Жуан Грис (настоящее имя Хосе Викториано Гонсалес Перес) был важным фигурой в развитии кубизма и одним из ведущих испанских художников 20 века. Родившись в Мадриде в 1887 году, он начал свою художественную карьеру в Париже в начале 20-х годов.

Грис был влиятельным художником, который применял геометрические и аналитические методы в своих произведениях. Он использовал яркие и насыщенные цвета, чтобы создать уникальные и сложные композиции.

Он работал с такими знаменитыми художниками, как Пабло Пикассо и Жорж Брак, и внес значительный вклад в развитие кубизма. В его работах можно увидеть характерные черты этого стиля, такие как фрагментированные формы, разделение пространства и пересечение разных плоскостей.

Одной из наиболее известных картин Гриса является "Гитара и труба", которая стала символом кубизма. Это произведение характеризуется яркими цветами и сложной конструкцией, которая разбивает изображение на фрагменты и плоскости.

Жуан Грис умер в 1927 году в Париже, оставив после себя значительное наследие в мире искусства. Его работы были выставлены во многих музеях и галереях по всему миру, и он до сих пор считается одним из великих мастеров кубизма.

Биография и ранние работы

Хуан Грис был одним из любимых художников Гертруды Стайн и единственным кубистом, достаточно талантливым, чтобы вызвать дискомфорт у Пикассо. Грис развивал идеи раннего кубизма и направлял движение в новом направлении. Будучи частью тесного круга авангардистов, творивших в Париже, Грис брал на себя радикально расколотые поверхности картин Пабло Пикассо и Жоржа Брака, придавая своим работам графический облик.

Произведения Гриса сразу же отличаются своим стилем, отталкивающим от его прошлого иллюстратора, с простым, почти коммерческим внешним видом и ясными элементами дизайна.

Хуан Грис, родившийся в Мадриде под именем Хосе Викториано Гонсалес-Перес, решил сосредоточиться на своих естественных способностях к рисованию. В 1904 году он начал учиться у художника Хосе Морено Карбонеро, бывшего преподавателя Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

После принятия имени Хуан Грис в 1905 году художник переехал в Париж, Франция. Там он провел большую часть своей жизни, избегая исполнения военной службы в Испании. В Париже он встретился с некоторыми из ведущих художников восходящей авангардной сцены, включая Анри Матисса, Жоржа Брака и Пабло Пикассо, а также с американской писательницей Гертрудой Стайн, которая позже стала известной коллекционером работ Гриса.

В то время Грис внес свой вклад в парижские журналы, создавая сатирические рисунки.

Художник кубизма Хуан Грис

В 1911 году Грис серьезно начал заниматься своим искусством. Его первые работы отражают появляющийся стиль кубизма. Пабло Пикассо вместе с французским художником Жоржем Браком руководили ранним развитием кубизма.

В 1912 году Грис представил свои работы на выставке "Барселона Экспозисио д'Арт Кубиста" - первой групповой выставке кубистических художников. Его ранние кубистические работы соответствуют стилю аналитического кубизма, разработанного Пикассо и Браком.

Портрет Пикассо 1912 года является примером такого подхода. Однако в течение двух лет он сосредоточился на синтетическом кубизме, интенсивно использующем коллажные техники. На примере натюрморта с клетчатым скатертью 1915 года можно увидеть эти изменения.

Художник Хуан Грис создал портрет Пабло Пикассо в 1912 году в Художественном институте Чикаго.

Кристальный кубизм

Начало Первой мировой войны в 1914 году прервало жизнь и творчество Гриса. Финансовую поддержку ему оказала Гертруда Стейн, и он провел некоторое время в студии Анри Матисса на юге Франции. В 1916 году Грис заключил контракт с французским художественным дилером Леонсом Розенбергом, который помог ему обеспечить свое финансовое будущее.

Упрощение геометрической структуры своих произведений в конце 1916 года является сокращенной версией кубизма Гриса. Он также размывает различия между фоном и центральным объектом на картине. Этот стиль назван "Кристальным кубизмом". Многие наблюдатели видят данную технику как логическое развитие кубизма.

Первая большая индивидуальная выставка работ Хуана Гриса состоялась в 1919 году в Париже. Он также принял участие в последней большой выставке кубистических художников в Салоне Общества Независимых Художников в Париже в 1920 году.

Поздний период творчества

Амедео Модильяни, Портрет Хуана Гриса, 1915 год

В месяцы после окончания Первой мировой войны в 1919 году Хуан Грис заболел легочным заболеванием, плевритом. Он отправился в Бандоль на юго-востоке Франции, чтобы восстановиться. Там он познакомился с русским Сергеем Дягилевым, основателем Балетов Русского. С 1922 по 1924 год Грис разрабатывал декорации и костюмы для балетной группы.

С 1923 по 1925 год состоялись еще несколько больших международных выставок. В это время Грис пользовался наибольшим успехом, который ему придется испытать за жизнь. В 1924 году он прочитал лекцию "Возможности живописи" в Парижском университете Сорбонна, в которой осветил свои главные эстетические теории.

К сожалению, физическое состояние Гриса продолжало ухудшаться. В 1925 году он начал страдать от сердечно-сосудистых и почечных заболеваний. В 1927 году Хуан Грис скончался в возрасте 40 лет от почечной недостаточности.

Художественное наследие Хуана Гриса

Если Пабло Пикассо и Жорж Брак получили признание за развитие кубизма, то Хуан Грис является одним из самых важных художников, посвятивших свою карьеру развитию теорий этого направления.

Художники, от Сальвадора Дали до Джозефа Корнелла, оценили инновационную силу Хуана Гриса. Его использование логотипов и газетной бумаги предвосхитило развитие поп-арт два поколения спустя.