"Сын человека" - это сюрреалистический автопортрет бельгийского художника Рене Магритта, созданный в 1964 году. Это одна из самых известных картин сюрреализма, которая одновременно проста и многозначительна, оставляя толкование зрителю.

В этой статье мы рассмотрим различные теории о значении живописи Магритта.

Магритт и сюрреализм

Хотя Магритт начал свою художественную карьеру с импрессионистических работ, он отличался прежде всего произведениями, вдохновляющими к размышлению в сюрреалистическом стиле. Работая рисовальщиком на фабрике обоев, он начал экспериментировать с сюрреализмом и создал свою первую сюрреалистическую работу. В 1927 году Магритт провел свою первую персональную выставку, которая, однако, была отклонена многими художественными критиками - вероятно, потому что его произведения были впереди своего времени.

Время Второй мировой войны повлекло за собой период, в котором Магритт разработал яркий стиль, полностью противоположный хаосу и разрушениям войны.

К концу войны Магритт отказался от импрессионистического стиля, что сигнализировало о начале его "картинной эпохи Ваш". В отличие от веселых и ярких картин, которые он создавал во время войны, эти произведения искусства были темными и провокационными, вдохновленными фовистами. Этот период его творчества называется "картинная эпоха Ваш", потому что на французском Vache означает корова. В переносном смысле этот термин также обозначает очень большую женщину или ленивого человека. Магритт изображал эту грубость в своем искусстве.

В 1948 году Магритт вернулся к сюрреализму, который он исследовал до Второй мировой войны. В этот период он достиг наибольшего коммерческого успеха, его творчеству было посвящено ряд ретроспектив.

Сын человека: описание и интерпретация

В 1963 году Магритт получил заказ на написание автопортрета, который впоследствии стал "Сыном Человека". Поскольку ему было трудно нарисовать автопортрет традиционным способом, он склонялся к сюрреалистическому стилю.

В "Сыне Человека" мы видим человека перед пейзажем побережья. Несмотря на облачное небо над ним, дневной свет подразумевается по легким теням на левой стороне человека. Одетый в пальто и с клетчатой шляпой на голове - шляпа часто встречается в работах Магритта и возможно указывает на его политические склонности к коммунизму - человек кажется неуместным в непринужденной обстановке.

С первого взгляда это почти не заметно, но при более тщательном рассмотрении видно, что левый локоть человека обращен наружу.

Символика яблока

Однако локоть - не самая сюрреалистическая часть изображения. Зеленое яблоко, частично скрывающее лицо мужчины, является центральным мотивом картины. Яблоко парит перед его лицом, отступая от законов гравитации, и заманивает зрителя представить, как может выглядеть лицо мужчины.

Есть интерес к тому, что скрыто и что невидимо для нас. Этот интерес может принимать форму конфликта, исследования тайн, скрытых за видимым, и невозможностью признать видимое как истину. В самых редких случаях очевидное наконец раскрывает истину.

Были предположения, что название картины может быть намеком на христианство, а зеленое яблоко - символом простого человека, поддавшегося искушению. В христианской мифологии яблоко - символ познания и греха, напоминая историю Адама и Евы, которые принимают яблоко от змеи в саду Едем.

Это также подразумевает, что произведение должно отражать анонимность современного бизнесмена и необходимость скрыть свою истинную личность. Тот факт, что яблоко скрывает лицо мужчины, означает, что он скрывает свою истинную сущность перед глазами общества. Он носит маску, чтобы скрыть свое эго, но именно эта маска видна всем наблюдателям, которые способны проникнуть за фасад и знать, какая игра играется.

Сын человека в популярной культуре

Сын человека - одно из самых известных произведений сюрреализма, что может объясняться множеством появлений в популярной культуре, которые случились только десятилетия спустя.

В 1970 году Норман Роквелл использовал яблоко Магритта в своей картине "Мистер Яблоко", но голова субъекта не закрыта, а замещена огромным красным яблоком. Данное изображение яблока Магритта также является вдохновением для Пола Маккартни при создании своей знаковой лейбл-компании Apple Records, которая впоследствии послужила названием компании Apple Computers Стива Джобса.

Более того, картина Магритта также почтена с уважением в некоторых телесериалах, таких как "Симпсоны", с использованием сюжетных ссылок.