Термин "абстрактное искусство" - также известное как "безпредметное искусство", "не предметное" или "геометрическая абстракция" - представляет собой довольно неопределенное понятие, описывающее любую живопись или скульптуру, не изображающую узнаваемые объекты или сцены.

Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса относительно определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что такого вообще не существует, в то время как некоторые художественные критики считают, что каждое искусство абстрактно - ведь, например, каждая живопись является лишь грубым обобщением (абстракцией) того, что видит художник.

Некоторые известные искусствоведы иногда не могут согласиться на то, должна ли картина быть названа «абстрактной», например серия «Кувшинок» Клода Моне (1840-1926). Кроме того, существует постепенная шкала абстракции: от натуралистической до полностью абстрактной.

Несмотря на то, что теория достаточно ясно указывает на то, что абстрактное искусство оторвано от реальности, задача разделения абстрактного и не-абстрактного искусства может быть проблематичной.

Основная идея абстрактного искусства

Основная премисса абстракции заключается в том, что формальные качества картины (или скульптуры) так же важны, если не более, чем ее предметные качества.

Давайте начнем с очень простого представления. Картинка может быть очень плохим рисунком человека, но если цвета очень красивые, она всё равно может показаться нам красивой картинкой. Это показывает, как формальное качество (цвет) может превосходить предметные свойства (рисунок).

С другой стороны, фотореалистическая картина таунхауса может проявлять высокую степень натурализма, но предмет, цветовая гамма и общая композиция могут быть полностью скучными.

Философское обоснование оценки ценности формальных качеств произведения искусства вытекает из высказывания Платона:

"Прямые линии и окружности не только красивы, но и вечны и абсолютно красивы."

В основном Платон считает, что неестественные мотивы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, изображение может быть оценено только из-за своих линий и цвета - оно не обязано изображать естественный объект или сцену.

Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Дени пришел к той же идее, когда написал: «Помните, что изображение в основном является плоским полотном, покрытым красками, составленными в определенном порядке».

Абстрактное искусство: шесть основных типов

Чтобы упростить вещи, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:

  • Изогнутый, линейный
  • Цветовой или световой
  • Геометрический
  • Эмоциональный или интуитивный
  • Жестовый
  • Минималистичная

Некоторые из этих типов менее абстрактные, чем другие, но все они имеют дело с разделением искусства и реальности.

Абстрактное искусство с изгибами

Такой вид абстракции сильно связан с кельтским искусством, которое использовало ряд абстрактных мотивов, включая узлы и спирали. Эти мотивы были не уникальными только для кельтов - многие другие древние культуры использовали эти дизайны сотни лет: например, резьбу по камню с спиралями в неолитической гробнице Ньюгрейндж в Ирландии, которая появилась около 2000 лет до появления кельтов. Однако можно справедливо утверждать, что кельтские художники вдохнули новую жизнь в эти узоры, делая их намного более сложными и требовательными.

Эти узоры появились позже как декоративные элементы в ранних иллюминированных рукописях (около 600-1000 гг. н.э.). Во время кельтского возрождения в 19 веке и влиятельного движения модерна в 20 веке криволинейная абстракция вернулась: прежде всего в обложках книг, текстильных и обоевых дизайнах. Этот вид абстракции также иллюстрируется "бесконечным узором", распространенным чертой исламского искусства.

Абстрактное искусство, связанное с цветом или светом

Примером этого типа являются произведения Тернера и Моне, которые используют цвет таким образом, что отрывают художественное произведение от реальности, когда объект растворяется в вихре пигмента. Примеры таких произведений - последняя серия картины Сезонные цветы с. М, Подкова Поля Серюзье (1864-1927) и несколько произведений фовистов Генри Матисса (1869-1954).

Некоторые экспрессионистические картины Кандинского, созданные им во времена "Голубого всадника", очень близки к абстракции, также как "Олень в лесу II" коллеги Франца Марка (1880-1916).

Чешский художник Франк Купка (1871-1957) создал несколько из первых красочных абстрактных картин, которые повлияли на Робера Делоне (1885-1941), который также полагался на цвет в своем кубофутуристическом стиле орфизма.

Абстракция на основе цвета впервые появилась в конце 1940-х и начале 1950-х годов в виде живописи цветовых полей, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70) в рамках абстрактного экспрессионизма. В 1950-х годах во Франции возникла параллельная форма абстракционистской живописи, известная как Лирическая абстракция.

Геометрическая абстракция

Такой вид интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранняя примитивная форма кубизма была особенно аналитическим кубизмом - который отвергал линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины на полотне, чтобы сосредоточиться на его двухмерных аспектах.

Геометрическая абстракция также известна как конкретное искусство или необъективное искусство. Как и следовало ожидать, она характеризуется натуральным языком изображения, обычно геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и так далее. В некотором смысле - не содержащая никакого отношения к естественному миру или связи с ним - она является самой чистой формой абстракции. Можно сказать, что конкретное искусство относится к абстракции так же, как веганство относится к вегетарианству.

Великие художники воплощают геометрическую абстракцию в своих произведениях. Знаменитый Черный круг Казимира Малевича (1878-1935) наполнен глубоким смыслом и символикой. Картина "Бродвейский буги-вуги" Пита Мондриана (1872-1944) олицетворяет красоту и динамику городской жизни. Тео ван Дозбург (1883-1931) создал произведение "Композиция", которое вызывает смешанные эмоции и задает много вопросов.

Эмоциональное или интуитивное искусство абстракции

Этот тип интуитивного искусства объединяет разнообразные стили, имеющие общую тему в виде натуралистической тенденции. Натурализм выражается в формах и цветах, используемых в данном искусстве. В отличие от геометрической абстракции, почти враждебной к природе, интуитивная абстракция часто напоминает природу, но в менее представительной форме.

Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются:

  • Органическая абстракция
  • Сюрреализм

Самым известным художником, специализирующимся на этом типе искусства, был родившийся в России Марк Ротко. Другими примерами являются картины Кандинского, такие как Композиция №4 и Композиция VII; Тарелка, Вилка и Пупошка от Жана Арпа и Женщина от Жоана Миро.

В скульптуре этот вид абстракции иллюстрируется на примере скульптур "Поцелуй" Константина Бранкуси, "Мать и ребенок" Барбары Хепворт, "Гигантская семянка" Жана Арпа и "Три стоящие фигуры" Генри Мура.

Жестовое абстрактное искусство

Это является одним из видов абстрактного экспрессионизма, где процесс создания картины становится важнее, чем обычно. Цвет может быть нанесен в необычной форме, мазок кисти часто бывает расслабленным и быстрым.

Известными американскими представителями жестового искусства являются Джексон Поллок, создатель акционизма, и его жена Ли Краснер, а также Виллем де Кунинг, известный своей серией работ "Женщина". В Европе этот жанр представлен как ташизмом, так и группой Кобра.

Минималистическое абстрактное искусство

Этот тип абстракции ориентирован на основные элементы искусства, исключая все внешние связи и ассоциации. Это именно то, что ты видишь, ничего больше и ничего меньше. Часто она принимает геометрическую форму и доминирует скульпторами, хотя некоторые великолепные художники также использовали эту форму абстракции.

Происхождение и история

Абстрактная живопись на камнях эпохи каменного века

По современным данным, абстрактное искусство началось примерно 70 000 лет назад с праисторических гравюр: двух камней, найденных в пещере Бломбос в Южной Африке, вырезанных с абстрактными геометрическими узорами. Затем появились абстрактные красные-окровавленные точки и руководства по рукописи, найденные среди рисунков в пещере Эль-Кастильо, датированные примерно 39 000 годом до нашей эры, а также острие неандертальцев в пещере Горхем и изображение, похожее на булавку, среди рисунков в пещере Альтамира, примерно 34 000 годом до нашей эры.

От академического реализма к абстракции

До конца XIX века большинство живописи и скульптуры следовали традиционным принципам классического реализма, как они были преподаваемы в ведущих академиях Европы. Эти принципы предусматривали, что первоначальная задача искусства состояла в создании узнаваемой сцены или объекта. Независимо от стиля или средства изображения, произведение искусства должно было имитировать или представлять внешнюю реальность.

В последней четверти 19-го века все начало меняться. Импрессионизм доказал, что строгий академический стиль натуралистической живописи больше не был единственным аутентичным способом создания картины. Затем, в период с 1900 по 1930 годы, разработки в других областях современного искусства предоставили дополнительные техники, которые использовались в поисках абстракции.

Художники все больше отдаляются от реальности

Первым из великих современных художественных направлений, который подрывал академический стиль классического реализма, был импрессионизм (ок. 1870-1880 гг.), чьи цвета часто были чрезвычайно неестественными, хотя их искусство явно произошло от реального мира, даже если последняя работа Клода Моне, картина "Подсолнухи", больше напоминала искусство абстракции. Возникновение абстрактного искусства также было повлияно движением стиля модерн.

Кандинский, экспрессионизм и фовизм

С применением цвета и формы, чтобы взволновать зрителя, была огромная важность для развития абстрактного искусства. Импрессионизм, включая варианты пуантилизма и пост-импрессионизма, уже обратил внимание на силу цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его основой живописи.

Кандинский был уверен в эмоциональных свойствах формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. У него даже было аномальное цветовое восприятие, которое он мог и слышать, и видеть - это состояние называется синестезией. Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, а должна достигать тех частей мозга, которые активизируются при прослушивании музыки.

Однако он предупреждал, что серьезное искусство не должно руководствоваться желанием абстрагироваться, чтобы превратиться в простую декорацию. Большинство немецких экспрессионистов не были абстрактными художниками, но их живое варьирование цвета - вместе с теоретическими письмами Кандинского - привлекало других художников, ориентированных скорее на абстракцию, к силе цвета.

Параллельный парижский авангардный стиль фовизма (1905-1908) лишь подчеркивал влияние цвета с помощью работ Анри Матисса.

Кубизм отвергает перспективу и глубину изображения

Кубизм был реакцией на декоративную красоту импрессионизма. Пикассо и Жорж Брак развивали этот новый стиль поэтапно:

  • Сначала появился прототипический кубизм (например, "Авиньонские девушки")
  • Затем появился аналитический кубизм
  • И наконец, появился синтетический кубизм, который был более ориентирован на коллаж

Их основной идеей было отказаться от привлекательного, но тривиального искусства импрессионизма в пользу более интеллектуальной формы искусства, которая исследует новые методы изображения реальности.

Они особенно отвергли академический метод визуального представления реальности через использование линейной перспективы для создания обычного трехмерного эффекта в картинах. Вместо этого они оставили все на двумерной плоскости, на которой разработали разные точки зрения одного и того же объекта: процесс, похожий на фотографирование объекта с разных углов, а затем обрезание фотографий и приклеивание их на плоскую поверхность.

Использование плоской поверхности для изображения трехмерной реальности повергло искусство в основания. Хотя большая часть кубистических произведений всё еще были производными от объектов или сцен в реальном мире и поэтому не могли быть полностью абстрактными, отказ от традиционной перспективы полностью подорвал натурализм в искусстве и открыл двери в мир чистой абстракции.

Итальянское движение футуризма, основанное Маринетти и воплощенное Джино Северини и Джакомо Балла (1909-1913 годы), также было под влиянием кубизма и вдохновило множество художников своим акцентом на движение и технику. В скульптуре футуризм оказал наибольшее влияние на развитие кинетического искусства.

Супрематизм и де Стиль представляют новые геометрические формы

Традиционная живопись и скульптура изобразительного искусства опираются на формы из реального мира, примеров которых бесчисленное множество. Абстрактные художники, напротив, вынуждены полагаться на неестественные формы. Таким образом, абстрактное искусство, как правило, занимается созданием различных геометрических форм. Размер и характер этих форм, их взаимное соотношение, а также используемые в произведении цвета становятся определяющими мотивами абстракции.

Русский супрематизм

Русский супрематизм, получивший свое имя от своего лидера Казимира Малевича из-за его утверждения о превосходстве в искусстве передачи ощущений, появился в 1915 году. Без сомнения, он был повлиян Кандинским, который уже начал создавать серию конкретных произведений искусства. Малевич создал целую серию выдающихся авангардных абстрактных картин - прямоугольные блоки простых цветов на белом фоне -, которые опережали свое время на десятилетия. Он считал их наследниками традиционных икон православной церкви в плоском византийском стиле древности.

В 1927 году его супрематистская теория была опубликована в книге под названием "Безпредметный мир". Любовь Попова, наряду с Александром Родченко, была одним из основателей русского конструктивизма, который являлся важной составляющей супрематизма.

De Stijl

Де Стейл – название голландского журнала по дизайну и эстетике, а также авангардного художественного направления, основанного и возглавляемого Тео ван Дюссельдорпом. Один из главных представителей этого направления – Пит Мондриан (1872-1944), известный своей серией простых прямоугольных решеток, в которых применяются только черный, белый и основные цвета – стиль, которому он дал название "неопластицизм". Как один из самых влиятельных пионеров конкретного искусства, он разработал свой точный геометрический стиль как противоположность эмоциональному хаосу и неопределенности первой половины XX века.

Ван Дезберг был менее догматичным и внес ввод в более спокойную форму неопластизма, называемую элементаризмом. Он также в 1930 году придумал термин "конкретное искусство". К сожалению, он умер в 1931 году, но его идеи продолжили развивать не только ученики школы дизайна Баухаус, но и группа "Абстракция-Творчество", возглавляемая бельгийским художником Жоржем Вантонгерлоо и французскими художниками Жаном Элионом и Огюсть Эрбеном.

Сюрреалистическая и органическая абстракция

Параллельно с развитием геометрического конкретизма в 1920-х и 1930-х годах представители сюрреализма начали создавать ряд фантастических, почти натуралистических картин. Ведущими представителями этого стиля были Жан Арп и Жоан Миро, оба из которых не полагались на технику автоматизма.

Их сюрреалистический коллега Сальвадор Дали также создал несколько удивительных картины, таких как "Непрерывность памяти". Жан Арп также был активным скульптором, специализирующимся на органической абстракции.

Ряд европейских абстрактных художников позднее нашли убежище в Америке, где они столкнулись и оказали влияние на новое поколение местных абстрактных художников. Среди влиятельных эмигрантов были художники, такие как Ханс Хофман, Макс Эрнст и Ив Танжи.

Абстрактный экспрессионизм – больше цвета, меньше геометрии

Абстрактный экспрессионизм – искусство, которое основано на свободной и эмоциональной экспрессии художника. Оно позволяет ему выразить свои чувства и мысли через яркие цвета и абстрактные формы, отвлекаясь от строгости геометрических структур.

В отличие от других художественных стилей, абстрактный экспрессионизм не стремится к точному изображению реальности. Он уделяет большое внимание экспрессивности, используя различные техники нанесения краски и создания текстур на холсте.

Основными представителями абстрактного экспрессионизма были Марк Ротко, Пол Кли, Франц Клайн и другие. Они создали яркие и эмоциональные произведения искусства, которые оставили глубокий след в истории живописи.

Абстрактный экспрессионизм продолжает влиять на современное искусство и воспринимается по-разному каждым зрителем. Возможно, именно его свобода и неограниченность вызывают такую широкую реакцию и интерес.

В то время как европейские художники послевоенного периода продолжали проявлять интерес к абстрактному искусству через парижскую художественную сцену, центр современного искусства в 1945 году переехал в Нью-Йорк, где авангард представлялся Нью-Йоркской школой абстрактного экспрессионизма. После Великой депрессии и Второй мировой войны этим движением, никогда не имевшим связанной программы, руководили Джексон Поллок, Марк Ротко, Виллем де Кунинг и Клиффорд Стилл. Следующее поколение абстрактно-экспрессионистских художников включало в себя художников, таких как Роберт Мазервелл.

Абстрактное экспрессионистское искусство остается неопределенным понятием, которое часто путает художников, которые на самом деле не являются ни абстрактными, ни экспрессионистскими. Абстрактный экспрессионизм описывает форму абстрактного искусства, в котором цвет имеет приоритет перед формой. Ранние работы в этом стиле часто заполняли крупноформатные картины, размеры которых были специально задуманы, чтобы ошеломлять зрителей и переносить их в другой мир. Взаимодействие экспрессионистов с визуальными эффектами, особенно с влиянием цвета, отражало их главную цель: включение и изучение основных человеческих эмоций. Таким образом, абстрактное экспрессионистское произведение искусства лучше всего ощущается интуитивно, а не понимается.

Необходимо отметить, что это было широкое движение, включающее различные стили, в том числе произведения, которые были либо полуабстрактными, либо не абстрактными, а также работы, отличающиеся особенным слоистым нанесением краски, например, полотна Джексона Поллока "дрин картина" или "фарбфилдмалереи" Марка Ротко.

Как следует воспринимать абстрактное искусство

Так как оценить и понять абстрактное искусство в действительности?
Важно осознать, что существуют разные пути приблизиться и критиковать искусство, когда вы пытаетесь понять абстракцию. Легко оценить Ван Гога или Рембрандта, так как уровень мастерства явно виден. Однако для оценки абстракции наш фокус не должен быть насколько реалистично художник нарисовал что-то или кого-то, а скорее насколько успешным является произведение искусства во внушении эмоций.

Абстрактное искусство можно понимать и в отношении отдельных элементов: цвета, формы, линии, текстуры, пространства, значения и т.д. Навыки абстрактного художника заключаются в его способности использовать цвета и текстуры в их наилучшей визуальной силе и создавать из этих элементов композицию.

Вот несколько вещей, на которые следует обратить внимание при рассмотрении абстрактного искусства:

  • Не смотрите на часы. Однако нет необходимости стоять перед абстрактным произведением искусства часами, чтобы действительно понять его. Смотрите на него столько, сколько хотите, и столько, сколько оно вас захватывает.
  • Каждому из нас известно, что искусство - это субъективное понятие, и иногда бывают произведения, с которыми мы не можем идентифицироваться, особенно когда речь идет об абстрактном искусстве. Но это не значит, что такой работы мог бы нарисовать ребенок.
  • Не оскорбляйте воображение художника. Вместо этого задумайтесь, что именно вызывает у вас такое чувство, когда вы не можете понять произведение искусства.
  • Не обращай внимания на название. Абстрактные картины часто имеют очень неясное название, например, "Номер 4". Не позволяй этому беспокоить тебя. Большинство художников специально не дают ясные названия, потому что хотят, чтобы ты взаимодействовал с искусством и сам находил его значение. Однако не полностью игнорируй название; иногда они могут быть очень полезными для стимуляции твоей фантазии.
  • Просто позволь картине сказать тебе что-то. Освободи свой разум от всех других мыслей, дай ему немного времени и просто позволь картине передать свою эмоцию. Обрати внимание на цвета и текстуры. Что ты чувствуешь, какое впечатление это производит на тебя? Джексон Поллок говорил: "Абстрактное искусство абстрактно. Оно ставит перед тобой вопросы". Позволь картине задать вопросы, а не наоборот.
  • Не заморачивайся на том, чтобы при просмотре произведения искусства что-то чувствовать. Необязательно, чтобы абстрактная картина имела какую-то содержательную сторону, и необязательно, чтобы ты мог почувствовать каждую отдельную эмоцию, которую она должна передавать. Если она для тебя ничего не значит, то так и есть.
  • Не задавай все вопросы сразу. Слишком много размышлять о том, что означает картина, может быть неприятным или утомительным. Вместо этого сосредоточься на том, как тебе это произведение приносит чувства и какие эмоции оно тебе приносит. Подумай о том, как могли повлиять на создание картины фон или ситуация художника. Попробуй работать с тем, что знаешь, вместо того, чтобы всё подвергать сомнению.
  • Не забывайте, что абстракция необязательно должна иметь смысл. В то время как сохранение значения произведения искусства вызывает мимолетное чувство победы, погружение в его тайну приносит гораздо больше радости на протяжении долгого времени.