Селфи завоевали социальные сети и наполняют экраны этого мира. Этот современный вид автопортрета трудно избежать, хотя многие считают селфи самолюбительством и неоригинальностью. Но глубокий взгляд на жанр автопортрета показывает потенциал для честного представления настоящего Себя, для социальной критики или передачи целенаправленных сообщений.

Давайте рассмотрим, как менялись автопортреты женских художниц со временем и какие цели они преследовали.

1. Юдит Лейстер

Жудит Лейстер, самопортрет, 1630

Картины Жудит Лейстер (1609-1660) всегда оживлялись, иллюстрировали сцены с одной или двумя фигурами в радостные моменты или передавали энергию играющих детей.

Однако в творчестве этой художницы ее самопортрет является одной из самых заметных картин, которая отличается от многих изображений, особенно женщин-художниц того времени.

2. Гезина тер Борх

Gesina ter Borch, Автопортрет, 1661

Gesina ter Borch (1633-1690) была иллюстратором, акварелистом и художником-графиком в Золотой век Нидерландов. Она родилась в семье художников и развила свои творческие способности под руководством своего отца Герарда тер Борха старшего, вместе со своими братьями Харменом и Мозесом и сводным братом Герардом.

Несмотря на свой художественный талант, ее живопись, как и поэзия, оставалась всего лишь занятием для нее. Она рисовала свои произведения искусства для своей семьи и друзей, а не для богатых клиентов.

Тем не менее, некоторые картины из семейной коллекции, в том числе несколько произведений Гесины, сегодня можно увидеть в Амстердамском Рейксмузее.

Селфпортрет 1661 года показывает художницу, держащую в руке восточный веер. Это может быть понято как модный аксессуар, который в период торговли с Восточной Индией считался статусным символом и знаком благосостояния.

3. Амалия Вильгельмина фон Кенигсмарк

Амалия Вильгельмина фон Кёнигсмарк, Аллегория с автопортретом и профильным изображением Ульрики Элеоноры Старшей, 1689 год

Амалия "Эмилия" Вильгельмина Кёнигсмарк (1663-1740) происходила из немецко-шведской дворянской семьи. Она была известна как художница-любительница, актриса и поэтесса.

Картина изображает четырех женских фигур: фигура справа на изображении с горстью кистей, вероятно, сама Амалия фон Кёнигсмарк. Она показывает профильный портрет Ульрики Элеоноры Датской, королевы шведского короля.

Женская фигура, носящая венок из лавровых листьев и указывающая на королевский портрет, - сестра Амалии, Аврора.

За ними наблюдает Фама, греческая богиня славы и сплетни.

4. Анна Мария ван Шурман

Анна Мария ван Шюрман, автопортрет, 1633 год.

Анна Мария ван Шюрман (1607-1678) была универсальным ученым и художником 17 века, родившимся в Германии и ставшим голландской. Она была известна своими живописными и гравюрами.

В 1636 году ей было разрешено посещать лекции в только что основанном Утрехтском университете. Таким образом, она была неофициально первой женщиной-студентом в Европе, хотя присутствовала в специальном деревянном ящике, который был недоступен для мужских студентов. Она также является первой известной голландской художницей, использовавшей мелки для портретов.

В 1643 году ее приняли в члены Луксовой гильдии как почетного члена, что можно расценивать как общественное признание ее художества.

Помимо изобразительного искусства, Шюрман была поэтессой и ученой, которая, как говорят, владела 14 языками.

5. Автопортреты женских художниц: Аманда Сидвалл

В рамках нашей серии статей, посвященной автопортретам женских художников, представляем вам произведения Аманды Сидвалл.

Аманда Сидвалл - талантливая художница из Швеции, которая специализируется на создании автопортретов. Ее произведения поражают своей оригинальностью и глубиной выражения.

В ее работах можно увидеть различные эмоции, которые она передает с помощью ярких красок и интересных композиций. Каждый автопортрет Аманды Сидвалл - это уникальный мир, который она создает с помощью своего искусства.

Одна из особенностей автопортретов Аманды Сидвалл - это наличие элементов фантазии и сказочности. Она часто использует необычные заполненные фоны и яркие цветовые решения, чтобы создать особую атмосферу в своих работах.

Кроме того, в ее автопортретах можно увидеть отражение исследования вопроса о женской идентичности и самовыражении. Аманда Сидвалл умело передает мощь и красоту женской сущности в своих работах, воплощая свои собственные идеи и воспоминания.

В целом, автопортреты Аманды Сидвалл вдохновляют, вызывают смешанные чувства и заставляют задуматься о том, что значит быть женщиной, художником и самим собой.

Аманда Сидваль, автопортрет, 1870-1871

Аманда Сидвалл (1844-1892) была одной из первых 18 студенток, принятых в "Женское отделение", когда Королевская Шведская академия изящных искусств в 1864 году официально открыла свои двери для женщин.

В 1874 году она отправилась в Париж, чтобы продолжить свои учебы в Академии Жюльена. Сидвалл стала признанным художником еще при жизни. На Парижском салоне 1877 года две ее картины были проданы французскому государству. Этот автопортрет с шляпой и голубой атласной лентой она нарисовала еще во время учебы в Стокгольмской академии.

6. Хелен Шерфбек

Хелен Шерфбек, Автопортрет, 1944

Хелен Шерфбек (1862-1946) создала более сорока автопортретов в течение своей жизни. С возрастом она становилась все более изолированной от внешнего мира, что привело к тому, что она начала изображать саму себя из-за нехватки моделей.

В своих поздних портретах она открывает свое физическое упадание с шокирующей честностью.

7. Паула Модерзон-Беккер

Паула Модерзон-Беккер, Себя, 1906

В то время как ее наследие основывается на ее смелости представить себя так, как никакая женщина раньше не делала, Паула Модерзон-Беккер (1876-1907) также празднуется за то, что она, вместе с художниками, такими как Анри Матисс, сыграла ведущую роль в пути в художественную модерну.