Одна из самых известных и загадочных картин Ренессанса - "Дама с горностаем" - была написана великим итальянским художником Леонардо да Винчи. Картина изображает женщину в потрясающе красивом платье с роскошным горностаем на плече.

Искусствоведы и историки до сих пор спорят об идентификации модели на картине. Некоторые считают, что это была муза художника Сесилия Галерани, а другие утверждают, что на портрете изображена сама жена Леонардо да Винчи.

Но на самом деле, история за этой картиной еще более интересна. Горностай, который находится на плече женщины, символизирует ее непоколебимую верность и защиту. Во многих произведениях искусства горностай ассоциируется с любовью, верностью и постоянством.

Дама с горностаем - не просто красивый портрет, это история о сильной и сдержанной женщине, которая готова бороться за свои идеалы и принципы. Такие женщины были типичными представительницами общества Ренессанса, которые не только обладали великой красотой, но и обладали умом и образованностью.

Картина "Дама с горностаем" является также примером технической совершенности Леонардо. Он владел идеальной перспективой, прекрасно воссоздавал естественное освещение и создавал неповторимую атмосферу в своих работах. Каждая деталь на этой картине была продумана до мельчайших деталей, что придает ей особую глубину и выразительность.

Обладательница горностая остается загадкой для нас до сих пор, но эта картина продолжает восхищать и вдохновлять людей много веков спустя. Она стала символом изящества, красоты и идеального портрета, который прекрасно передает внутренний мир и характер изображенной на нем женщины.

Портрет дамы с горностаем - одна из всего четырех женских картин Леонардо да Винчи, нарисованных им в жизни. Долгое время не было ясности, как следует интерпретировать эту даму, так как задний фон был сильно перекрашен.

Несколько лет назад удалось восстановить различные этапы работы Леонардо, так что сейчас мы согласны в том, кого изображает картина и как она изменилась на протяжении веков.

Дама с горностаем - описание

Личность дамы с горностаем

Это значимое произведение искусства Леонардо да Винчи изображает Чечилию Галлерани, родившуюся примерно в 1473 году и жившую до 1536 года. Молодая женщина была настолько талантлива в музыке и литературе, что присоединилась к Миланскому двору и там сочиняла стихи, которые, к сожалению, до нас не дошли.

В своё время её считали светочем итальянского языка, поэтому современники даже сравнивали её с известной поэтессой древней Греции Сапфо.

Своим необычайным талантом и красотой она также очаровала Людовико Сфорцу, герцога Милана.

Намёк на Людовико Сфорцу в Даме с горностаем

Леонардо да Винчи, Дама с горностаем, 1489/1490

Известный белый горностай на самом деле является отсылкой к Людовико, который в 1488 году был награжден орденом горностая королём Неаполя Фердинандом I. Именно поэтому его также называли белым горностаем.

Лудовико и Чечилия стали влюбленной парой, но из-за общественных обязательств он, вместо этого, в январе 1491 года, женился на Беатриче д'Эсте. В мае того же года Чечилия родила его сына Цезаря. Под принуждением своей жены, он попросил Чечилию покинуть двор и выдали ее замуж за Лудовико Карминати де 'Брамбилла.

Предполагается, что Чечилия унесла с собой портрет, написанный Леонардо да Винчи, при уходе с Миланского двора. Доказательством этого является письмо, которое Изабелла д'Эсте направила ей в 1498 году, в котором она просила "Даму с беличьим мехом" взаймы.

Темные времена картины

После смерти Чечилии портрет исчез на несколько столетий, прежде чем появиться в Польше около 1800 года. Польский князь Адам-Жерзи Чарторыский купил эту работу и подарил ее своей матери.

В Польше долгое время ошибочно считалось, что это изображение "Бель Ферроньер", знаменитой возлюбленной французского короля Франца I, как указывает надпись LA BELE FERONIERE / LEONARD D'AWINCI в левом верхнем углу.

Надпись едва заметна, но однозначно узнаваема.

Удивительное путешествие дамы с горностаем

Несмотря на явную ошибочность этой надписи, все же удивительно, что Дама с горностаем выжила столько лет - особенно учитывая ее сложное положение в XX веке. Дама с горностаем, которую везли из Польши в Германию и обратно во время немецкой оккупации, выдержала эту опустошительную войну практически без повреждений.

Картина, находившаяся в то время в Краевском музее Чарторийских в Кракове, была доставлена в Бодемский музей в Берлин после завоевания Германией в 1939 году. В 1940 году Ганс Франкордери выкупил эту работу обратно в свою резиденцию в Кракове (вместе с до сих пор пропавшим автопортретом Рафаэля). В 1944 году картина "Дама с горностаем" была забрана при побеге в Германию и была обнаружена американскими оккупационными войсками только после окончания войны.

Сегодня картина находится в Национальном музее Кракова в связи с реконструкцией Краевского музея Чарторийских.

Изображение: Бен / Фликр / CC BY-ND 2.0

Ретуширование и перекраски

Портрет дамы с горностаем является чрезмерно перекрашенным. К сожалению, оригинальный фон, вероятно, был перекрыт уже в 17 веке. Также платье Сесии под горностаем было ретушировано, а прозрачная вуаль, которую носила женщина, была перекрашена, чтобы соответствовать цвету ее волос. В результате сегодняшнее впечатление, что волосы женщины доходят до ее подбородка. Однако при рентгеновских исследованиях была обнаружена дверь на фоне первоначального сюжета.

У женщины есть еще одна тайна. Французский ученый Паскаль Котт провел три года изучая картину. В 2014 году было сделано заключение анализов, что Леонардо нарисовал эту работу не только в одной, но в трех явно отграниченных фазах.

Первая версия была простым портретом женщины без гермилина. Во второй попытке да Винчи наконец-то нарисовал маленькую серую гермилина на картина. В последней фазе животное превратилось в большого белого гермилина, как мы видим сегодня.

Техники Леонардо да Винчи

На этой картина да Винчи использовал ряд своих техник. Особенно заметной является техника сфумато, которую да Винчи часто использовал для создания особенно мягких оттенков кожи.