О живописи свадьбы Арнольфини Яном ван Эйком, написанной в 1434 году, было написано столько разных вещей, что сложно удержать обзор.

Столь много символики и скрытого значения требуют структурированного анализа впечатляющего произведения.

Основы свадьбы Арнольфини

Эта картина была нарисована фламандским художником Яном ван Эйком в Брюгге и изображала богатого итальянского покровителя, родом из Лукки в Тоскане.

Между Тосканой и Фландрией было значительное количество торговли и взаимного влияния, так как Тоскана была известна своей шерстью и тканями, а Фландрия - своими гобеленами. Арнольфини уже много лет жил в Брюгге. В знак своего богатства и признания он заказал картину у востребованного мастера Яна ван Эйка.

Важно: Вместо того чтобы смотреть на произведение, как на свадебное фото, мы должны оценивать его как портрет итальянского купца Джованни ди Николао Арнольфини и его жены (чья личность на этой картине неизвестна).

Это произведение искусства могло быть нарисовано после их смерти (первая жена Арнольфини умерла в 1433 году, и не было известно о второй свадьбе) или после их свадьбы. Более конкретные детали неизвестны.

Особенности изображения

При рассмотрении свадьбы Арнольфини и других картин того времени стоит помнить, что стандарты красоты в Фландрии 15-го века значительно отличались от стандартов конца 20-го или нашего 21-го веков.

В то время, когда многие люди из-за своей бедности были очень худыми, пышная фигура считалась особенно привлекательной.

Поскольку смертность детей в это время была довольно высокой, женщины с удовольствием и часто показывали, что они беременны, касаясь рукой своего выпуклого живота. Этот жест считался символом богатства, молодости и плодородия.

Многие не беременные женщины копировали этот жест и выдавливали свой живот или использовали одежду, чтобы создать выпуклость. Если внимательно рассмотреть свадьбу Арнольфини, можно заметить, что женщина держит большой кусок ткани своего платья на талии.

Поэтому неизвестно, была ли у женщины на самом деле беременность или она просто пыталась выглядеть плодовитой и ценной для мужчины и продолжения его семьи.

Возможно, она просто подняла платье вверх, чтобы занять правильную позу для художника, чтобы не споткнуться. Однако, так как в картине не указано никакого движения, эту интерпретацию следует рассматривать критически.

Еще одной модой того времени было то, что женщина носила волосы очень высоко на лбу. В "Свадьбе Арнольфини" мы также видим, что жена делала это. Считалось очень элегантным иметь высокий лоб.

Одна из причин, по которой это либо было задумано как портрет памяти, либо как портрет женщины, с которой Арнольфини был помолвлен, но еще не встретился, - это отсутствие специфических черт. Версии этого же лица можно увидеть в нескольких ангелах фон Эйка. Она выглядит скорее стилизованной, как идея о красивой женщине, а не конкретно определенной.

Однако черты лица Джованни Арнольфини очень выразительны, если сравнить его изображение на свадьбе Арнольфини с последующим портретом. Этот портрет также был написан фон Эйком и, вероятно, изображает того же мужчину из богатой семьи Арнольфини.

Скрытая символика в свадьбе Арнольфини

Как и в тех временах, полотно заполнено символами для наблюдателя.

Это полотно размером 82 x 60 см не особо большое, поэтому некоторые детали можно рассмотреть только при помощи лупы. Множество этих символов скрыты в заднем плане уже маленького полотна, поэтому они лучше всего изучаются под увеличением.

В свадьбе Арнольфини скрыты следующие символы:

В древности собака была символом верности в браке, и из уважения снимали обувь.

Выпуклое зеркало на задней стене. Зеркало и тот факт, что два других человека входят в комнату, легко заметить.

Однако в зеркало встроено также десять маленьких круглых изображений, которые показывают сцены из Страсти Христовой, которые очень трудно увидеть невооруженным глазом.

Кто были эти двое людей в зеркале? Предполагается, что это художник, или что это вместо этого два свидетеля своего собственного брака. Можно только предполагать, что это также фигуры, которые присутствовали только в духе, такие как святые покровители или предки.

Апельсины, которые можно увидеть рядом с окном, являлись тонким символом богатства, потому что они не происходили из этого региона и должны были быть импортированы из более теплого климата. Только обеспеченные люди могли позволить себе апельсины во время создания этой картины.

Другими символами богатства были предметы одежды, которые носились. Они были длинными, покрытыми мехом и окрашены драгоценными пигментами. Насыщенные оттенки красного, синего и зеленого могли быть достигнуты только при помощи импортированных полудрагоценных камней и ценных минералов, измельченных и добавленных в краску, чтобы получить яркие цвета.

В заключение мы рассмотрим художественную подпись и люстру. "Свадьба Арнольфини" была создана в то время, когда не все художники подписывали свои произведения, но здесь ван Эйк изящно подписал свое имя под люстрой или над зеркалом. Он использует формальную каллиграфию и пишет "Ян ван Эйк был здесь", включая дату. Одна из причин, по которой он рассматривается как одна из фигур в зеркале, заключается в том, как это написано.

Также следует обратить внимание на святую Маргариту, которая изображена на заднем плане картины в виде небольшой статуэтки с драконами. Ее фигура находится на стойке кровати, хотя значение в сцене остается спорным и неоднозначно.

Особенностью картины является люстра, которая привлекает внимание своей интересной особенностью: только одна свеча горит, что указывает на всевидящий глаз Божий. Художник тщательно наблюдал законы перспективы, когда рисовал горящую свечу и детали на каждой изящной ветви люстры.

В этом произведении ещё есть так много других объектов и символов - кровать (которая относится к браку), метла (домашняя область), вишневое дерево, видимое через окно (либо в качестве символа весенней свадьбы, либо как указание на плодородие) и розарий (демонстрирующий святость брака).

Также расположение фигур имеет свою символику: женщина стоит наполовину ближе к внутренней области, которая считается её царством, в то время как Арнольфини стоит ближе к окну, так как его царство находится за пределами дома, в его бизнесе.