Одилон Редон, настоящее имя которого Бертран-Жан Редон, был выдающимся художником французской живописи XIX века. В качестве высоко уважаемого создателя символистского искусства он играет важную роль в последующем развитии фовизма, сюрреализма и абстракции в целом.

Родившийся в Бордо художник изначально глубоко интересовался творчеством Камиля Коро и Эжена Делакруа, но его художественная карьера была определена его дружбой с Родольфом Бресдином и Анри Фантен-Латором.

Бресдин научил Редона гравюре, а Фантен-Латор познакомил его с литографией. В период с 1879 по 1899 годы Редон создал 166 литографий и 17 различных иллюстраций для книг, в основном в черно-белом стиле.

Его поздние работы конца 1890-х годов ярче, так как он экспериментировал с техниками смешения и холстовыми картинами. Нереалистическое цветовое оформление Редона вдохновило фовистов. Его использование нереальных образов и его метод упорядочения объектов в нереальном виде предвосхищают сюрреализм.

Основные идеи о и относительно Одилоне Редоне

Биография Одилона Редона

Одилон Редон

Дата рождения: 22 апреля 1840 года
Дата смерти: 6 июля 1916 года

Детство и образование

Редон родился в том же году, что и Клод Моне, в богатой семье. Он вырос в имении своей семьи в Пейрелебаде, среди мрачной, бедной и тревожной местности. Она предоставляла ему постоянный источник неприятных изображений на протяжении всей его жизни.

Из-за настойчивости отца, он начал учиться на архитектуре. Однако в 1862 году он вернулся в Бордо из-за нервного срыва. В родной земле он открыл для себя скульптуру и познакомился с художником Родольфом Бресдином. Бресдин был эксцентричным французским гравером и литографом, известным своими высоко детализированными и технически точными графиками. Его работы были очень фантастичными, часто мрачными или даже макабрескими. Бресдин научил Редона гравюре, и в 1860-х годах он создал ряд гравюр пейзажей своего детства, в которые вплетал мотивы Камиля Коро и Эжена Делакруа.

В ходе франко-прусской войны в 1870 году художественное развитие Редона было временно прервано.

Париж и его открытие литографии

В конце войны Редон открыл для себя еще более быструю технику угля. В 1878 году он познакомился с Фантеном-Латуром, который научил его литографии. В течение следующего десятилетия Редон разработал свою собственную форму символизма, которую начал разрабатывать с 1879 года в литографии. Большинство литографий имели сознательно многозначные названия, придуманные самим художником. Редон говорил в своей автобиографии, что его литографии говорили о двух центральных темах его искусства: взаимоотношениях человека и природы и "суггестирующем" искусстве.

Одилон Редон, Ритуальная маска звенит колоколом, 1882

Его драматические рисунки людей граничили даже с карикатурой. Он наполнял свои произведения монстрами, пауками и циклопами. Его существа были не поддающимися классификации и имели эмоциональную глубину, недостижимую для тех, кто находился в естественном мире. Его гравюры особенно вдохновляли тех, кто был связан с символизмом.

Несмотря на свои художественные инновации, Редон оставался связанным с естественной средой, однако использовал воспоминания, фантазии и мечты в качестве материала-фильтра.

До 1895 года жизнь Редона не благословляла счастьем. Смерть его первого сына и его медленный художественный подъем мало помогли.

Постепенное признание его искусства и рождение второго сына, однако, принесли свет в его жизнь. Они также побудили его экспериментировать с цветом в своей живописи.

Поздний период с уклоном в живопись

С 1900 года Редон сосредоточился на традиционной работе за мольбертом и проводил время, занимаясь портретной и натюрмортной живописью, а также созданием религиозных произведений. Он привносил в свои картины скрытую глубину цвета, не всегда представлявшуюся в конкретной форме. Он проявлял одинаковый интерес к масляным и пастельным краскам. Его живописное творчество было высоко оценено фовистами, особенно Генри Матиссом.

С его использованием странных названий и приема создания нереальных противоположностей, он предвосхитил сюрреалистический стиль. В связи с парижской авангардой он выставлялся в 1886 году на одной из последних импрессионистических выставок и в 1904 году на Салоне осени. Он получал заказы на живопись и стенные росписи, осуществлял декоративные работы, в том числе 18 картин для столовой барона де Домеси, одного из своих постоянных клиентов.

Даже в конце своей жизни, когда он, наконец, получил заслуженную славу, он оставался глубоко замкнутым человеком, пока в конце концов не скончался в 1916 году в Париже.

Известные произведения Одилона Редона

Хранитель духа воды, 1878 год

Одилон Редон, Надзиратель духовных вод, 1878

Описание произведения искусства: Большая голова, поднятая на крыльях, парит над спокойным морем и смотрит на маленькую парусную лодку. Чайки летают в воздухе и скользят по поверхности воды, в то время как вода распространяется до дальнего горизонта. Тонкий нимб украшает голову и придает этому странному существу благостное, почти небесное воздух.

Своим реалистическим изображением сказочных образов, Надзиратель Духовных вод уже заранее намекает на сюрреализм 20-го века.

Рисунок является типичным для Нуарнй Редона, в которых он обращался с угольным средством так, чтобы достичь широкой палитры оттенков и текстур. На кремовой бумаге Редон стирает и царапает, оставляя пространства на листе, чтобы создать акценты в своей композиции.

Кактусовый человек, 1881

Одилон Редон, "Кактусный человек", 1882.

Описание произведения искусства: Из цветочного горшка появляется голова мужчины, его шея возвышается вверх, подобно стеблю чужой растительности. Нежные шипы покрывают тело и голову, придают ему внешний вид кактуса и вызывают воспоминания о терновом венце Христа. Глаза велики, нос сплющенный, губы широкие, мимика головы одновременно внимательна и равнодушна. Ваза украшена изображением амазонки, убивающей мужчину. Ссылка на греческий миф об амазонках, сочетавших женское и типично мужское, может отражать аллюзию на слияние человеческих и растительных черт в рисунке.

Эскиз возможно связан с выставкой, которую Редон организовал в Париже в 1881 году, на которой он представил жителей Огненной Земли. Показанные южноамериканцы, которых Редон назвал "гордыми, жестокими и гротескными", оказали глубокое, хотя и сложное влияние на художника: с одной стороны, он восхищался чистотой и простотой первобытных народов, с другой стороны, он узнавал в них ужасающую жестокость человеческого происхождения.

Гибридное растение-человек растет в квадратном сосуде - символ западной культуры и ограничения - и может быть понято как попытка привести в гармонию два полюса человеческого существования.

Око, как странный воздушный шар движется в бесконечность, 1882

Картина Одилон Редона "Глаз, как странный воздушный шар, уходит в бесконечность", 1882 год

Описание произведения искусства: Глаз превратился в странный воздушный шар, взгляд которого обращен в небо, когда шар поднимается над горизонтом. Вместо корзины с пассажирами на шаре находится отрезанная голова на подносе. Внизу слева видны листья пальмоподобного растения, а небо покрыто густыми клубящимися облаками.

Отрезанные головы часто встречаются в символистском искусстве и литературе. Отделенная от физического тела голова или глаз символизирует освобождение от оков повседневной жизни и достижение более высокого уровня осознания.

Аналогичный манящий подход характеризует поэзию Малларме и других символистов, которые считали подсказку, а не описание, главной целью искусства.

Улыбающийся паук, 1891 год

Одилон Редон, Улыбающийся паук, 1891

Описание произведения искусства: На литографии Редона изображена странно улыбающаяся паука с десятью ногами.

Круглое тело паука имеет человеческое лицо с маленьким носом и широко улыбающимся ртом, в котором видны маленькие зубы. Существо немного наклонено на своих игольчатых ногах, как будто только что спустилось по шелковой нити с потолка.

Рисунок на полу создает ощущение трехмерности, но реализм окружающей среды только усиливает удивительный эффект субъекта. Редон опирался на свой ранний угольный рисунок при создании литографии, но этот графический метод также подходит для изображения черно-белых сюжетов.

Многие из его "монстров" основаны на наблюдениях реальных животных, но были изменены фантазией художника. В этих странных гибридных существах запечатлена способность воспринимать нашу человечность, делая их одновременно привлекательными и отталкивающими.

Баронесса де Домеси, около 1900 года

Одилон Редон, Баронесса де Домеси, 1900 год

Описание произведения искусства: Это одно из нескольких портретов, нарисованных Редоном женщины своего друга и благодетеля, барона де Домеси. Здесь он изобразил фигуру в окружении абстрактного цветочного фона. Ее лицо и голова были точно и реалистично нарисованы с использованием тончайших графитовых штрихов, чтобы подчеркнуть ее черты лица. Коричневый цвет бумаги использован для изображения цвета кожи женщины. В отличие от ее одноцветного лица, ярко-красная блузка баронессы предполагает более страстную личность, чем ее сдержанное поведение кажется.

Также изобилие цветочных мотивов - скорее декоративных, чем реальных - придает сцене сказочный вид и, возможно, символизирует ее чистую душу.

Дер Зиклоп, 1914

В 1914 году был написан знаменитый роман-антиутопия "Дер Зиклоп" (The Cyclops), который привлек внимание множества читателей по всему миру. Эта книга написана известным писателем, чей талант поражает своей глубиной и оригинальностью.

Роман "Дер Зиклоп" рассказывает историю о похождениях и приключениях главного героя, который встречает на своем пути загадочное существо — зиклопа. Зиклоп — это гигантское одноглазое существо из древнегреческой мифологии. В этой книге зиклоп символизирует одиночество и изоляцию в современном обществе.

Автор насыщает свой рассказ яркими описаниями и глубокими мыслями. Он передает свою философию и критику современной жизни через похождения главного героя. Роман "Дер Зиклоп" вызывает массу вопросов и заставляет задуматься над смыслом жизни, ценностями и местом человека в мире. Каждая глава этой книги открывает новые горизонты и заставляет переосмыслить уже известные вещи.

"Дер Зиклоп" — это не просто художественное произведение, это настоящая философская заставка, которая вдохновляет и заставляет задуматься. Он наполняет нашу жизнь новым смыслом и помогает понять, что каждый из нас может быть уникальным и особенным так же, как зиклоп в этой истории.

Киборг, рисунок на дереве, около 1898 года

Описание произведения искусства: Полифем, мифическое монстр с одним глазом из Одиссеи Гомера, появляется из-за скалистого холма, пока пленная нимфа Галатея спит в своей пещере, окруженная цветами.

В своих поздних пастелях и картинах Редон часто изображал сцены из классической мифологии. Можно предположить, что он был знаком с версией Полифемеевой истории от Овидия. В живописи Редона, а также в поэзии Овидия, Циклоп влюбляется в морскую нимфу. Он также мог приметить известные работы Гюстава Моро, где история трагически изображается в 1880-х годах.

В картинах Редона возникает контраст между природными элементами, с которыми сливаются две фигуры. Зацикленность на твёрдой, скалистой земле исходит от циклопа, в то время как нимфа оказывается в морской пещере, окружённой буйным женственным растительным миром. Полифем с своим огромным, выразительным глазом уже не является чудовищным человекоедом из Одиссеи Гомера, а представляет из себя нежное существо. В отличие от Моро, Редон не рассматривает данное субъектом с трагичной точки зрения и не представляет запрятанные желания. Вместо того, чтобы размышлять о голой спящей нимфе, Полифем наклоняет голову и смотрит на зрителя с почти любопытным взглядом.