Гениальный французский фотограф Анри Картье-Брессон, один из величайших уличных фотографов, был оказан влияние изобразительного искусства (кубизма), литературы (сюрреализма) и философии (зена).

Он считался основателем современного фотожурнализма и поклонником формата "компакт", а также признанным мастером уличной фотографии.

Ни один другой фотограф не уделял столько внимания эстетике фотографии, как Картье-Брессон. Ни один другой фотограф не обладал таким точным умением запечатлеть "решающий момент" - тот мимолетный момент, когда все движущиеся элементы на фотографии кажутся гармоничными.

Среди его самых известных работ - сюрреалистическое фото "За железнодорожным вокзалом Сен-Лазарь" в Париже и прорывная книга "Решающий момент", обложка которой была спроектирована Анри Матиссом.

Биография Генри Картье-Брессона

Генри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в Шантелупе, Франция. Будучи старшим из пяти детей, его семья была состоятельной - его отец зарабатывал состояние как текстильный фабрикант. Позже Картье-Брессон шутил, что из-за экономного образа жизни родителей часто казалось, будто его семья бедна.

Картье-Брессон, родившийся в Париже, развил раннюю любовь к литературе и искусству. Творчество, безусловно, было частью его генетической основы. Его прадед был художником, а дядя - известным гравером. Даже его отец занимался рисованием.

В юношеском возрасте Катье-Брессон бунтовал против формального отношения своих родителей. Уже в ранней взрослой жизни он склонялся к коммунизму. Однако искусство стало центром его жизни. В 1927 году он начал двухлетний период обучения у известного раннего кубиста Андре Лоте, прежде чем поступить в Кембриджский университет, чтобы еще глубже погрузиться в искусство и литературные курсы.

Катье-Брессона вдохновляла парижская авангард. Сразу после увольнения из армии, где его регулярно ставили под Парижем, он отправился в Африку в 1931 году, чтобы охотиться на антилоп и кабанов. Катье-Брессон не интересовалось мясо, и он наконец то надоел спорту и бросил его.

Однако в Африке его интересы стали еще шире: фотография. Он экспериментировал с обычной камерой Брауни, которую получил в подарок, и делал снимки нового мира вокруг него. Для Картье-Брессона существовали прямые параллели между его старыми и новыми увлечениями.

"Мне нравится делать фотографии", заметил он позже. "Это как быть охотником. Но некоторые охотники - вегетарианцы. Вот как я отношусь к фотографии." Как скоро обнаружили его разочарованные редакторы, Картье-Брессон предпочитал делать фотоснимки, а не создавать печатные материалы и показывать свои работы.

Когда Картье-Брессон вернулся во Францию в том же году, он купил свою первую камеру Leica 35 мм. Этот простой в стиле фотоаппарат и впечатляющие результаты сильно повлияли на методы работы фотографа.

Фото: AlainB / Flickr / CC BY-SA 2.0

На протяжении всей своей жизни подход Картье-Брессона к фотографии оставался в значительной степени неизменным. Он явно выражал свое презрение к увеличенному изображению, усиленному искусственным освещением, темными эффектами помещений и даже обрезкой. Его оборудование часто было легким: 50-мм объектив и, при необходимости, более длинный 90-мм объектив.

Экономический успех в качестве фотографа и кинематографиста

Восхождение Картье-Брессона к фотографу произошло быстро. В середине 1930-х годов он уже представлял свои работы на крупных выставках в Мексике, Нью-Йорке и Мадриде. Его фотографии раскрывали ранние необработанные возможности уличной фотографии и фоторепортажа в целом.

Во время выставки своих работ в Нью-Йорке в 1935 году, Картье-Брессон подружился с другим фотографом, Полом Стрэндом, который начал экспериментировать с фильмом. Вдохновленный этим, Картье-Брессон бросил фотографию и вернулся во Францию, где работал помощником французского кинорежиссера Жана Реноара. В течение следующих трех лет Картье-Брессон работал над несколькими фильмами Реноара, в том числе над высоко оцененным прессой "Правила игры" (1939).

Однако Картье-Брессон не был заинтересован или не обладал особым талантом для съемки игровых фильмов. Вместо этого его привлекало рассказывать реальные истории о настоящей жизни.

В 1940 году, после немецкого вторжения во Францию, его собственная жизнь приняла драматический оборот. Картье-Брессон вступил в армию, но вскоре был схвачен немецкими войсками и отправлен в лагерь для военнопленных на три года.

В 1943 году, после двух неудачных попыток, Картье-Брессон окончательно сбежал и сразу же вернулся к своей фото- и киноработе. Он основал фотодирекцию для Сопротивления и был назначен Соединенными Штатами снять документальный фильм о возвращении французских пленников после окончания войны.

Генри Картье-Брессон и его путешествия

Сразу после войны Картье-Брессон отправился на Восток и провел много времени в Индии, где встретился с Махатмой Ганди перед его убийством в 1948 году и сделал его портрет. Работа Картье-Брессона, посвященная документированию смерти Ганди и ее непосредственным последствиям для страны, стала одним из самых ценных фотоэссе в журнале Life.

Его усилия в укреплении фотожурналистики как легитимного новостного и художественного жанра выходят за пределы того, что он делал за камерой. В 1947 году он объединился с Робертом Капа, Джорджем Роджером, Давидом "Чимом" Сеймуром и Уильямом Вандивертом и основал фотоагентство Magnum Photos, одно из ведущих в мире.

Картье-Брессон проявил интерес к миру, что привело его на трехлетнее путешествие по Азии. Когда фотограф вернулся во Францию в 1952 году, он опубликовал свою первую книгу "Решительный момент", обширную коллекцию своих работ за два десятилетия.

Более важным, возможно, является то, что книга укрепила Картье-Брессона как фотографа с большой душой.

В течение своей долгой карьеры он таскал свою Лейку по всему миру, чтобы документировать и показать триумф и трагедию во всех их формах. Он присутствовал на испанской гражданской войне и китайской революции. Он запечатлел коронацию Георга VI и рассказал историю России Хрущева. Его темы распространялись от Че Гевары до Мэрилин Монро, а его клиентами были не только журналы Life, Harper's Bazaar, Vogue и многие другие.

Поздние годы

В 1966 году Генри Картье-Брессон покинул агентство "Магнум" и начал сосредотачиваться на том, что он когда-то любил: живописи и рисованию. Он пренебрегал интервью и отказывался говорить много о своей предыдущей карьере фотографа. Казалось, ему было достаточно погружения в свои записные книжки и создания пейзажей и фигур.

В 2003 году Картье-Брессон вместе со своей женой и дочерью предпринял важные шаги по сохранению своего художественного наследия, открыв Фонд Генри Картье-Брессона в Париже. В поздние годы он также получил множество наград и почетных званий за свою работу.

Генри Картье-Брессон умер всего через несколько недель до своего 96-летия, 3 августа 2004 года, в своем доме в Провансе.