Жан Матейко был выдающимся польским художником, которого считают одним из величайших исторических живописцев.

Он родился 24 июня 1838 года в Кракове в семье небогатого баварца и польки.

С самого детства проявлял способности к рисованию и проявлял интерес к истории, поэтому в возрасте 14 лет он начал свое обучение в Школе изящных искусств в Кракове.

По окончании обучения он продолжил свои студенческие годы в Мюнхене, Париже и Вене, где погружался в историю европейских стран и знакомился с техниками живописи.

Но Жан Матейко всегда оставался верен своей родине и истории Польши.

Он создал множество потрясающих исторических полотен, отображающих важные события и личности польской истории, такие как "Битва под Грунвальдом" и "Конец третьего мая".

Его творчество принесло ему широкую популярность и признание как в Польше, так и за границей.

Матейко также активно участвовал в общественной деятельности, был членом академий и культурных организаций.

Он играл важную роль в сохранении польской культуры и исторической памяти.

Жан Матейко скончался 1 ноября 1893 года в Кракове, оставив нас с бесценным наследием своего искусства и великим вкладом в польскую художественную историю.

Ян Матейко родился в свободном городе Кракове, который был частью польской территории, аннексированной Австрией во время раздела Польши. Его отец, Францисек Ксаверий Матейко, был чехом из деревни Роуднице. Он работал репетитором и музыкальным учителем, сначала работал для семьи Водзицких, а затем переехал в Краков, где женился на польско-немецкой Йоанне Каролине Россберг. Ян был девятым из одиннадцати детей в семье. После смерти его матери в 1846 году Матейко и его братья и сестры были воспитаны его тетей Анной Замойской.

Биография Матейко

С самого начала Матейко проявил необычайный художественный талант, который позволил ему переходить с одной ступени на другую, несмотря на большие трудности в других предметах. Он не владел никакими иностранными языками и также плохо справлялся с польским родным языком. В результате публичные выступления, к которым он был обязан всю жизнь, могли быть для него трудными.

В юности он пережил Краковскую революцию 1846 года и осаду Кракова австрийцами в 1848 году, два события, которые поставили конец существованию свободного города Кракова. Его два старших брата служили под началом генерала Йозефа Бема, причем один из них погиб в сражениях.

Он посещал Санкт-Анна Обершуле, но из-за плохих результатов бросил учебу в 1851 году. Однако, благодаря своему необычному таланту, в 1852-1858 годах он учился в Высшей школе изящных искусств в Кракове у Войцеха Корнели Статтлера и Владислава Лущковского.

В то время он начал выставлять свои исторические картины на выставке Общества друзей изобразительного искусства.

После обучения у исторического художника Германа Аншуца в Мюнхене в 1859 году и краткого пребывания в Вене Матейко вернулся в Краков, где прожил оставшуюся жизнь и где с 1873 года многие годы был директором Академии изобразительных искусств.

Ян Матейко, автопортрет, 1892 год

Во время Январского восстания 1863 года, от которого он из-за своего плохого состояния здоровья не принимал участия, Матейко оказывал финансовую поддержку и доставлял оружие в лагерь повстанцев в Гошче. В 1864 году он женился на Теодоре Гебултовской, с которой у него было четверо детей: Беата, Елена, Тадеуш и Юрий. В том же году он стал членом Краковского научного общества.

В это время Матейко также начал завоевывать международное признание: в 1865 году его картина "Проповедь Схаргаша" получила золотую медаль на ежегодном парижском салоне. Позже она была куплена графом Маурицием Потоцким за 10 000 гульденов.

В 1867 году картина "Рейтан" выиграла золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Французские критики считали Матейко одним из выдающихся представителей исторической живописи в Европе. С помощью своей живописи он напомнил Европе о том, что разделение Польши сохраняется несмотря на политические обстоятельства.

Матейко умер в Кракове и был похоронен на краковском кладбище Раковицком.

Произведения Яна Матейко

Среди около 320 сохранившихся картины Матейко, одной из самых эмоциональных до сих пор является "Рейтан". Уже во времена ее создания о ней много говорили. "Рейтан". Падение Польши (1866) было одной из самых спорных картин своего времени. Она вызывала дискуссии и споры, часто копировалась, и ее композиция и значение до сих пор используются как символ важных идей и разногласий.

Эта картина изображает польского патриота Тадеуша Рейтана во время событий Сейма 1773 года, когда он пытался предотвратить разделение Польши между Россией, Австрией и Пруссией. Его попытка оказалась тщетной, и это изображено на картина Матейко: Рейтан лежит на полу, окруженный разграбленным имуществом и множеством отказавшихся помочь польских депутатов.

Эта картина является знакомым изображением польского патриотизма и смелости. Она подчеркивает борьбу и упадок Польши в то время, и поэтому является важной частью польской истории и культурного наследия.

Ян Матейко, Рейтан, 1866

Картина, законченная тогда еще 28-летним художником в ноябре 1866 года, была выставлена в том же месяце в Краковском научном обществе. Работа вызвала ожесточенные споры, так как обсуждение причин неудачи Январского восстания только что началось после его поражения. Художник, последовательно осуществляя свою художественно-идеологическую программу, объяснил, почему Польша потеряла свою независимость, и хотел выразить свою точку зрения по поводу этой дискуссии.

Секретарь Матейко Мариан Горжковский писал, что когда художник начал работу над картиной "Рейтан" (первоначальный заголовок картины был "Падение Польши"), его намерение заключалось в изменении "прошлого, низких моральных стандартов нашего общества и небрежности исполнения долга в семьях и правительственных офисах". Однако современники художника не поняли этого послания.

На этой картине Матейко представил свое собственное видение событий и людей, которые, по его мнению, несут ответственность за потерю свободы. Это вызвало массовую критику. Писатели и художники были среди многочисленных критиков художника, также как и его первый учитель в Краковской высшей школе изобразительных искусств Войцех Корнелий Штатлер, который, иронично заметил, что на холсте видны "много обуви, много штанов". Лучан Семенский говорил о "использовании исторического скандала". Самый сильный комментарий был сделан Йозефом Игнацием Крашевским, который заявил, что "нельзя бить мертвое тело своей матери". Отрицательные отзывы также поступили от потомков аристократов, изображенных на картине.

Возникли и другие обвинения. Кроме осуждения за пренебрежительное отношение к национальной истории, художник также был критикован за исторические неточности. Комментаторы утверждали, что Матейко не изображает падение Польши, а ее распродажу, и что он бросает тень на всю польскую знать, используя драматические события прошлого. Кто-то даже требовал уничтожить картину.

Несмотря на трудности, Ян Матейко представил свою картину на парижской выставке. После утверждения комитетом в Вене в апреле 1867 года "Рейтан" был выставлен в Париже на Всемирной выставке. Доклады в прессе указывают на то, что публика проявила большой интерес к этой картине. Зрители Всемирной выставки не были знакомы с событиями, изображенными на полотне, и просто оценили его как великое произведение искусства, в котором можно увидеть драматическую композицию, выразительные жесты и неповторимый почерк изображенных на нем персон. В конечном счете, жюри Всемирной выставки присудило "Рейтану" медаль первого класса.

Благодаря двум почитателям работ художника - Ромуальду Карпинскому из Венского национального банка и Рудольфу Айтельбергеру, австрийскому художественному критику, сам Кайзер признал Рейтана и приобрел его на королевскую коллекцию за пятьдесят тысяч франков.

После восстановления независимости Польши в 1920 году картина была приобретена Национальной художественной коллекцией в Варшаве. В то время большинство обвинений из прошлого уже были забыты, и произведение стало объектом общего интереса. Внимание, обращенное на картину, проявляется до сих пор в различных формах. Рейтан стал широко известен широкой публике благодаря репродукциям, которые активно печатались в прессе и учебниках.