Дадаизм – это культурное и художественное движение, возникшее в начале XX века в Европе. Оно стремилось выразить протест против традиционных искусственных ценностей и вводить новые идеи о творчестве и роли художника в обществе.

Основными целями дадаизма было разрушение конвенций и идеалов, а также отказ от логики и смысла в искусстве. Художники этого направления использовали случайность, абсурдность и юмор как основные инструменты своего творчества.

Дадаисты создавали произведения искусства, которые часто вызывали шок и непонимание у зрителей. Они использовали различные формы искусства, включая живопись, литературу, скульптуру, фотографию и перформанс.

Некоторые из ведущих художников дадаизма включали Жана Арпа, Марселя Дюшана, Ганса Арпа, Марселя Дюшана, Ганса Арпа и Макса Эрнста. Каждый из них внес свой уникальный вклад в развитие этого искусственного движения.

Сегодня дадаизм остается значимым и для современного искусства. Его влияние можно найти в работах многих художников, а также в различных событиях и выставках, посвященных концепции дадаизма.

Первое большое антиискусство движение, дадаизм или дада, было восстанием против культуры и ценностей, которые привели к кровопролитию Первой мировой войны. Движение быстро превратилось в анархистскую форму авангардного искусства, целью которого было подорвать систему ценностей господствующей организации, допустившей войну, включая художественное учреждение, которое они считали неразрывно связанным с общественно-политическим статус-кво. Лидеры группы, которая восстала одновременно в Европе и Америке в 1916 году, были очень молодыми, начала двадцатых, и большинство из них "отошли на задворки" для оседания в нейтральных городах, таких как Нью-Йорк, Цюрих и Барселона.

Как антихудожественное движение, Дада использовало оскорбительные тактики, чтобы атаковать установленные традиции искусства, организовывая множество демонстраций и манифестов, а также проводя выставки абсурдного искусства, цель которых была шокировать и власти, и общественность. Центры публичных мероприятий Дада были обычно небольшими и уютными: зюрихский «Кабаре Вольтер», нью-йоркская «Галерея фотосекции» фотографа Альфреда Стиглица и берлинский «Клуб Дада».

Движение Дада было известно своим подходом к искусству, который отказывался от традиционных концепций искусства и протестовал против установленных норм и ожиданий. Они призывали к определенным принципам, таким как случайность, абсурдность и нестандартность, в своих творческих процессах и работах.

Движение Дада привлекало авангардных художников, писателей и других креативных личностей, которые разделяли их убеждения и стремились изменить традиционные представления об искусстве. Члены Дада активно участвовали в дебатах и организовывали мероприятия, чтобы продвигать свою идеологию и привлечь внимание к своим творениям.

Иронично, но Дада, несмотря на свои нигилистические черты, способствовал возникновению и усовершенствованию нескольких важных инноваций в изобразительном искусстве, включая коллаж и фотомонтаж, и оказал влияние на несколько последующих движений в современном искусстве, таких как сюрреализм и поп-арт, а также на современные стили искусства, такие как "Нуво Реализм", "Новый Дада", Флюксус и несколько художественных форм середины 20-го века, таких как инсталляция и перформанс.

Основание и начало Дада

Хотя дадаистские идеи появлялись уже на обеих сторонах Атлантика, самое имя "Дада" было придумано в Цюрихе в 1916 году. По словам писателя Ричарда Хюльзенбека, это слово было случайно выбрано им и художником-музыкантом Хуго Баллом из немецко-французского словаря.

Существующее слово, Дада, по сути является бессмысленным, оно означает "да-да" по-русски и "да-да" по-немецки, по крайней мере, в детской речи. Вместе с Жаном Арпом и румынским поэтом и демоническим активистом Тристаном Цара они также основали Кабаре Вольтер в Цюрихе - одно из первых центров мультикультурных дадаистских мероприятий и протестных выставок. Другими сторонниками цюрихского дадаизма были румынский скульптор Марсель Янко и немецкий художник и кинематографист Ганс Рихтер.

История движения Дада

Введение

Дада возникло во время Первой мировой войны, следуя за первым революционным художественным движением 20 века - кубизмом Пикассо и Брака. И нигилизм, вызванный войной, и революционный дух кубистического искусства были ключевыми факторами роста и привлекательности движения. Фактически первая спорная работа "Нагая спускающаяся по лестнице, № 2" (1912) Марселя Дюшана была кубо-футуристической работой, изображающей спуск механического акта. Она шокировала посетителей выставки Armory Show 1913 в Нью-Йорке, но быстро продалась вместе со всеми четырьмя его картиными работами на этой выставке.

Однако первым значительным дадаистским произведением Дюшама была его презентация «Готового» произведения (подписанного унитаза) под названием «Фонтан» на выставке Общества независимых художников в Париже в 1917 году. Комитет выставки заявил, что «Фонтан» не является искусством и отказался допускать его на выставку, что привело к возмущению среди дадаистов и заставило Дюшама выйти из состава независимых художников.

Примечание: В 2004 году 500 известных художников и историков искусства назвали произведение «Фонтан» «самым влиятельным произведением искусства 20 века».

Зюрихское дада-движение

Тристан Цара был движущей силой за дада в Цюрихе, поддерживаемой своим прихотливым приверженцем Фрэнсисом Пикабиа, недавно вернувшимся из Америки и Барселоны. Вместе Цара и Пикабиа объявили все более подрывное видение искусства и нигилистического представления о самой жизни. От 1917 до 1921 года они выпустили 8 выпусков журнала Дада, выходившего на немецком и французском языках. Однако с окончанием войны значимость Швейцарии как нейтрального пристанища уменьшилась. Ричард Хюльзенбек, один из основателей Дада, отправился в Берлин, Пикабиа уехал в Париж, и когда Цара последовал за ним в 1920 году, зюрихская фаза Дада окончательно закончилась.

Дада в Берлине

После Первой мировой войны дада-активисты разбросались по всей Европе и собрались преимущественно в Париже и Берлине.

Хульзенбек основал Клуб Дада в Берлине, членами которого были Йоханнес Баадер, Георг Гросс, Рауль Хаусманн и Ханна Хёх. Берлинские Дадаисты были сатиричными и высокополитическими: их цели были более строгими и точными, чем у других, и их главное оружие - журналы, в том числе "Клуб Дада" и "Дада". Берлинские художники Дада были известны своим использованием так называемых "готовых изделий", таких как фотомонтажи и ранние формы монтажа, а также своим увлечением техникой.

Дада в Кёльне

Другими важными центрами движения дадаизма в Германии были Кёльн и Ганновер. Кёльнская группа (1919-1920) была менее политизированной, но зато гораздо больше ориентированной на эстетику, хотя и насмехаясь над самим понятием эстетики. Жан Арп и Макс Эрнст были двумя ведущими художниками, которые привлекли международное внимание. Последний вместе с Джоном Хартфилдом использовал сатирические коллажные техники с популярным печатным материалом, изображающие гротеск и непонятное в стиле, заложившем основы парижского сюрреализма.

В мае 1920 года в Кёльне прошла одна из первых выставок дада: мероприятие во внутреннем дворе ресторана, вход в которое был через мужской туалет. Власти прекратили безучастное шоу в течение нескольких дней из-за подозрения в порнографической выставке. Однако выставка быстро возобновилась, когда оскорбительное произведение оказалось "Адам и Ева" Альбрехта Дюрера.

Дада в Ганновере: одноманное шоу Курта Швиттерса

Курт Швиттерс стремился вступить в берлинское движение дада в 1918 году, но был отклонен из-за своей безполитичности. После этого он основал свое собственное подобие движения под названием Мерц (от "Комерц"), создавая коллажи, рельефы и строения в Ганновере.

Уникальная и неискаженная приверженность Швиттерса идеям Дада привела к творческому периоду создания произведений искусства, выполненных из городского мусора и находок, которые оказали значительное влияние на последующие движения, такие как Джанк-арт, Ассамбляж и Арте Повера. В соответствии со стилем анти-военного искусства, оно было уничтожено в 1943 году во время альянсового бомбардировочного нападения.

Нью-йоркский Дада

Это направление движения Дада было основано Марселем Дюшаном, Маном Рэем и кубистическим художником Фрэнсисом Пикабией. Дюшан и Рэй также сотрудничали с Кэтрин Драйер для создания Социете Анониме, объединения, способствующего развитию и оценке современного искусства в Америке. Это объединение также предоставило путь к созданию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Еще одним нью-йоркским дадаистом был художник-предметник Мортон Шамберг.

Дадаизм в Париже

До 1921 года многие пионеры дадаизма, такие как Жан Арп, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Фрэнсис Пика?биа и Тристан Цара приехали в Париж, где они сошлись с некоторыми французскими поэтами, включая Андре Бретона и Луи Арагона. В результате парижский дадаизм стал известен своей театральностью, мультикультурностью, но не менее бескомпромиссными действиями.

Однако движение дадаизма оказалось неспособным удержать противоречивые идеи и личности своих членов. Особенно инновационный и любознательный Бретон столкнулся с нигилистическими художниками, такими как Цара и Пика?биа, и когда он покинул дадаизм, чтобы основать новое движение, известное как сюрреализм, за ним последовали многие дадаисты, и движение распалось.

Философия, стили и методы дадаизма

Философия дадаизма была преднамеренно негативной. Она была против эстаблишмента, против искусства, а даже против общества, бушуя против буржуазной цивилизации, которая способствовала государственной власти, что достигло своего апогея во время Первой мировой войны. В стремлении представить нигилистические идеи новыми способами, неискаженными буржуазной традицией изобразительного искусства, дада на самом деле создало ряд форм и техник экспериментального искусства, которые во многих отношениях способствовали развитию этой традиции. Это было не очевидно тогда, потому что дада-активисты начали организовывать серию кабаре-представлений, встречи, которые вызывали контроверзы и даже беспорядки в поддержку своей подрывной повестки.

Идея важнее самого произведения искусства

Многие дадаистские события имели много общего с «хаппенингами» и «артистическими выступлениями» 1960-х годов и демонстрировали основное принцип современного концептуализма, в котором «идея» за произведением искусства является важнее, чем само физическое произведение. Поэтому описание дада скорее как «позиции», чем движения.

К ранним известным дадаистическим произведениям искусства относятся портреты обезьян Пикассо, изображающие цезаннские, рембрандтовские и ренуаровские работы, а также картина Дюшана, изображающая картину Моны Лизы Леонардо с усами - L.H.O.O. - имя которой образовано из фонетической версии французского предложения "Elle a chaud au cul" - она горячая дупа.

Редимейды: Искусство можно создать из всего

Readymades Дюшана («Картины» из найденных предметов) демонстрируют дадаистскую концепцию, что искусство может быть создано из всего, даже из обыденных вещей. В 1914 году Дюшан создал своё первое «Ready made», когда выставил подставку для бутылок, а его самая известная работа - подписанное им унитазное чашка (Фонтан), которую он представил в 1917 году на большой парижской выставке. Эта дадаистская техника изъятия предметов из их обычного контекста и представления их как искусства была широко распространена среди последующих ассамбляжистов и поп-художников.

Одной из дополнительных техник дадаизма был фотомонтаж, особенно популярный среди дадаистов из Берлина, таких как Рауль Хаусман, которые использовали иллюстрации и рекламные объявления из популярных журналов. Дада-художники, совершенствуя кубистическую идею коллажа, использовали эти вырезки, чтобы создавать загадочные или примечательно несоответствующие сочетания изображений и букв. Величайшим художником-коллажистом дадаизма был Курт Швиттерс в Ганновере, чьи произведения были созданы из городских отходов, таких как мусор, проездные билеты, сладкие упаковки и прочие отбросы.

Известные дадаисты

Примечание: Многие из самых важных дадаистов впоследствии стали сюрреалистами.

Жан Арп: поэт и скульптор

Джан Арп, бывший студент Страсбургской школы прикладного искусства и Академии Юлиана в Париже, отправился в Мюнхен в 1912 году, где познакомился с Кандинским и показал ряд полуфигуративных экспрессионистических рисунков на второй выставке "Голубого всадника". В следующем году, в 1913 году, он выставил свои работы на первом осеннем салоне в Берлине. В 1914 году, под влиянием парижского авангарда, Арп представил свои первые абстрактные работы и бумажные коллажи, а также начал создавать плоские деревянные рельефы и композиции на холсте. В 1916 году он стал одним из пионеров зюрихского дадаизма, участвовал в выставке дада в Берлине в 1920 году и позднее поехал в Ганновер навестить Швиттерса.

Джан Арп был очень экспериментальным художником и занимался геометрической абстракцией и дадаистским стилем, а позже присоединился к сюрреалистическому движению.

Марсель Дюшан (1887-1968): художник авангарда

Марсель Дюшан был одним из самых радикальных художников Европы XX века и основателем Джанк-арт. Его первая выдающаяся, хотя и спорная работа была "Голый спускается по лестнице, №2" (1912), которая иллюстрировала стиль аналитического кубизма и предвосхитила будущие футуристические формы.

После освобождения от военной службы, он сбежал в Нью-Йорк, где его богохульный "Фонтан" и "LHOOQ" стали классическими работами дадаизма, также, как и его все более сложные "Readymades", включая "The Large Glass". Его репутация ведущего европейского современного художника заставила Пегги Гуггенхайм и других влиятельных покупателей полагаться на его советы при инвестициях в искусство. Он также познакомился с универсальным гением Маном Рэем и совместно с Анри-Пьером Роше и Беатрис Вуд из Нью-Йорка издал дадаистский журнал "The Blind Man".

В 1918 году Дюшамп попрощался с художественным миром и отправился в Буэнос-Айрес, где играл в шахматы на протяжении нескольких месяцев. В 1923 году он вернулся в Париж, но не принимал участие в движении Дада и не работал как художник на постоянной основе. Вместо этого он уделял время игре в шахматы и нескольким коллективным проектам, разделяя свое время между Францией и Америкой.

Макс Эрнст (1891-1976): художник, скульптор, график, поэт

Эрнст, пожизненный друг Жана Арпа, был продуктивным и высокоэкспериментальным художником, и после военной службы во время Первой мировой войны он стал одним из пионеров движения Дада, возглавив колонию в Кёльне. В период своего сюрреалистического творчества он известен как изобретатель техники фроттажа.

Рауль Хаусманн (1886-1971): художник, фотограф

Рауль Хаусман был одним из ведущих членов сатирического и высокополитического берлинского направления дадаизма, где в 1918 году он представил технику фотомонтажа - искусство склеивания и расположения фотографий или других образов на плоской поверхности, подобно украшенной коллажу. К концу движения дада Хаусман окончательно отказался от живописи в пользу фотографии.

Мэн Рэй (1890-1976): художник, фотограф

Эммануэль Радницкий, родившийся в Филадельфии и выросший в Нью-Йорке, впервые представил свои картины и рисунки на персональной выставке в 1915 году. В 1916 году он создал свою первую работу в стиле дада - ассамбляж, который назвал «Самопортретом». После знакомства с Марселем Дюшаном он основал американское отделение движения дада и стал одним из основателей группы для современного искусства, названной «Другими». В 1921 году, разочаровавшись в приеме идей дада среди жителей Нью-Йорка, он покинул Америку, чтобы жить и работать в Париже, где создал одно из своих самых известных дадаистских произведений искусства - «Неуничтожимый объект» (1923), метроном с фотографией глаза, прикрепленной к его щелкающей руке.

Также он осваивал искусство фотографии и быстро стал одним из самых востребованных фотографов в Европе. Когда движение дадаизма распалось, Рэй уже был активным сюрреалистом.

Фрэнсис Пикабия (1879-1953): художник, авангардист

Франсуа Мари Мартинес Пика|биа был эксцентричным и анархическим художником, одним из немногих авангардистов, который благодаря состоянию и положению своего отца - кубинского дипломата, был финансово независим. В 1911 году, после некоторого флирта с импрессионизмом и кубизмом, он присоединился к группе "Пюто" и "Золотого сечения" и подружился с Марселем Дюшаном и Гийомом Аполлинером. В группе также были кубисты Альбер Глейз, Роджер де Ла Френье, Фернан Леже и Жан Метценгер. В 1913 году Пика|биа поехал в Нью-Йорк, где его работы были включены в выставку "Артиллерийская выставка". Затем Альфред Стиглиц организовал для него персональную выставку в галерее 291.

В это время Пикасия начал создавать сатирично-механические картины, серию, которую он продолжал во время войны и провел большую часть времени в Барселоне, хотя и поддерживал контакт с дадаистами в Цюрихе. Благодаря своему привлечению к авангарду Цюриха, он запустил свой дада-журнал "391". После войны Пикасия стал полностью убежденным дадаистом: сначала в Цюрихе рядом с Тристаном Цара, затем в Париже. Однако его энтузиазм к его нигилистическому настрою, в конечном счете, ослаб, и когда он столкнулся с Цара и присоединился к движению сюрреализма, дадаизм распался.

Тристан Цара (1896-1963): активист авангарда

Тристан Цара (известный также как Самуэль Розеншток) был нигилистическим румынским поэтом и перформанс-художником, а также журналистом, драматургом, критиком и режиссером. Он стал одним из пионеров движения дада в Цюрихе, где его шоу в кабаре "Вольтер" и ресторане "Zunfthaus zur Waag", а также его произведения и манифесты были движущей силой экстремистского дадаизма.

В 1919 году Цара переехал в Париж, где вступил в редакцию журнала "Литератюр". К сожалению, его разгоряченный характер и непримиримый активизм привели к ряду конфликтов внутри движения дада, как во Франции, так и в Румынии. Хотя он никогда на самом деле не покидал дадаизм, так как оно рассыпалось, когда он был его частью, в конце концов он также оказался приверженцем сюрреализма.

Курт Швиттерс (1887-1948): коллажист

Разочаровывающий, поэтичный, романтичный эксцентрик Курт Швиттерс был одним из немногих чистотел в дадаизме. Он основал свою собственную ветвь дада в Ганновере, где использовал отходы, чтобы сделать понятным мир, который он считал политически, культурно и социально запутанным. Но у него не было политических взглядов, и почти все его работы были личными или автобиографическими. Хотя он создавал несколько высококачественных традиционных картин и скульптур, он никогда не отступал от своих авангардных дадаистских коллажей и бумажных конструкций.

Собрания

Посетите интересные коллекции дада в следующих местах:

  • Центр Жоржа Помпиду, Париж
  • Тейт Модерн, Лондон
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк
  • Художественный музей Филадельфии, Филадельфия

Понятие неодада

Стили и идеи дада оказали влияние на множество других движений 20-го века, включая сюрреализм, поп-арт и флюксус, а также несколько современных художественных форм, таких как ассембляж, инсталляция и перформанс. Можно также сказать, что они предвосхитили несколько ключевых концепций постмодернистского искусства. В 1950-х и 1960-х годах некоторые американские художники, такие как Роберт Раушенберг, Клейс Олденбург, Джаспер Джонс и Джим Дайн, даже использовали термин "неодада" для описания своих "антиэстетических" работ, использующих современные материалы, популярную иконографию и абсурдное содержание.