-
Содержание
Эдвард Мунк (родился 12 декабря 1863 года в Лётене, Норвегия - умер 23 января 1944 года в Экели под Осло) был норвежским художником и графиком.
Его интенсивное изучение психологических тем установило некоторые основные принципы символизма позднего 19 века, оказавшего серьезное влияние на немецких экспрессионистов в начале 20 века.
В этой биографии Эдварда Мунка вы узнаете о его пути, его важных работах и его влиянии на последующее поколение художников.
Биография Эдварда Мунка
Эдвард Мунк, автопортрет, 1886 год
Детство и юность
Эдвард Мунк родился в 1863 году в фермерском доме в деревне Одалсбрук в норвежском Иннланнете. Его отец Кристиан был врачом.
Семья, в которой кроме Эдварда было две сестры и один брат, переехала в Осло в 1864 году, когда отец был назначен врачом в крепость Акерсхус, которая тогда использовалась как государственная тюрьма.
Мать Эдварда умерла от туберкулеза в 1868 году, в том же году, когда родилась его младшая сестра.
В течение десятилетия умерла и его любимая сестра Софи, талантливая молодая художница и на год старше Эдварда, она также умерла от туберкулеза.
Отец Мунка, строгий верующий, страдал от депрессий, приступов ярости и видений, в которых он истолковывал болезни и смерти в семье как божественное наказание.
Из-за должности отца военного врача семья часто вынуждена была переезжать и жить в скромных финансовых условиях. Отец часто читал своим детям ужасные истории Эдгара Аллана По и учил их истории и религии, что сделало юного Эдварда знакомым с страхом, но также и с фасцинацией смертью.
Интересно: У Мунка в это время была слабая иммунная система, с которой он сражался в суровую скандинавскую зиму, поэтому болезни часто оставляли его на месяцы без школы.
Чтобы скоротать время, Мунк начал заниматься рисованием и акварелью.
Для Мунка искусство стало регулярным занятием в его юности.
В тринадцать лет он познакомился с работами молодого норвежского художественного общества и особенно вдохновился пейзажами этой группы. Копируя эти произведения, он самостоятельно освоил некоторые приемы масляной живописи.
Ранние работы
В 1880-х годах Мунк познакомился сочинениями анархистического философа Ханса Йегера, лидера Кристианиа-богемы, которая выступала за свободное сексуальное поведение и отмену брака. Мунк и Йегер стали близкими друзьями, в ходе которой Йегер побуждал художника воплотить в своем творчестве больше личного опыта.
Застенчивый ребёнок - это мрачная композиция, созданная в память о покойной сестре Мунка, Софи. В этой работе можно увидеть глубокое влияние Егерса на Мунка.
Когда картина была выставлена в 1886 году в качестве студии среди кристианских богем, она была критикована как прессой, так и окружением Мунка за свои необычные качества.
Эдвард Мунк, "Больное дитя", 1885-1886 годы
В 1889 году Мунк отправился в Париж по стипендии, чтобы учиться в мастерской Леона Бонната. Его картина Утро (1884 год) была включена в норвежский павильон Всемирной выставки того же года.
Эдвард Мунк, "Утро" (Девушка сидит на кровати), 1884 год
В Париже Мунк начал вдохновляться импрессионистами, такими как Мане и постимпрессионистами, например Гогеном, Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Их легкие композиции заметно отличались от частой темы смерти и личных потерь Мунка.
В том же году отец Мунка умер, что отразилось в его работе и возродило интерес художника к духовности и символике. Свидетельством этого является также картина пустой комнаты - "Ночь в Сен-Клу" (1890 год) - посвященная памяти отца.
Эдвард Мунк, Ночь в Сент-Клауде, 1890
Период средних работ
В 1892 году Берлинское художественное общество пригласило Мунка на сольную выставку. Представленные произведения вызвали ожесточенные дискуссии из-за своей яркой цветовой гаммы и задумчивой тематики, что привело к досрочному закрытию выставки. Мунк воспользовался шумихой, связанной с выставкой, чтобы продвинуть свою художественную карьеру.
В 1893 году он представил в Берлине серию из шести работ на тему любви, которая впоследствии превратилась в более обширную коллекцию некоторых его важнейших произведений, так называемую Жизненную фреску.
Эдвард Мунк, Поцелуй, 1892
Жизненный фреска и другие работы Мунка из 1890-х годов являются одними из самых значимых и известных за всю его карьеру. В этот период он создал несколько версий своих основных повторяющихся мотивов: Крик, Поцелуй, Вампир и Мадонна.
В конце 1890-х годов Мунк также стал интересоваться фотографией, хотя он никогда не считал это средство искусства равноценным живописи или графической печати.
Поздние работы Эдварда Мунка
После пребывания в Берлине и последующего возвращения в Париж Мунк в 1908 году пережил нервный срыв.
За жизнь, веденную богемным образом с избытком алкоголя, а также с чувством боли и страха за потерю своей сестры и отца, Мунк был пойман. Мунк доставлен в больницу в Копенгагене, где ему в течение восьми месяцев проводят строгое лечение.
На следующий год Мунк выписывается из больницы и по совету своего врача сразу возвращается в Норвегию, чтобы жить спокойной уединенной жизнью. Норвежский пейзаж и повседневность фермеров и рабочих вдохновили Мунка.