Каждый год сотни тысяч людей посещают "Лебединое озеро" Чайковского, возможно, самый популярный балет всех времен. Однако истоки балета насчитывают несколько веков до истории Зигфрида и Одетты. В то время как самые старые балеты, которые исполняются и по сей день, датируются XIX веком, хореографированные танцы, известные как балет, начали исполняться еще в итальянском Ренессансе.

Когда стиль распространился в Европе XVI века, танец превратился в искусство, которое в конечном итоге стало профессионализированным и усовершенствованным.

Изучив всю историю балета, можно узнать больше об этой изящной и мощной дисциплине, которая завоевала сердца детей и взрослых, и принесла талантливым танцорам мировую славу.Фердинандо Галли Бибьена, Бюне с балетом, между 1670 и 1743 годом,

История балета начинается с Балета Корта

Самые ранние балетные танцы были частью строго ритуально организованного дворового развлечения в Италии эпохи Ренессанса. Представления были хореографированными рутинами, которые представляли аристократы в своих дворцовых нарядах. Эти танцы были обычными на свадьбах среднего класса и знати, где зрители могли принять участие. Ранние танцы включали в себя мифологию и политическую символику.

Термин "балет" происходит от французского "ballet de cour", стилизованного представления, объединяющего в себе танец, театр и речь. Первое "ballet de cour" состоялось в 1573 году на французском дворе по инициативе итальянского происхождения королевы Франции Катерины Медичи, которая привнесла свою любовь к балету в соседнюю страну. В этом первом представлении выступали танцовщицы, символизирующие французские провинции.

Под покровительством королевы началась долгая история интереса королевской семьи к новому танцевальному стилю во Франции. "Ballet de cour" оставался важной частью королевского развлечения. Король Людовик XIV получил прозвище "Солнечный Король" благодаря своей роли Аполлона в постановке "Ballet de la Nuit" в 1653 году.

Генри де Жисси, Людовик XIV в «Балете ночи», 1653 год.

При правлении Солнечного короля балет стал более формальной дисциплиной. Королевская академия танца была основана в 1661 году, и хореографы начали стандартизировать ноты для хореографии.

Вы знали: Пять основных позиций ног в истории балета происходят из Франции конца 17 века.

История балета в 18 веке

В 18 веке балетные танцы можно было увидеть на многих европейских дворах. Профессиональные исполнители заменили аристократов, которые раньше танцевали вместе. Оперные театры постановляли оперы с балетом, но это было заменено серединой века, когда преобладали оркестровые сопровождения.

Вдохновленная восходящей романтикой во второй половине XVIII века, палитра персонажей, изображаемых танцорами, расширилась на аристократов, крестьян и других романтических, почти сказочных персонажей. Балет начал развиваться как форма изобразительного искусства, а не просто как театральное представление. Использование шагов и языка тела для выражения эмоций и взаимодействия стало решающим фактором.

Направление развития балета в конце XVIII века также связано с возникновением новой музыки, специально написанной для этого вида искусства. Балетные композиторы, такие как Жан-Анри де Нойе, Жюль Мазоль и Этьенн-Николя Мейербер, создали музыку, которая отражала эмоции и дух романтических идей.

Вместе с эстетическим развитием балета развивались и его технические аспекты. Танцоры начали использовать более сложные и элегантные движения, включая прыжки, вращения и подъемы. Это требовало от танцоров большой силы, гибкости и аккуратности в выполнении движений.

С течением времени балет стал все более популярным и привлекательным для зрителей. Сборища людей собирались, чтобы наблюдать за потрясающими представлениями балетных компаний и наслаждаться красотой и элегантностью движений танцоров. Балет стал одним из ключевых жанров театрального искусства, объединяющим музыку, хореографию и драматургию в одном произведении искусства.

Важнейшей фигурой в балете XVIII века был Жан-Жорж Новерр, которому в основном приписывается переход к повествовательному балету-действию. Французский танцор и хореограф опубликовал в 1760 году свои письма о искусстве танца и балете, в которых описывал балетный стиль, основанный на отношениях персонажей. Этот новый стиль черпал вдохновение из древнего искусства пантомимы, поэтому балет-действие также называли пантомимным балетом.

Самый известный балет Новерра "Китайские празднества" полностью посвящен эстетике рококо. На фоне роскошных декораций выступал тренированный балетный корпус. Парижская публика при его премьере в 1754 году восторженно отозвалась о балете.

Из-за представлений в театрах и оперных домах, балет стал доступен для публики вне королевского двора. Искусство и дальше оставалось преимущественно мужскими хореографами, но женщины также создавали произведения и выступали на сцене.

Мари Салле была одной из этих женщин. Известная как одна из первых танцовщиц, развивших по-настоящему эмоциональный стиль, она выступала в Парижской опере и Ковент-Гардене, прежде чем сосредоточиться на преподавательской деятельности.

Морис Квентен де ла Тур, Портрет Мари Салле, 1741

Её талант был настолько восхищен, что она всё еще в зрелом возрасте была посещена благородными людьми, чтобы выступать для них. В дополнение к своей танцевальной деятельности она хореографировала свои собственные балеты, в том числе один под названием Пигмалион, основанный на греческом мифе.

Романтический балет

XIX век стал рождением балетного стиля, который должен быть знаком современной аудитории.

Французская революция вызвала изменение направления: балет в первый раз оторвался от своих дворцовых корней. Юбки стали короче, и были разработаны мягкие балетки, позволяющие большей свободы движений. Техника на пальчиках была разработана профессиональными танцовщицами в первые десятилетия столетия.

В число ранних пионерок входили итальянские танцовщицы Амалия Бругноли и Мари Тальони, а также французская балерина Фанни Биас из Балета Парижской Оперы. В 19 веке балерина стала звездой дисциплины, которой ранее царили мужчины.

Стоит отметить, что именно эти женщины смогли пробиться в мужской мир балета и доказать, что и женщины могут быть выдающимися танцовщицами. Их талант, страсть и преданность искусству сделали их настоящими звездами и вдохновили многих других женщин стремиться к успеху в этой сфере.

Балет - это аккуратные и изящные движения, которые требуют физической силы и гибкости. Балерины проводят много времени в тренировочных залах, оттачивая свои навыки и придавая выразительность своим выступлениям.

Альфред Эдвард Шалон, Мари Тальони в "Зефире и Флоре", ок. 1831 года

Романтизм, пронизывающий все формы европейского искусства в 19 веке, также оказал влияние на балет. Многие произведения классического балета были написаны в это время и известны как романтические балеты. К ним относятся Ла Сильфид (1836) и Жизель (1841). Оба они и по сей день поставляются на сцене, хотя часто в новых интерпретациях хореографии.

Запомните: Мягкие движения, национальные персонажи и деревенские декорации были характерны для нового балета. Балерины носили длинные фатиновые туту и специально изготовленные пуанты для исполнения главных ролей.

Хотя балет и был привезен в Россию благодаря усилиям Петра Великого, общепринято считать, что расцвет русского балета произошел с прибытием французского хореографа Мариуса Петипа в конце 19 века.

Он жил в России и создал, среди прочего, знаменитые хореографии для спектаклей "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот", "Ла Баядерка" и "Коппелия". Эти балеты, которые и по сей день входят в число самых постановок, помогли установить выдающееся положение России в мире классического танца.

В конце 19 века балетные представления могли быть увидены людьми из всех социальных слоев по всему миру. Хотя не все танцоры и танцовщицы могли получить место в больших ансамблях, те, кто смогли это сделать, были почитаемы и могли сделать себе имя.

"Гран-па де шассересс" из акта I по хореографии Петипа, Санкт-Петербург, 1898 год.

С начала 20 века и до Первой мировой войны и большевистской революции в России произошло много событий. Русские танцоры из Санкт-Петербурга собрались в 1909 году под руководством Сергея Дягилева, чтобы выступить в Париже. Это выступление стало рождением знаменитой гастрольной компании, известной как "Балеты Руссов".

До 1929 года труппа выступала по всему миру - многие ее участники находились в изгнании после революции. Группа совершила два турне по Америке и даже выступала в Зеркальном зале Версаля, вернув тем самым балет на его родину. За два десятилетия своего существования компания сотрудничала с такими художниками, как Стравинский, Пикассо и Матисс. В художественном плане компания перенесла балет в 20 век.

Особенно впечатляюще зрители восприняли премьеру балета Весна священная с влиятельной хореографией польского хореографа Вацлава Нижинского и музыкой композитора Игоря Стравинского.

Работа Николая Рёриха "Le sacre du printemps" - это произведение сценического искусства, которое стоит особого внимания.

Николай Рерих создал сценографию для "Весны священной".

Большая стилистическая революция Джорджа Баланчина

Вторая половина XX века принесла новый стиль, известный как неоклассическое балета (аналогично понятию в искусстве). Джордж Баланчин, молодой русский танцор, обучавшийся в Императорской балетной школе в Санкт-Петербурге, стал одной из важнейших фигур современного балета. С ним началась одна из самых существенных стилистических революций в истории балета.

Молодой танцор с классическим образованием в 1924 году бежал из Советской России и присоединился к Балету Русских в Париже в качестве хореографа. В Париже в 1928 году было впервые показано его произведение "Аполлон", которое сегодня считается первым неоклассическим балетом. Его упрощенная эстетика и хореография, основанная на музыке, а не на истории, были чрезвычайно инновационными.

В 1933 году Баланчин переехал в Соединенные Штаты. Он основал Школу американского балета в 1934 году и Нью-Йоркский городской балет в 1948 году. Современная американская балетная традиция сильно повлияла на Баланчина и его современные авангардные хореографии, которые оценили ранее пренебрегаемых мужских танцоров. Легендарные мужские танцоры середины века поныне поклоняются, такие как Рудольф Нуреев и Михаил Барышников.

Современный балет

В настоящее время многие классические балеты по-прежнему пользуются огромной популярностью у публики. Однако современный балет выходит за рамки работы хореографов 19 и 20 веков. Отталкиваясь от рассказовых, эмоциональных композиций Баланчина и других неоклассических художников, современный балет сталкивается с границами.

Например, в области костюмов используются современные тренды, отсутствуют туфли для балета, или производятся сложные спецэффекты, синхронизированные с движениями танцоров.

Молодые хореографы также появляются и вносят классическое обучение и атлетичность в современный танец. Балет растет и развивается. Даже есть форма под названием "хиплет", которая объединяет элементы балета с хип-хопом.

История балета постоянно меняется под влиянием креативности и спортивности современных танцовщиц и танцовщиков.

Эдгар Дега, Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица, 1880 год