Ассамбляж - это художественный прием, который использовался в различных искусствоведческих направлениях. Основная идея этой техники заключается в создании произведения из различных предметов, фрагментов и материалов, которые ранее не имели другого искусственного смысла.

Интересно отметить, что ассамбляж как искусство имеет долгую историю и такие истоки, как коллаж и редуцирование. Впервые ассамбляж стал самостоятельным искусственным жанром в 20-м веке благодаря знаменитым художникам-коллажистам и представителям дадаизма.

Важным моментом в ассамбляже является использование найденных предметов и отходов в качестве основного материала. Это позволяет художнику придавать новый смысл обыденным и незначительным вещам. Произведение ассамбляжа может быть не только визуальным, но и многомерным, и тем самым вызывать у зрителя разные эмоции и ассоциации.

В современном искусстве ассамбляж имеет множество проявлений и техник. Некоторые художники создают абстрактные композиции, другие - реалистические скульптуры или инсталляции. Ассамбляж может быть сделан из дерева, металла, пластика, текстиля и других материалов.

Техника ассамбляжа даёт автору свободу для экспериментирования и самовыражения. Весь процесс создания ассамбляжа - от выбора материала до финального изображения - является творческим и уникальным приключением для художника. Это позволяет каждому художнику выразить свои эмоции и идеи через форму и содержание.

Ассембляж, ставший популярным в США в 1950-х и 1960-х годах благодаря художникам, таким как Роберт Раушенберг и Джим Дайн, является формой трехмерного изобразительного искусства. Композиции создаются из повседневных предметов, которые обычно называются "находками".

Термин "ассембляж" появился в ранние 1950-е годы, когда французский художник-наив Жан Дюбюфф назвал свои коллажи из бабочьих крыльев "ассембляжами д’эмпрент". Ассембляж, иногда также называемый коллажом или конструкцией, стал прологом к другим современным формам искусства, таким как поп-арт и инсталляции.

Истоки ассембляжа

Несмотря на свою постмодернистскую репутацию, композиции ассамбляжа 1950-х годов могут быть прослежены к синтетическо-кубистическим работам Жоржа Брака и Пабло Пикассо в начале 20-го века. В 1912 году Брак начал смешивать песок и опилки с краской, чтобы создать интересные текстуры. Пикассо пошел дальше и в своей картине "Натюрморт с плетеным стульчиком" ввел коллаж.

Эти произведения искусства были первыми, которые нарушили традиционное разделение между изобразительным искусством и скульптурой, расширяя плоскую поверхность изображения за счет интеграции трехмерных объектов.

Среди ранних примеров можно упомянуть скульптурные ассамбляжи итальянских футуристов Умберто Боччони и Филиппо Томмазо Маринетти, а также конструктивистские работы Владимира Татлина. Движения дадаизма и сюрреализма также экспериментировали с включением объектов природы и промышленности в свои картины. Марсель Дюшан, так называемый отец концептуального искусства, был еще одним инноватором в этой области.

Следует отметить, что пуристы настаивают на различии между двухмерной коллажной техникой и трехмерным искусством ассамбляжа. Однако основное отличие не является очевидным, поскольку определение является вопросом толкования и степени выраженности.

Современный ассамбляж

Значение вклада постмодернистских художников, таких как Роберт Раушенберг и Луиз Невельсон, заключается в композиции современных повседневных предметов, таких как ящики, старые туфли, детали машин и так далее. Согласно утверждению Уильяма Сайтца, куратора Музея современного искусства в Нью-Йорке, ассамбляжи определяются предварительно изготовленными, естественными или синтетическими материалами, не предназначенными для использования в традиционных художественных материалах. Движение было проиллюстрировано творчеством Роберта Раушенберга, чьи "Комбинации" использовали сборку больших физических объектов.

Можно сказать, что ценность ассамбляжа заключается между его концептуальным значением и его визуальными атрибутами. Вне контекста изобразительного искусства можно задаться вопросом: чего художник пытается достичь своим ассамбляжем и насколько эффективен его метод для этого?

Выставка "Искусство Ассамбляжа"

В 1961 году в музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке состоялась выставка под названием "Искусство Ассамбляжа". Помимо работ известных художников, таких как Пикассо, Брак и Курт Швиттерс, на выставке было представлено целое здание, заполненное предметами Objets Trouves, которое было разрушено союзническими бомбардировками в 1943 году.

Выставка также показала ассамбляжи американских художников, таких как Ман Рэй, Джозеф Корнелл и Роберт Раушенберг, а также менее известных ассамбляжных художников из Калифорнии, таких как Уоллес Берман, Брюс Коннер и Эдвард Кинхольц. Кроме того, были представлены работы авангардистских европейских художников, включая сжатые автомобили Цезара Балдаччини и Армана, а также представители французского движения Нового реализма, французской вариации поп-арт.

Влияние ассамбляжа