Художественная техника Ренессанса: цанжанте Микеланджело и компания.

Цанжанте - одна из техник живописи, которая получила особую популярность в период Ренессанса. Эта техника заключается в использовании специфического подхода к смешиванию цветов на холсте.

Микеланджело Буонарроти и другие выдающиеся мастера Ренессанса активно применяли цанжанте в своих работах. Они использовали эффект изменения цвета в зависимости от освещения и угла, с которого смотреть на картину. В результате, картина приобретала эффект множества оттенков и глубину.

Цанжанте позволяла создавать уникальные и живые картины, передающие разные настроения и эмоции. Эта техника требовала мастерства и терпения художника, так как работа с цветом и светом должна была быть точной и аккуратной.

Сегодня цанжанте продолжает восхищать и вдохновлять художников. В современных работах можно увидеть элементы этой техники, добавленные к другим стилям и направлениям живописи. Цанжанте является одним из символов великого искусства Ренессанса, которое до сих пор восхищает своей красотой и изяществом.

Как Cangiante называется техника шейдинга в ренессансной живописи, при которой тень объекта выполнена другим цветом, отличным от цвета освещенных участков этого объекта.

Кангианте в Ренессансе

В эпоху Ренессанса яркие цветовые семьи, такие как желтый, были доступны только в ограниченном ассортименте оттенков, что затрудняло художникам изображение самых темных участков тени объекта желтого цвета.

Для изображения этих затененных областей художники эпохи Ренессанса имели два варианта:

Так как первый вариант часто приводил к нечетким и тусклым цветам, некоторые художники эпохи Ренессанса выбирали Cangiante с высокой цветовой насыщенностью.

Происхождение слова: Термин происходит от итальянского глагола эпохи Ренессанса "cangiare", что означает "изменять" или "преобразовывать".

Истоки художественной техники и примеры

Первоначальное использование техники Cangiante приписывается Джотто (1266-1337).

Эта художественная техника предоставляла возможности для большей разнообразности в использовании ограниченного набора чистых цветов, как позже было предложено флорентийским художником Андреа Ченнини в книге "Libro dell' Arte" (между 1390 и 1437 годами).

Ранний пример использования этой техники можно найти на алтарной картине Фра Анжелико около 1423 года. Вот фрагмент с явно видимым Cangiante на мантии фигуры справа на картине:

Фра Анжелико, Дева Мария с Апостолами и Святыми (фрагмент), ок. 1423-24 гг.

Однако малювальна система Ченніні потрапила у немилість починаючи з 1435 року після опублікування Альберті його трактату "Делла Піттура", в якому він рекомендував додавати чорний колір для створення природних тіней з кольоровими відтінками.

Коли у 1508 році Мікеланджело був покладений замовлення на оздоблення Сикстинської капели, художники вже експериментували з різними стилями моделювання ренесансу, зокрема сфумато, хіароскуро та уніоне.

Малювальна система Ченніні вже не вважалася актуальним підходом, але Мікеланджело відродив її основні риси.

Микеланджело использовал насыщенные цвета в тени и смешивал белую краску для создания световых оттенков. Но Микеланджело пошел дальше и использовал метод "канджанте", когда нужно было достичь интенсивного воздействия комбинированных цветовых тонов. Это возрождение "канджанте" Микеланджело называлось канджантизмом.

Одним из ярких примеров использования "канджанте" Микеланджело является картина пророка Даниила на потолке Сикстинской капеллы с явно заметным переходом от зеленого к желтому на одежде пророка.

Микеланджело, Пророк Даниил, ок. 1508-12

Еще один пример Микеланджело из Сикстинской капеллы:

Микеланджело, Иудифь и Олоферн, ок. 1508-1512

Фреска Понтормо, демонстрирующая влияние Микеланджело:

Понтормо, Веpкyндyнг дес Хеpрн (Деталь), ок. 1526-1528

Техника картины в современном искусстве

Эта техника стала широко распространенной после эпохи Микеланджело и в настоящее время является общепринятой, хотя она называется просто Чанжанте только в контексте Ренессанса.

Как эксперимент с цветами и контрастами, техника рисования была особенно выражена в импрессионизме и фовизме.

Ниже приведен импрессионистический пример Ренуара (например, зеленые оттенки на желтом лимоне) и фовистический пример Матисса:

Пьер Огюст Ренуар, натюрморт, ок. 1881

Анри Матисс, женщина с шляпой, 1905 Фото: Zug zwang / Flickr