Футуризм, самое значимое итальянское движение авангардного искусства XX века, посвятило себя новым технологиям и городской современности.

Становившиеся его последователями стремились оставить позади старые формы культуры и демонстрировать красоту современной жизни - красоту машины, скорости и перемены.

Хотя данное художественное направление ознаменовало собой появление некоторых архитекторов, большинство его сторонников были художниками, занимавшимися традиционными формами искусства, такими как живопись и скульптура. При этом их работы варьировались в широком спектре стилей, вдохновленных постимпрессионизмом.

Тем не менее, они были заинтересованы в использовании популярных медиа и новых технологий для коммуникации своих идей. Их восторг по поводу современности и машины, в конечном итоге, привел их к тому, чтобы отмечать приход Первой мировой войны.

До своего конца группу в основном воспринимали как важный авангард, хотя она продолжала существовать до 1920-х годов. В этот период некоторые члены группировки выступали в защиту фашизма, что придавало им особое положение в искусстве раннего 20 века.

Основные идеи и развитие футуризма

Футуристы оказались увлечены проблемами отображения современного опыта и стремились, чтобы их картины вызывали все возможные ощущения, а не только те, которые видны глазом. Футуристическое искусство в своей лучшей форме напоминает шум, жару и даже запах мегаполиса.

В отличие от многих других современных художественных направлений, таких как импрессионизм или поинтилизм, футуризм сразу не был идентифицирован с уникальным стилем. Вместо этого его сторонники работали в различных направлениях и использовали различные элементы постимпрессионизма, развивая их дальше.

Среди них были в основном черты символизма и делювионизма. Только в 1911 году появился неповторимый футуристический стиль, который можно было идентифицировать как вдохновленный кубизмом.

Футуристы были зачарованы новой визуальной технологией, особенно хронофотографией, предшественницей анимации и кино, которая позволяла показать движение объекта через ряд изображений. Эта технология являлась важным влиянием на их подход к изображению движения в живописи и способствовала абстрактному искусству с ритмическими характеристиками.

Футуризм начал свою трансформацию итальянской культуры 20 февраля 1909 года с публикации Футуристического манифеста, написанного писателем Филиппо Томмазо Маринетти.

Манифест был опубликован на первой странице «Le Figaro», тогдашней крупнейшей французской газеты, что выразило желание движения использовать современные и популярные средства коммуникации для распространения своих идей.

В течение лет группа будет выпускать другие манифесты. Для краткого описания их духа, "эпоха машин" была отмечена как символ победы технологии над природой и борьбы с предыдущими художественными традициями.

Идеи Маринетти были поддержаны художниками, такими как Умберто Боччиони, Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра, которые верили, что они могут быть переведены в современное фигуративное искусство, занимающееся свойствами пространства и движения.

Движение футуризма первоначально сосредоточилось в Милане, но быстро распространилось на Турин, Неаполь и Рим, а в последующие годы было активно поддержано Маринетти за рубежом.

Поздние развития и последствия

В 1913 году Боччони использовал скульптуру для дальнейшего выражения динамики футуристов. "Уникальные формы непрерывности в пространстве" (1913) иллюстрируют мощные действия, а также взаимосвязь между объектом и окружающей средой. Это произведение стало прорывом для футуристического движения, однако после 1913 года уже неустойчивая группировка начала распадаться, когда ее члены развивали собственные позиции.

В 1915 году Италия вступила в Первую мировую войну, и до ее окончания Боккьони и футуристический архитектор Антонио Сант'Элия умерли. После войны центр движения перенесся из Милана в Рим. Северини продолжал писать в неповторимом футуристическом стиле, и движение оставалось активным до 1920-х годов, но энергия, которую оно когда-то имело, иссякла.

Тем не менее, футуризм вызвал значительные преобразования за пределами Италии. Синтез парижского кубизма и итальянского футуризма оказался особенно влиятельным в России с примерно 1912 по 1920 год и вдохновил художников, таких как Казимир Малевич или Наталья Гончарова.

Развитие в России сделало движение очень отличным от итальянской формы, поэтому некоторые его аспекты иногда также описываются как кубофутуризм. Кубофутуризм также оказал влияние на английское искусство, где он способствовал возникновению вортицизма.

В то время как итальянский футуризм воздействовал главным образом на изобразительное искусство, он вдохновил и художников в других формах искусства: Владимир Маяковский был важным фигурантом в развитии футуристической литературы в России; итальянский архитектор Антонио Сант'Элия разработал футуристическую архитектуру, а Луиджи Руссоло переключился с живописи на музыкальные инструменты и позднее написал манифест "L'arte dei Rumori" (1913), который с тех пор является важной опорой для авангардной музыки.

Хотя большая часть сил уже покинула движение к 1920-м годам, футуристическая эстетика также стала частью смеси, которая позднее вдохновила Ар-деко.

Концепты и стили

Итальянская группа медленно развивала собственный стиль. В годы до возникновения движения ее участники работали в широком спектре стилей, вдохновленных постимпрессионизмом, и они продолжали это делать.

Влияние дивизионизма

Северини был типичен для своего интереса к дивизионизму, который заключается в разложении света и цвета на серию точечных и полосчатых элементов и разделении плоскости изображения на сегменты для достижения многозначного ощущения глубины. Дивизионизм связан с теорией цвета XIX века и точильными работами художников, таких как Жорж Сера.

Ориентация на технологии, скорость и силу

В 1911 году в Милане на выставке «Esposizione d’Arte Libera» были представлены футуристические картины, и были разосланы приглашения всем, кто хотел создать что-то новое, далекое от имитаций и производных. Картины характеризовались нитевидными мазками кисти и сильно шифрованным цветом, который изображал пространство раздробленным и разбитым. Темы и мотивы сосредоточены на технологии, скорости и насилии, а не на портретах или простых пейзажах.

Среди картин было также «Город поднимается» Боччони (1910), картина, которая может считаться первой футуристической благодаря своему передовому кубистическому стилю. Общественная реакция была разнообразной. Французские критики из литературных и художественных кругов высказались отрицательно, в то время как многие похвалили инновационное содержание.

Кубистическое влияние и хронофотография

Знакомство Боччони с кубистической живописью в Париже оказало на него важное воздействие, которое он принес обратно своим коллегам в Италии. Однако футуристы утверждали, что отвергают этот стиль, поскольку считали его слишком статичным и недостаточно связанным с движением современного мира. Именно интерес к движению пробудил их интерес к хронофотографии. Особенно впечатлился этой техникой Балла, и его картины иногда вызывают быстрые анимации, в которых объекты смазываются движением.

Как указано в Техническом манифесте футуристической живописи: «Из-за постоянства изображения на сетчатке постоянно увеличиваются движущиеся объекты; их форма меняется как быстрые вибрации. Так, у бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать, и ее движения треугольные.» Вместо того, чтобы воспринимать действие как проявление одной отдельной конечности, футуристы видели действие как слияние времени и пространства различных конечностей в себе.

Важные произведения и художники футуризма

Следующие произведения искусства являются самыми важными в футуризме - они представляют как обзор главных идей движения, так и величайшие достижения каждого отдельного художника в футуризме.

Восход города (1910)

Художник: Умберто Боччиони

Описание и анализ произведения искусства: «Город восстает» часто считается первой футуристической картиной. Боккьони здесь иллюстрирует строительство современного города. Хаос и движение в этом произведении напоминают сцену войны, так как в Футуристическом манифесте война действительно представлена как единственное средство к культурному прогрессу.

Большая лошадь мчится на передний план, в то время как несколько рабочих борются, чтобы смирить ее, указывая на напряженность между человеком и животным. Лошадь и фигуры размыты и передают быстрые движения, в то время как другие элементы, такие как здания на заднем плане, изображены более реалистично. В то же время перспектива заметно меняется в разных частях картины.

Работа демонстрирует влияние кубизма, импрессионизма и постимпрессионизма, которое проявляется в мазках кисти и разбитом изображении пространства.

Ритм движения собаки на поводке (1912)

Художник: Джакомо Балла Описание и анализ произведения искусства: Балла был увлечен хронофотографией, вековой техникой, в которой движение демонстрируется на нескольких изображениях. Это побудило Баллу найти новые способы изображения движения в живописи, и "Ритм движения собаки на привязи" возможно его самый известный эксперимент.

Работа показывает женщину, гуляющую с маленькой черной собакой, движение схлопнулось в один момент. Балла показывает крупный план ног и выражает действие в процессе, объединяя непрозрачные и полупрозрачные формы.

Велосипедист (1913)

Художница: Наталья Гончарова

Описание и анализ произведения искусства: Гончарова была ведущей фигурой русского доколониального авангарда, художницей, иллюстратором, сценографом, костюмографом и автором.

В качестве жены другого ведущего русского художника, Михаила Ларионова, она была значимой фигурой в группе "Ослиный хвост", которая имела решающее значение для распространения кубо-футуризма в России. Она сначала вдохновлялась русским народным искусством и часто включала традиционные мотивы в кубистически оформленные картины.

В картины "Radfahrer" были добавлены дополнительные ноги и ноги велосипедиста, что символизирует скорость движения объекта. Как указано в Футуристическом манифесте, "движущиеся объекты постоянно размножаются из-за постоянства изображения на сетчатке глаза; их форма меняется, как быстрые колебания". Текст на картине указывает на интерес Гончаровой к письму и графическому дизайну.

Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913)

Художник: Умберто Боччиони

Описание и анализ произведения искусства: Скривившись от ограничений холста, Боччиони нашел более эффективный способ воплотить футуристические принципы движения в трехмерной форме.

«Уникальные формы непрерывности в пространстве» запечатлевают сущность движущейся фигуры, изображенной в геометрических формах, передающих непринужденную грацию и скорость. Ветхая одежда кажется развевающейся на ветру, в то время как роботоподобная фигура продвигается вперед, выглядя очень аэродинамично.

В качестве дань уважения Августу Родену, скульптура Боччиони безрукого, что напоминает неполноступающего человека и классическую греческую статую Ники Самофракийской.