Бегство De Stijl, исходящее из Нидерландов, стояло на стороне абстрактной, упрощенной эстетики, ориентированной на визуальные основные элементы, такие как геометрические формы и основные цвета. Частично являясь реакцией на декоративные эксцессы ар-деко, упрощенное качество искусства De Stijl было понято его создателями как универсальный язык изображения современности, времени нового духовного мирового порядка.

Под руководством художников Тео ван Дюзбурга и Пита Мондриана художники De Stijl перенесли свой стиль во множество средств живописи и прикладного искусства. Члены объединения распространяли свои инновационные идеи через одноименный журнал и стремились к ничему иному, как к идеальному сочетанию формы и функции, делая De Stijl конечным стилем.

С этой целью художники из группы De Stijl обратились не только к изобразительным искусствам, таким как живопись и скульптура, но и к практически всем другим видам искусства, включая промышленный дизайн, типографию, литературу и даже музыку.

Влияние движения De Stijl, пожалуй, было наиболее заметно в архитектуре и привело к появлению Международного стиля в 1920-х и 1930-х годах.

Резюме: De Stijl вкратце

Начало движения

Первый номер De Stijl

В 1917 году Тео ван Дезбург основал журнал современного искусства "De Stijl", чтобы привлечь единомышленников-художников для формирования нового художественного коллектива, который объединял обширное понимание искусства, определяемое утопическими идеалами духовной гармонии.

Журнал стал основой будущего движения De Stijl.

С помощью визуальных элементов кубизма и супрематизма, анти-сентиментализма дадаизма и мистической идеологии, которая артикулировала концепцию "идеальных" геометрических форм, представители De Stijl стремились быть не просто изобразительными художниками, а гораздо больше.

В основе De Stijl лежало понимание, что оно могло объединить разнообразные художественные влияния и средства выражения.

Одной из целей было разработать новую эстетику, которая применялась бы не только в изобразительном и прикладном искусстве, но и в различных других видов искусства.

Эстетика и визия De Stijl были сформулированы как всесторонний ответ на беспрецедентное разорение Первой мировой войны, члены движения искали средство выражения чувства порядка и гармонии в новом обществе, которое должно было возникнуть после войны.

Концепции и стили

Чистая геометрическая абстракция и язык образов De Stijl

Периодика "De Stijl" была первым журналом, посвященным абстракции в искусстве. В то время художники этого движения не были первыми, кто занимался абстрактным искусством; ранее это делали другие художники, особенно Василий Кандинский, Казимир Малевич и Ганс Арп, которые создавали абстрактное искусство, часто включавшее геометрические формы.

Эти мотивы стали основными элементами композиций, которые избегали симметрии и стремились к сбалансированному соотношению поверхностей и распределения цветов.

Мондриан объяснил неопластицизм в изобразительном искусстве так: "Как чистое выражение человеческого разума, искусство будет выражаться в эстетически очищенной, то есть абстрактной форме. Новая пластическая идея не может принимать форму естественного или конкретного изображения".

Неопластицизм

Неопластичесм или неопластицизм относится к стилю живописи и идеям, разработанным Пьет Мондрианом в 1917 году и продвигаемым Де Стиллем. Термин означает "новое пластическое искусство" или просто "новое оформление" и воплощает видение Мондриана об идеальной абстрактной форме искусства, которая, по его мнению, соответствует современности.

Эссе Мондриана "Неопластицизм в живописи", в котором он изложил принципы концепции, было опубликовано в 1917-1918 годах в двенадцати выпусках журнала. Мондриан описывал неопластицизм как редукционистский подход к производству искусства, заменяющий традиционные элементы искусства и использующий только основные цвета и линии.

Мондриан был убежден, что принципы неопластицизма должны быть перенесены средствами живописи на другие виды искусства, включая архитектуру и дизайн, поскольку они являются основой для трансформации человеческой окружающей среды, которую преследуют художники Де Стиль. По словам Мондриана, "чисто пластическое видение должно построить новое общество, так же, как оно построило новый пластицизм в искусстве".

Концепция неопластицизма в значительной степени была вдохновлена работами М. Х. Й. Шёнмейкера, который предложил, что реальность состоит из ряда противоположных сил - включая формальную полярность горизонтальной и вертикальной осей и противостояние основных цветов.

Позже движение Cercle et Carre и их журнал, изданный в 1930 году в трех выпусках, стимулировали нео-пластицизм. После посещения Мондрианом США в 1940 году, стиль распространился в Соединенных Штатах, где он был подхвачен различными американскими абстрактными художниками.

Элементаризм

В то время как в неопластическом искусстве должны быть использованы только горизонтальные и вертикальные линии, ван Дозбург в 1925 году разработал элементаризм, который пытался изменить догматический характер стиля путем введения диагонали, формы, которая для него означала динамику. В 1927 году в журнале "De Stijl" он написал: "Если все наши физические движения уже основаны на горизонтале и вертикали, это только акцент нашей физической природы, естественной структуре и функциям организмов, когда произведение искусства усиливает это естественное дуализм в нашем сознании".

Мондриан откровенно не одобрял Дез Стиля относительно новой акцентуации на диагонали, так как он считал, что горизонтальные и вертикальные линии несут в себе коннотации стабильности, в то время как диагонали выглядят нарушающими их гармонию. Это мнение стало основным причиной отдаления Мондриана от Дез Стиля. С точки зрения Мондриана, введение диагонали Де Йонгом было художественной ересью; по Мондриану, элементалист отвергал усилия Дез Стиля полностью интегрировать все элементы живописи, создавая напряжение между композицией и плоскостью полотна.

Позднее развитие

В Нидерландах конца 1920-х годов была построена архитектура, вдохновленная стилём Де Стайль, особенно Ритвельдом и Оудом, которая, любопытно, видимо, противоречила теории элементаризма ван Дезбурга, вместо ясно определенных горизонтальных и вертикальных линий.

Де Стайль также оказал большое влияние на архитектуру и дизайн Баухауса. Геометрический язык изображения Де Стайля и его архитектурные концепции, такие как "Форма следует функции" и акцентирование структурных элементов, зазвучали и в архитектуре Баухауса, также известной как международный стиль.

Со смертью Тео ван Дозбурга в 1931 году Де Стиль потерял своего лидера и вскоре прекратил свое существование. Однако ключевые идеи движения, чистая геометрическая абстракция и соотношение формы и функции, были сохранены многими художниками после смерти ван Дозбурга и стали фундаментальным вкладом в современное и современное искусство, дизайн и архитектуру.

Помимо архитектуры, урезанная эстетика Де Стиля оказала влияние на многих последующих художников и дизайнеров XX века, включая абстрактных экспрессионистов Марка Ротко и Барнетта Ньюмана, живописцев хард-эдж Фрэнка Стеллы и Фредерика Хаммерсли, а также минималистов Дональда Джадда и Дэна Флавина.

Известные произведения Де Стиля

Пит Мондриан, Композиция A, 1920 год

Картина А - название которой предвещает ее безпредметное искусство - хороший пример геометрической абстракции Мондриана, до того как она полностью созрела в рамках эстетики Де Стила. С помощью прямых форм, состоящих из закрашенных и очерченных цветных площадей, данная работа отражает эксперименты художника с математической теорией Шенмека и его поиск упрощенного, соответствующего модерне языка изображения. В то время как Мондриан здесь использует черно-серые оттенки, его картины позже становятся еще более упрощенными, состоящими из базовых композиций и закрытых площадей основных цветов.

Масло на холсте - Национальная галерея современного и современного искусства, Рим

Механический танцор (1922)

Художник: Вильмос Хузар

Описание и анализ произведения искусства: Это раннее произведение использует характерные геометрические формы эстетики Де Стиля, но его слоистое расположение форм и комбинация горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, а также отсутствие цвета отражают другой подход, отличающийся от ведущих художников движения, ван Дусбурга и Мондриана.

Намек на внешность человеческой фигуры также является уникальным в искусстве Де Стиля. Аллюзия Mechano-Dancer на гибрид человека и машины, что также предполагается в своем названии, указывает на влияние дадаизма и итальянского футуризма.

Фотомонтаж - частная коллекция, Нью-Йорк

Геррит Ритвельд, Красно-синий стул, 1923

Первоначально разработанный в 1918 году, но полностью реализованный только в 1923 году, когда в него была включена характерная цветовая схема "Де Стиль", "Красный и Синий Стул" является одним из значительнейших произведений данного движения. Ритвельд представил себе стул, который играет с пространством вокруг него и преображает его, состоящий из прямых объемов, плоскостей и линий, которые взаимодействуют уникальным образом, избегая пересечений.

Каждый цвет, линия и плоскость четко определены, словно каждая обладает своей собственной композицией, которая случайным образом была использована для создания этого мебельного изделия. Простая сборка, использованная Ритвельдом, также была вполне преднамеренной; он собрал стул из стандартных размеров древесины, доступных тогда, отражая свою цель - создать несерийное изделие, которое могло бы быть изготовлено серийно, а не вручную.

Офисный стул в красном и синем цвете подчеркивает свою ручную изготовленность и отказывается от использования естественных форм, предпочитаемых мебельными дизайнерами, чтобы подчеркнуть идею физического комфорта и удобства.

Фео ван Дусбург, Контрпозиция

"Gegenkompositionen", которые Ван Дюзбург представил в 1924 году впервые - его характерные работы - олицетворяют желание художника выйти за пределы Де Стайля с введением элементаризма.

В то время как ван Дусбург продолжал использовать горизонтальные и вертикальные линии, он теперь отдавал предпочтение диагональной линии; он описывал элементаризм как "основанный на нейтрализации положительных и отрицательных направлений с помощью диагонали. Сбалансированные отношения не являются конечным результатом". Названия его контракомпозиций отражают тот факт, что линии композиций не параллельны им, а образуют угол в 45 градусов с боковыми сторонами изображения, что приводит к новым стимулирующим взаимоотношениям между композицией и форматом холста. Как и в данном примере, он не ограничивался лишь тремя основными цветами, включая треугольник из серого в дополнение к белому и черному.

Когда он создавал эту композицию, De Stijl нашел свой уникальный голос; картины, дизайн мебели и здания, созданные теми, кто был связан с движением, передавали, как линии и цвета должны взаимодействовать, и как внешний вид произведения так же важен, как его функция.

Геррит Ритвельд, Дом Ритвельд Шрёдер (1924)

Фото: Википедия / Пользователь: Хаски / CC BY 3.0

Ретвельд Шрёдер Хаус является важным предшественником международного стиля, вдохновленного Баухаусом, и единственным зданием, полностью созданным в духе эстетики Де Стиль. Дом был заказан Трус Шрёдер-Шрадер в 1924 году, она хотела создать новый дом, который был бы просторным и открытым, настоящим манифестом того, как независимая современная женщина должна устраивать свою жизнь.