Базилика Санкт-Петер-им-Ватикане, часто называемая в немецком языке Петерсдом, является итальянской церковью, построенной в Ватикане в эпоху Возрождения.

Строительство базилики продолжалось более столетия и было сопровождено Донато Браманте, Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо, Рафаэлле Санцио да Урбино, Балдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло и Микеланджело в роли строительного руководителя и архитектора.

Самый значительный вклад Микеланджело в Петерсдом. Он был единственным архитектором из них, чьи планы после его смерти продолжились без существенных изменений.

В католической традиции считается, что базилика была построена на месте захоронения апостола Петра. Со времен раннего христианства папы захоронялись в Ватиканских гротах под Собором Святого Петра. С самого IV века на территории существует церковь. Она является одной из четырех великих базилик Церкви, которые все находятся в Риме.

Церковь Святого Петра, построенная между 1506 и 1626 годами, считается одной из самых значимых церквей в мире и одним из самых священных мест христианства.

Старый Святой Петр и Собор Святого Петра

В древности святой Петр был распят на приказе императора Нерона в Риме в 64 году н.э. Несколько лет после его смерти на его предполагаемом месте захоронения находящемся на нынешней горе Ватикан был построен святыня.

Века спустя (около 325 года н.э.) император Константин I приказал построить церковь на могиле там. Сегодня эта церковь, известная как Старый Петр, существовала с 4-го по 16-й век, прежде чем на ее месте была построена базилика, сейчас больше известная как Петропавловская.

Старая петербургская церковь стояла многие века и была важным христианским святым местом. В 15-м веке старая базилика находилась в запущенном состоянии.

Во время правления Папы Николая V были представлены планы для реставрации и модернизации старой базилики. Для этой цели были доставлены обширные материалы рядом с церковью, включая камни из старого римского Колизея. Однако Николай V умер, когда еще немного работ было выполнено, и восстановление не пошло по плану.

Примерно через 50 лет (в 1505 году) папа Юлий II решил снести старую базилику и построить совершенно новое здание на том же месте. Строительство новой базилики было завершено в течение 21 разной папской темпоральности, включая папу Юлия II.

Микеланджело и Святой Петр

Для столь престижного проекта многие архитекторы представили свои планы для новой базилики. Некоторые из этих проектов до сих пор находятся в галерее Уффици во Флоренции. Выбранный дизайн принадлежал Донато Браманте. Его проект, известный в Милане и Риме ренессансной архитектуре, стал основой для проектов Святого Петра Микеланджело.

Особенной важностью при проектировании базилики стала куполообразная конструкция. Каждый архитектор, работавший над новой базиликой, стремился создать купол, способный конкурировать с куполами древнего римского Пантеона и собора во Флоренции.

Архитектурное решение купола, который должен был превосходить базилику, требовало того, чтобы он был удерживаем четырьмя большими колоннами, в то время как купол Пантеона удерживается непрерывной стеной.

После смерти Папы Юлия II в 1513 году Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо и Рафаэль Санцио да Урбино (Рафаэль) заменили Донато Браманте. В 1515 году умерли Сангалло, Джокондо и Браманте, так что Рафаэль мог продолжить работу. Проект Рафаэля предполагал значительное расширение навесных бухт церкви на пять дополнительных по сравнению с оригинальным планом Браманте. Базилика была бы значительно длиннее при такой реализации.

После смерти Рафаэля в 1520 году его планы продолжил его преемник Балдассаре Перуцци. Осложнения, такие как забор Рима (грабеж Рима) в 1527 году, привели к тому, что этот план не был реализован до смерти Перуцци в 1536 году.

Антонио да Сангалло младший взял на себя работу на этом этапе. Его основная задача заключалась в укреплении конструкций Браманте, так как они со временем стали слабее. Сангалло объединил аспекты предыдущих планов и создал свой собственный, более изящный дизайн. Сокращение корпуса церкви и соответственное изменение плана Рафаэля были значительной частью его собственного проекта.

Смерть Рафаэля произошла через 10 лет после его смерти также умер Сангалло Младший. Его проекты по завершению Собора Святого Петра не были реализованы, но его работа сыграла важную роль в поддержании предыдущих размеров.

Собор Святого Петра после Микеланджело

После смерти еще одного архитектора Микеланджело не был первым выбором нынешнего Папы Павла III, его предпочтительный архитектор Джулио Романо скончался в конце 1546 года. Также было обратились к Якопо Сансовино, но он отказался покинуть Венецию, чтобы работать в Риме.

После этих осложнений на Микеланджело было давление, чтобы принять работу. В его письмах позднее была найдена запись, в которой говорилось:

Я делаю это только из любви к Богу и в честь Апостола.

Микеланджело взял на себя архитектурное руководство над Собором Святого Петра только с условием, что он сможет выполнить проект по своему усмотрению. Благодаря этому художественному свободе его эскизы и их реализация сделали его главным архитектором базилики, как она существует до сегодняшнего дня.

Когда он стал главным строителем (Капомаэстро), Микеланджело получил доступ ко всем предыдущим эскизам для новой базилики. Все предыдущие архитекторы высказывались в пользу большой куполы над греческим или латинским крестом.

План: Собор Святого Петра по проекту Микеланджело

Желание построить великолепную куполу было вдохновлено как древним Римом, так и итальянским Возрождением. Более актуально, чем античное Пантеон, Филиппо Брунеллески в 1436 году построил мощную куполу собора во Флоренции. Брунеллески был одним из пионеров Возрождения. Красота купола Брунеллески считалась эталоном и восхищала многих архитекторов его времени.

Идеи предыдущих архитекторов слились с его собственными, образуя грандиозный проект, который объединил неповторимый дизайн Браманте и всех последующих планов. Собор Святого Петра по проекту Микеланджело должен был быть осуществлен с монументальной куполой на восточной стороне.

Произведение Микеланджело считается центральным в его творчестве и является его значимым вкладом в уникальную архитектуру базилики. До сих пор купол остается самым высоким своего рода в мире. Во время жизни Микеланджело мог наблюдать только строительство основания этого купола.

Внутренняя часть купола Собора Святого Петра.

В возрасте 88 лет Микеланджело скончался в 1564 году. В отличие от предыдущих архитекторов, работавших над новой базиликой, Петропавловский собор должен был продолжиться без изменений после Микеланджело. Его помощник Джакопо Бароцци да Виньола получил задание продолжить работу вместо него. Действующий папа Пий V поручил Джорджо Васари следовать указаниям Микеланджело.

Однако работы продвигались медленно, поэтому папа Сикст V решил поручить Джакомо делла Порта наблюдение за процессом завершения в 1585 году. Скорость строительства значительно увеличилась, хотя Сикст был папой всего на короткое время.

Микеланджело оставил после себя множество эскизов, охватывающих как общие, так и мельчайшие детали. Порта в основном придерживался задумки Микеланджело о том, как должна выглядеть базилика Святого Петра, внося лишь некоторые косметические изменения. Единственное существенное изменение, с которым пришлось столкнуться Порте, было поднятие внешней купола над внутренней.

Неизвестно, была ли полусферическая форма купола исходным намерением Микеланджело или она была изменена на овальный купол по поручению Порта. Эскизы и модели времени строительства показывают смешанные изображения купола. Купол был завершен в 1590 году, хотя завершение всей базилики заняло еще несколько лет. Строительство закончилось в 16 веке, спустя более столетия, и Новая Святого Петра была освящена в 1626 году.

Наследие Микеланджело в Соборе Святого Петра

Микеланджело, возможно, самый известный художник позднего Ренессанса, ответственный за множество произведений искусства в Сикстинской капелле, Лаурентинской библиотеке и Соборе Святого Петра.