Аналитический кубизм – это художественное направление, которое возникло в начале XX века как ответ на вызовы современности. Этот период характеризуется особыми чертами, которые делают его уникальным и значимым в истории искусства.

Аналитический кубизм основан на принципе разложения пространственных форм на элементы и их последующем аналитическом изучении. Художники этого направления стремились показать различные ракурсы, перспективы и фрагменты объектов одновременно, создавая таким образом многомерные и сложные композиции.

Одной из основных особенностей аналитического кубизма является монотонная цветовая гамма, состоящая в основном из серых, коричневых и черных оттенков. Это создает эффект глубины и позволяет сосредоточиться на форме и структуре объектов, а не на их цвете.

Аналитический кубизм прошел длительный путь развития, начиная с работ Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Впоследствии он стал влиятельным течением в европейском искусстве, оказывая значительное влияние на современную живопись и скульптуру.

Неоспоримое значение аналитического кубизма заключается в его вкладе в развитие абстракции и новаторского подхода к представлению объектов и пространства. Это направление изменило представление о современном искусстве и подготовило почву для последующих экспериментов и новых течений.

Понятие Аналитического кубизма описывает второй период кубистического художественного направления, являющийся развитием оригинального кубизма (также известного как прото-кубизм).

Аналитический кубизм считается очень структурированным и монохромным по сравнению с последующим периодом синтетического кубизма.

Под термином синтетического кубизма подразумевается период, который был быстро заменен исходными принципами аналитического кубизма.

Также, эта форма кубизма была значительно продвинута Пикассо и Браком.

Навигация по статье

Аналитический кубизм и его возникновение

Портрет Амбруаза Воллара (1909-1910) Пикассо открыл новую фазу кубизма, которая стала известна как аналитический кубизм.

В этой картине Пикассо разложил фигуру человека на ряд плоских, прозрачных и геометрических пластин, перекрывающихся и пересекающихся под разными углами.

Внезапно, все кубистические мотивы ранней живописи исчезли. Вместо этого основным элементом этого художественного направления становится плоскость или поверхность - небольшой плоский фрагмент, ограниченный прямыми или изогнутыми линиями, обычно расположенными в перекрывающихся видах.

Особенности аналитического кубизма

Аналитический кубизм был наиболее интеллектуальной и некомпромиссной фазой кубизма.

В этом стиле относительно твердая структура ранних картин Брака и Пикассо уступает место последовательному композиционному процессу, в котором формы изображенных объектов разбиваются на множество маленьких, непрозрачных и взаимно переплетенных слоев.

Грани этих слоев растворяются, так что их содержимое сливается вместе. Обычно формы в середине картины компактны и плотны, а к краям они становятся размытыми, как на картине "Девушка с мандолиной" (1910) Пикассо и "Мандора" (1909) Брака.

Заметка: Проще говоря, этот полуабстрактный аналитический кубистический подход можно сравнить с работой фотографа, который делает большое количество фотографий объекта с разных точек зрения и в разное время. Затем эти фотографии будут почти случайным образом нарезаны и перегруппированы на плоской поверхности, таким образом, что они перекрывают друг друга.

1. Аналитический кубизм отверг одной точки перспективу

С XV века флорентийские художники эпохи Возрождения, такие как Масаччо и Пьеро делла Франческа, владели искусством линейной перспективы. Их живопись основана на идее единой точки схода.

"Пикассо и Брак решили, что этот строгий оптический подход к искусству недостаточен, а в некоторых случаях даже недобросовестен, так как он не передает истину. Например, нельзя было рассмотреть объект сбоку или сзади, или в разное время суток."

Решением Пикассо и Брака стал аналитический кубизм - революционная идея, которая отказывалась от одной точки зрения и старалась показать объект с разных ракурсов и под разными условиями освещения.

Результатом этого творческого процесса является ментальное представление объекта. Это не оптическое изображение, воспроизводящее увиденное.

Аналитический кубизм был ранней формой интеллектуального экспериментирования с структурой изображения.

2. Подробно: Четвертое измерение в живописи

С 1909 по 1912 годы ввод и развитие так называемого концепта одновременности является революционной идеей кубизма.

Идея одновременности очень проста.

Формы в произведении Жана Мецингера "Чаепитие" разбиваются на большие грани или плоскости.

Но происходит еще что-то: в некоторых местах эти плоскости становятся прозрачными, чтобы раскрыть за ними расположенные другие плоскости. Они пересекаются и сливаются с этими другими плоскостями. Слева чашка для чая и блюдце разделены линией на две части, с одной стороны мы видим их фронтально, а с другой стороны сверху.

Теоретически, благодаря этому мы узнаем больше о чашке для чая, так как мы видим ее одновременно с двух точек зрения, что с помощью обычной перспективы невозможно.

Чашка Метзингера находит свое проявление в простом инструменте симультанности - одновременное обнаружение более чем одного аспекта объекта с целью передачи общей картинки. В случае чашки, этот процесс распознавания прост и понятен.

В другом месте на картине пересечение и объединение прозрачных слоев представляют собой более сложное применение этой же идеи. Левая половина головы создает профиль, если правая половина игнорируется или скрыта. В то же время, половина содержит вид всего лица.

Аргумент о том, что мы не получаем хороший профиль или портрет в соответствии с традиционными стандартами представления, неважен. Кубист не интересуется обычными нормами отображения. Это, как будто он ходит вокруг объектов, как будто рассматривает скульптуру со всех сторон. Трудность заключается в том, чтобы вместить все эти представления в двумерное произведение.

Это знаменитая "четвертая размерность" живописи. Веками художники ограничивались созданием иллюзии трехмерности на двумерной поверхности путем систематического искажения, известного как перспектива.

Третье измерение в живописи - это глубина картины через перспективу. Четвертое измерение - это движение в глубину (также называемое временем или пространством-временем) через одновременное изображение нескольких аспектов объекта. Для этого нового измерения необходимо новое систематическое искажение.

3. Значение структуры

Это подчеркивание структуры привело к тому, что цвета были сглажены, чтобы не отвлекать зрителя. Прототипическими аналитическими кубистическими картинами являются почти одноцветные, нарисованные в приглушенных коричневых или теплых серых тонах. Охра часто используется для площадей или граней, черный - для желаемых контуров, а белый - для акцентирования поверхности.