Диего Веласкес – великий испанский художник, один из самых известных живописцев своей эпохи. Родился в 1599 году в Севилье и был одним из главных представителей золотого века испанской живописи.

Веласкес начал свою карьеру как портретист при дворе короля Филиппа IV. Его талант был замечен и он получил множество заказов на создание портретов важных персон, влиятельных членов двора и королевской семьи. Благодаря этим работам, Веласкес стал известен и получил высокую оценку своего мастерства.

Однако Веласкес не ограничивался только портретистской живописью. Он также создавал исторические, библейские и мифологические композиции, которые отличались своей глубиной и мастерством исполнения. Он умел передать эмоции и характеры своих героев, создавая неповторимые образы на холсте.

Большое влияние на творчество Веласкеса оказали его поездки в Италию, где он изучал работы итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это отразилось в его стиле, архитектурных деталях и использовании светотени. Веласкес стал первым испанским художником, который использовал эффект "общего освещения", придавая своим картинам особую глубину и объем.

Веласкес оставил после себя огромное наследие в испанской живописи. Его работы впечатляют и вдохновляют художников со всего мира до сих пор. Он считается одним из самых великих мастеров живописи всех времен.

Диего Веласкес, полным именем Диего Родригес де Сильва и Веласкес (крещенный 6 июня 1599 года в Севилье - умер 6 августа 1660 года в Мадриде), был выдающимся художником Испании в 17 веке.

Естественный художественный стиль, в котором обучался Веласкес, был выражением его замечательного наблюдательного таланта. Он рисовал как портреты, так и натюрморты.

Под впечатлением изучения венецианской живописи 16 века он превратился из мастера реалистической передачи в создателя шедевров визуальных впечатлений (импрессий), которые были уникальными для его времени.

С помощью гениального разнообразия мазков кисти и тонких цветовых гармоний он достигал эффектов формы и текстуры, пространства, света и атмосферы, что сделало его одним из ранних предшественников французского импрессионизма 19 века.

Содержание:

Биография Диего Веласкеса

Детство и воспитание

Диего Веласкес, известный испанский художник, родился в 1599 году в городе Севилья. У него было тяжелое детство, ведь его семья жила в небогатом районе и постоянно сталкивалась с финансовыми трудностями. Несмотря на это, молодой Диего проявлял удивительный талант в рисовании, что не могло остаться незамеченным.

В своем юном возрасте Веласкес начинал свое образование в мастерской Франсиско Пачеко, известного художника того времени. Пачеко стал наставником и наставником молодого художника, передавая ему свое мастерство и знания в области искусства. Это сильно влияло на развитие Диего и стало основой для его будущей карьеры.

Профессиональный путь

После окончания обучения у Пачеко, Веласкес начал работать настоящим профессиональным художником в своем городе. Однако его талант искусства был обнаружен королем Филиппом IV, который пригласил художника в Мадрид для выполнения ряда портретов. В этот момент началась настоящая развязка карьеры Веласкеса, и он стал одним из самых известных и признанных художников своего времени.

Уникальный стиль и достижения

Диего Веласкес был известен своим уникальным стилем живописи, которой характеризовалась интимностью и реализмом. Он умел передать на холсте не только внешность, но и душевные качества своих моделей. Его портреты королевской семьи и других высокопоставленных особ занимали особое место в его творчестве и считались настоящим произведением искусства.

Веласкес также был придворным художником, что давало ему возможность работать над множеством значимых проектов. Кроме портретов, он создавал исторические сцены, религиозные картины, а также пейзажи. Каждое его произведение отличалось уникальной композицией, цветовой гаммой и глубиной изображения. В своих работах Веласкес искал новые формы самовыражения и постоянно экспериментировал с техниками и материалами.

Наследие

Диего Веласкес оставил огромное наследие в искусстве. Его работы не только известны и признаны в своей эпохе, но и вдохновляют художников до сегодняшнего дня. Его влияние на испанскую живопись исключительно значимо, а стиль и техники, которые он использовал, продолжают вдохновлять новое поколение художников.

Диего Веласкес, автопортрет, 1630 год

Диего Родригез де Сильва и Веласкес был первым из шести детей Хуана Родригеза и Херонимы Веласкеса, родившимся в Севилье. Он получил хорошее образование в религии, языках и философии от своих родителей.

Отец заметил раннюю талантливость своего сына в рисовании, когда его тетради превратились в альбомы со скетчами.

Он организовал ученичество для Диего, чтобы тот мог учиться у Франсиско де Эрреры Старшего.

Когда Диего Веласкесу было 12 лет, он учился у известного испанского художника Франсиско Пачеко, который преподавал ему основы технического рисунка и живописи, а также литературы и философии. Биограф Карл Юсти описывал Пачеко как не только художника, но и поэта и теоретика искусства. Пачеко также имел влиятельные связи на испанском дворе, что было очень ценно для его учеников, многие из которых стремились занять почетные позиции при дворе в качестве художников.

В то время художественный талант применялся преимущественно для изображения сцен из больших религиозных и исторических повествований, а также для портретов королевских заказчиков и богатых покровителей искусства.

Однако, будучи молодым художником, Велazкес склонялся к тому, чтобы изображать различных людей и ситуации. Иногда его критиковали за работы, на которых были изображены обычные люди в бытовых занятиях.

Ранние произведения Диего Велazкеса

После того, как Велazкес был принят в гильдию Лукаса в 1617 году, он обустроил свою собственную мастерскую и женился на дочери Пачеко, Хуане.

В начале 1620-х годов он установил свою позицию и репутацию в Севилье. Он основал семью и продолжал создавать исторические сцены, портреты и мифологические темы.

Диего Велazкес, Обед, 1620 год

В декабре 1622 года скончался придворный художник молодого короля Филиппа IV. Министр короля пригласил Велazкеса занять вакантное место. Два года спустя он переехал в Мадрид со своей семьей и был принят в королевскую службу. В качестве придворного художника ему была предоставлена месячная зарплата, медицинское обслуживание, жилье и оплата за все картины.

Место работы Велazкеса также стало регулярной встречей многих ведущих интеллектуалов, художников, поэтов и ученых Севилье. Часто обсуждались такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Караваджо, а также различные теоретические подходы к искусству.

Несмотря на то, что Веласкес глубоко укоренился в барочной традиции, его произведения имеют особенности, которые отличают их от работ других придворных художников его времени:

Период зрелости

В 1627 году король Филипп объявил конкурс на лучший испанский художественный образ. Темой картин должно было быть историческое изгнание мавров. Диего Веласкес завоевал победу, но его картина была уничтожена при пожаре во дворце в 1734 году. Описания картины, однако, описывают сцену, в которой Филипп III направляет свою палку на толпу, которую оттесняют солдаты, в то время как Испания, женская personofication страны, спокойно сидит. Веласкес получил пособие на проживание и годовое дополнение на одежду.

В 1628 году он был посещён известным фламандским художником барокко Рубенсом, который провел шесть месяцев на дворе в Мадриде. Веласкес и Рубенс общались и сотрудничали в это время, развивая глубокое взаимное уважение друг к другу. Рубенс настоятельно побуждал Веласкеса посетить Италию, чтобы на собственной коже почувствовать истоки итальянского искусства эпохи Возрождения.

С разрешения короля Филиппа IV Диего Веласкес впервые отправился в Италию в 1629 году и посетил Геную и Венецию, где он увидел произведения Тициана, которого он восхищался с тех пор, как учился в Севилье, и чей влияние на его работу было решающим. Во время этой поездки В Италии он также посетил Флоренцию и Рим. В Риме он пробыл почти год, копируя произведения мастеров и работая над собственными полотнами.

После своего возвращения в Мадрид Веласкес продолжил работу на испанском дворе. Около 1634 года он работал над украшением дворца Буэн Ретиро.

Веласкес изобразил сцену торжественной передачи ключей к крепости Бреда. Эта картина часто называется вершиной европейской исторической живописи.

Диего Веласкес, Подписание Бреды, 1635

Поздний период и смерть

В 1649 году Веласкес совершил еще одно путешествие в Рим, где он написал свой знаменитый портрет папы Иннокентия X, а также ряд других картин. Король Филипп IV потребовал от Веласкеса вернуться в Испанию, и он сделал это в 1651 году.

По прибытии в Мадрид король Филипп IV назначил Веласкеса маршалом Верховного суда, что позволило ему расширить свою мастерскую. Он принял много помощников и учеников, которые, к сожалению, не достигали его художественного мастерства.

После смерти своей первой жены, которую Веласкес нарисовал во многих вариациях, король Филипп женился на Мариане из Австрии. В это время он создал, пожалуй, свою самую известную работу "Las Meninas". Групповой портрет испанской королевской семьи был написан Веласкесом в 1656 году, всего несколько лет перед его смертью.

Диего Веласкес умер в августе 1660 года в Мадриде.

Художественное наследие Диего Веласкеса

До 19-го века творчество Веласкеса было малоизвестным за пределами Испании.

В 1828 году шотландский художник Сэр Дэвид Уилки из Мадрида написал, что он считает Веласкеса новообнаруженной художественной личностью и сильной фигурой. Он также видел связь между Веласкесом и британской школой портретистов. Он оценивал современные влияния во всем творчестве Веласкеса, как в портретах, так и в пейзажах.

Веласкеса часто называют решающим влиянием на искусство Эдуара Мане и импрессионистов. Мане, называвший Веласкеса "живописцем всех живописцев", восхищался смелым сочетанием свободной и энергичной почерком, который характеризовал стиль Веласкеса, хотя он оставался верным своему обучению в барочной традиции своих современников. Мане черпал вдохновение в своем собственном искусстве из творчества Веласкеса.

Как художник-студент, Пабло Пикассо провел некоторое время в галереях Прадо в Мадриде в 1897-1898 годах, где он копировал произведения Веласкеса. "Лас Менинас" оказала на него такое влияние, что в 1950-х годах Пикассо нарисовал ее 58 раз в своем стиле позднего кубизма. Сейчас эта обширная серия находится в Пикассо-музее в Барселоне.

Говорят, что Сальвадор Дали вдохновился характерными усами после того, как увидел усы Веласкеса.

Многие другие художники 19 и 20 веков были повлияны произведениями Веласкеса, включая Джеймса Макнилла Уистлера, Мэри Кассатт, Джона Сингера Саржента и Фрэнсиса Бэкона.

Вклад Веласкеса в искусство заключался, в конечном счете, в его способности уважительно обозначать границу между традицией и современностью и играть с ней. И он делал это таким образом, что восторгал как любителей искусства, так и других художников.

Знаменитые произведения Диего Веласкеса

Венера перед зеркалом, 1643 год

Диего Веласкес, «Венера перед зеркалом», 1643

На первый взгляд картина «Венера перед зеркалом» Веласкеса кажется лишь еще одним изображением Венеры. Уже давно существует традиция изображать Венеру лежащей или перед зеркалом.

Здесь Веласкес объединяет эти два мотива, изображая Венеру, отвернувшуюся от зрителя. Все эти элементы уже ранее использовались в искусстве, но Веласкес был первым художником, который соединил их вместе.

Эта картина является тем, от чего произошло название Венериного эффекта, широко используемого в искусстве, и поэтому она обязательно присутствует в перечислении наиболее значимых работ Диего Веласкеса.

Портрет Иннокентия X, 1650

Диего Родригес де Сильва и Веласкес, Портрет Иннокентия X, 1650 год.

Веласкес не только поставлял портреты для испанского двора в Мадриде, но и стал портретистом для папского двора в Ватикане во время своего второго пребывания в итальянской столице.

Веласкес изучал более ранние портреты пап от Рафаэля и Тициана, но он написал свое мощное изображение папы Иннокентия X так, как он его видел: как бдительного, подозрительного старика. Папа не был красивым мужчиной и никогда не описывался как симпатичный.

Мастерство Веласкеса в изображении различных тканей: шелка, льна, бархата и золота, а также его использование света с различными оттенками красного и белого придают картине атмосферу силы и власти.

Его свободные, едва заметные мазки позволяют ему изображать множество текстур и поверхностей сцены, придавая картине энергию.

Портрет показывает папу Иннокентия X с таким серьезным, горьким выражением, что люди в Ватикане боялись, что папа разгневан. Изначально папа Иннокентий X считал портрет слишком реалистичным, но в конечном итоге он одобрил его и стал сторонником Веласкеса.

Лас Менинас, 1656 год

Диего Веласкес, Лас Менинас, 1656 год.

Лас Менинас считается самой известной работой Веласкеса. Более 300 лет спустя она до сих пор признается художниками и зрителями прорывным примером живописи. Сложное и загадочное произведение поражало всех, кто его рассматривал, и оно было названо художественным пиком Веласкеса.