, кто оплакивал смерть Лукреции, немедленно поклялись в этой же присяге. Тело Лукреции было затем показано на Римском форуме, что привело к падению короля и монархии Рима, в конечном итоге превратившись в великую Республику, которую мы знаем как Римскую империю.

История Лукреции в искусстве - это история страсти и сильных эмоций, которая была представлена во множестве медиа, с письменными работами Чосера, Шекспира и многих других.

Изображение Лукреции в искусстве

Художник имеет очевидный выбор между двумя сценами, заслуживающими изображения: само изнасилование или самоубийство Лукреции. Как акт насилия и нарушения, изнасилование в прошлом было популярной темой, но многие из получившихся изображений также являются насильственными - насильственными и вуайеристскими, самым неприятным образом.

Эта конкретная часть повествования также имеет более слабые связи с гораздо более широким историческим значением.

Многие из существующих изображений смерти Лукреции крайне кровавы и поверхностны.

Здесь вы найдете пять изображений Лукреции в искусстве, которые, на наш взгляд, являются лучшими и показывают, как одна фигура создает многогранный сюжет. Все они были написаны в течение столетия с 1580 по 1680 год в виде масляных живописей на холсте и имеют примерно одинаковый размер.

Лукреция от Паоло Веронезе

Паоло Веронезе, Лукреция, 1580 - 1585

Со временем Веронезе достиг зрелости, что позволило ему затронуть эмоционально насыщенные темы, такие как Иудифь и Олоферн (около 1580-5), которые почти одновременно возникли с его Лукрецией.

Веронезе показывает Лукрецию в ее черных печальных одеяниях, явно в роскошной обстановке, подчеркиваемой через драгоценные, хотя и мрачные занавески. Она носит изысканное украшение, как это подобает женщине ее статуса, а ее волосы причёсаны сложно и украшены жемчугом и камнями.

Ее лицо наклонено вниз, когда она вонзает нож в свое сердце, ее выражение масочное, когда смерть начинает одолевать ее. Ее левая рука удерживает одежду над ножом, который она ухватывает правой рукой. Темная кровь, покрывающая конец ножа, свидетельствует о том, что нож уже был воткнут в сердце и только что был извлечен. Когда она пересекает порог смерти, она снова скользнет во мрак своей одежды.

Картина Лукреции от Артемизии Джентилески

Артемизия Джентилески, Лукреция, 1612-1613

Артемизия Джентилески, дочь художника, который, вероятно, был лучшим последователем Караваджо, сама была изнасилована Тасси, учеником своего отца, который должен был ее учить живописи. Затем ей пришлось пройти мучения судебного процесса. Она не боится заниматься такими сложными и эмоциональными темами, что предполагается, что она создала несколько версий Лукреции. Представленная выше версия является однозначно ее работой.

Она показывает Лукрецию с растрепанными одеждами, сидящую и смотрящую вверх. Ее лицо искажено, лоб скручен, губы сжаты. Лукреция не носит никаких изысканных украшений, и ее черное платье заменено материей, соответствующей темно-красному цвету свертывающейся крови.

В её левой руке она качает кинжал, лезвие которого указывает в воздух и все же практически невидимо в черной темноте. Её правая рука сжимает её левую грудь снизу и поднимает её, как будто она готовится промахнуться мечом.

Не сразу понятно, воткнула ли она уже кинжал в свою грудь. Для нас кажется, что смертельный удар еще предстоит, и поэтому работа Джентилески показывает последние моменты перед действительным актом.

Представление Рембрандта

Рембрандт даже запечатлел историю Лукреции на двух своих картинах. Они являются одними из самых трогательных произведений Рембрандта, которые были написаны всего через два года друг относительно друга и, казалось бы, используют одну и ту же модель. Тем не менее, картины Лукреции, созданные в 1664 и 1666 годах, очень различаются в настроении и сюжете.

В картинах Рембрандта есть множество символических историй, и одна из них - это история Лукреции. На картине "Лукреция" (1664 год) Лукреция показана во время своей самоубийственной акции. Рембрандт изобразил ее в современной одежде своего времени, а не в традиционных черных одеждах, присущих историческому периоду. Было решено также украсить Лукрецию ювелирными украшениями, чтобы подчеркнуть ее женственность и изящество. Она смотрит на зрителя, но голова слегка наклонена вправо, к ее правой руке, которая удерживает нож. Ее лицо отражает спокойное принятие ее судьбы с легкой печалью.

Ее руки вытянуты точно до краев холста. Левая рука грязная и открытая, ладонь обращена к зрителю, возможно, олицетворяя протест против своей добродетели. Правая рука сжимает рукоять ножа, направленную прямо в сердце, чтобы закончить свою судьбу.

Еще более замечательным является последующее изображение: Лукреция уже воткнула клинок себе в грудь. Ее изящная одежда была отодвинута, чтобы открыть ее простое белое платье, на котором виден широкий полосатый след свежей крови, оседающей от места входа ножа.

Здесь также руки протянуты, но по совсем другим причинам. Правая рука все еще держит нож, который уже упал на уровне талии. Левая рука потягивает бусинчатую нить, вероятно, чтобы призвать свою семью, чтобы они могли присутствовать на ее последних мгновениях на земле.

Однако именно ее лицо составляет эту картину. Ее глаза, пронизанные слезами, смотрят вправо с рассеянным взглядом из кадра. На ее лбу чувствуется тонкий страх. Она знает, что смерть уже близка, и готовится к этому моменту.

Лукреция сэра Годфри Неллера

Сэр Годфри Нейлер, Лукреция, 1675

Это одно из немногих повествовательных произведений самого известного и успешного британского портретиста позднего 17-го и раннего 18-го веков, и оно сильно отличается от его обычных работ.

Картина была написана в период с 1672 по 1675 год и является самой поздней из всех перечисленных работ.

Лукреция была поймана здесь в тот момент, когда кинжал пронзил ее грудь. Она не носит обычные черные одежды, характерные для истории, а простое платье, разорванное, чтобы открыть ее правую грудь. Ее голова и глаза обращены вверх (в позе, похожей на Артемизию Джентилески), как будто она смотрит на свое назначение на небесах. Она выглядит напряженной и испуганной, ее рот слегка раскрыт, словно она задыхается, когда острый металл проникает сквозь ее грудную клетку.

Кинжал держится в ее правой руке, вонзаясь в ее тело. Ее левая рука безразлично свисает по сторонам. За ней расположена глубоко красная занавеска, напоминающая нам о крови, которая скоро польется из ее раны.