Эдуард Мане (1832-1883) - французский художник, который считается одним из основателей модернизма и импрессионизма в искусстве. Его работы отличались новаторским подходом к композиции, освещению и стилю.

Мане родился в Париже в семье высокопоставленного чиновника. В юности он не показывал особого интереса к искусству, но со временем стал проявлять талант в живописи. Он начал свое образование у престижных художников и постепенно развивал свой уникальный стиль.

В начале своей карьеры Мане принимал участие в официальных выставках Салона, но его работы не получали должного признания. Вместе с другими молодыми художниками он решил создать свою собственную выставку, которая прошла под названием "Выставка независимых". Это было революционное событие в мире искусства, которое позволило художникам свободно выражать свои идеи и экспериментировать с техникой и стилем.

Мане был известен своими потрясающими портретами, пейзажами и сценами из повседневной жизни. Он изображал обычных людей, а не аристократию, и зачастую его работы вызывали скандалы и споры. Однако со временем его творчество начало находить все большее признание у публики и критиков.

Влияние Мане на искусство было огромным. Его стиль и техника вдохновили множество художников и оказали значительное влияние на развитие импрессионизма и постимпрессионизма. Он стал символом свободы и непокорности, открыв новые пути для искусства и подвергая сомнению устоявшиеся стандарты и правила.

Жизнь и творчество Эдуарда Мане полны интересных историй и неожиданных поворотов. Его работы продолжают восхищать миллионы людей по всему миру, и он остается одним из наиболее важных художников в истории искусства.

Детство

Эдуард Мане родился в буржуазном доме в Париже, Франция, в 1832 году, и с молодых лет был заинтересован живописью. Его родители не одобряли его интерес, но в конечном итоге он поступил в художественную школу и изучал старых мастеров в Европе.

Основные идеи о и от Эдуарда Мане

Биография Эдуарда Мане

Одним из самых известных произведений Мане являются "Завтрак на траве" и "Олимпия". Мане стоял у истоков французского перехода от реализма к импрессионизму.

К моменту своей смерти в 1883 году он был уважаемым революционным художником.

Эдуар Мане родился в парижской высшей общественной среде. Его отец был высокопоставленным чиновником, а мать, Евгения, была дочерью дипломата. Вместе с двумя младшими братьями Эдуар вырос в буржуазной среде, сочетающей в себе как общественный консерватизм, так и финансовую обеспеченность.

Как среднестатистический ученик, в тринадцать лет он поступил в класс рисования в Школу Роллина.

Уже с детства Мане испытывал страсть к искусству, но согласился учиться в Морской академии, чтобы угодить отцу. Не смог пройти вступительные экзамены и поступил на торговое судно, чтобы получить опыт дежурного. В результате в 1849 году он отправился в Рио-де-Жанейро.

В следующем году он вернулся с портфелем рисунков и картин со своего путешествия во Францию, что подтверждало его талант и страсть к искусству перед его отцом, который был скептически настроен по отношению к амбициям Мане.

Ранние годы

В 1849 году Мане начал роман с учительницей фортепиано своей семьи, Сюзанн Леенхофф. Этот роман привел к рождению мальчика в 1852 году, который был передан семье Сюзанн. Чтобы избежать скандалов, сын был представлен обществу как младший брат Сюзанн и крестник Мане. В следующем году Мане отправился в Италию, как для получения вдохновения в искусстве, так и для общественных развлечений.

Несколько неохотно отец разрешил Мане следовать своим художественным целям. В январе 1850 года Мане, оставаясь верен своей природе, вступил в студию Томаса Кутюра, вместо того, чтобы поступить в Эколь де Бо-Ар, которую он считал устаревшей. В то время как Кутюр был академическим художником, он поддерживал своих учеников в исследовании собственного художественного выражения, а не в прямом соответствии с эстетическими требованиями времени.

В течение шести лет Мане изучал у Кутюра и в 1856 году покинул студию и основал собственную в Rue Lavoisier. Его возможность создать собственное место для творчества зависела исключительно от его финансовой стабильности, которая также позволяла ему жить своей жизнью и творить искусство по своему усмотрению.

Стать фланером парижской жизни и перенести свои наблюдения на холст было для Мане само собой разумеющимся делом. Его финансовая независимость позволила ему также путешествовать по Голландии, Германии и Австрии, а также многократно посещать Италию. Он познакомился с Эдгаром Дега и Анри Фантен-Латур - оба стали значимыми долголетними дружбами.

Средний период творчества

Мане дружит с поэтом Шарлем Бодлером и художником Гюставом Курбе, и общался с другими передовыми мыслителями, которые верили, что искусство должно изображать современную жизнь, а не историю или мифологию.

Это был бурный художественный поворот, объединивший статус-кво Салона с авангардными художниками, которые оказывались под сильным давлением консервативной публики и жестоких критиков.

Мане оказался в центре нескольких таких контроверз и Салон 1863 года отклонил его картины. Мане и другие протестовали, и кайзер сдался, поместив все отклоненные произведения в "Салон отвергнутых", чтобы публика могла увидеть, что было считано недостойным.

Эдуард Мане, Завтрак на траве, 1863 год

Шокирующий "Завтрак на траве" 1863 года подвергся самой жестокой критике по различным причинам. Ссылки на эпоху Возрождения не имели смысла для зрителей, но то, что они поняли, это бесстыдство и реалистичное изображение голой женщины, которая смотрит на них со холста. Рецензии включали комментарии о том, что картина вульгарна, неприлична и нехудожественна, что, в свою очередь, глубоко беспокоило Мане и, вероятно, приводило его к борьбе с депрессией.

Принятие в салон отказников было бы тревожным для Мане и его личной репутации. Его бунтарские инстинкты побуждали его стремиться изменить систему исключения, на которой оперировали институты, но он не хотел их уничтожать. Мане был прочно укоренен в своем буржуазном прошлом и имел определенные идеалы, и он хотел иметь успех в салоне - однако на своих условиях, а не на их.


Результатом стало появление непреднамеренно революционного и, вероятно, первого художника модерна.

Живописец Эдуард Мане, картина "Олимпия", 1863 год

Дальнейшие споры возникли в следующем году, когда он создал картину "Олимпия" (1863), на которой изображен акт его любимой модели, Викторин Меран. Мане утверждал, что видит правду в ее лице, пока она рисовала ее весь тело, чтобы мир увидел ее.

Это оказалось слишком провокационным и неприемлемым для парижской публики, особенно в свете Салона 1865 года. Так что он написал своему близкому другу Бодлеру:

Дождь оскорблений льется на меня, никогда еще не видел такого танца.

После смерти отца Мане в 1862 году Сюзанна и он поженились, чтобы легализовать свои отношения, хотя их сын Леон, возможно, никогда не узнал свое истинное происхождение. Скорее всего, мать Мане помогла им сохранить это секрет, так как отец не мог бы терпеть позор незаконнорожденного ребенка в семье. Также были некоторые догадки о том, что Леон был реальным ребенком отца Мане, но это крайне маловероятно.

В 1864 году Мане проживал на Рю де Батиньоль, а с 1866 года он начал проводить каждый четверг в кафе Гербуа вместе с Энри Фантен-Латуром, Эдгаром Дега, Эмилем Золя, Надаром, Камилем Писсарро, Полем Сезанном. С 1868 года присоединились Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и Альфред Сислей.

Встречи тех, кого Золя назвал "группой Батиньоль", были смесью личностей, взглядов и классов, объединившихся в качестве независимых авангардистских художников для развития принципов своих новых художественных стилей. Регулярное соприкосновение таких умов и талантов приводило к высокой степени взаимного влияния.

Однако Мане был одним из предвестников авангардного реализма, вместе с Моне и Ренуаром, которые в конечном итоге стали лидерами импрессионизма.

Великий художник Эдуард Мане, поразивший мир своими произведениями, включая известный портрет "Молодой флейтист".

Эдуард Мане, Трагический актер

На Салоне 1866 года его произведения Молодой флигелист и Трагический актер, созданные в том же году, были отклонены. В ответ на это Мане организовал публичную выставку в своей собственной студии.

Золя написал эссе о Мане в L'Evenement, чтобы поддержать авангардистское движение, за что потерял свою работу. В следующем году Мане был исключен из Парижской Всемирной выставки и решил не подавать ничего в Салон, а вместо этого установил палатку рядом с Курбе, чтобы представить свои работы вне выставки, где он снова был резко критикован.

В 1861 году Мане изобразил группу испанских художников, что говорит о его интересе к испанской культуре. После посещения Испании в 1865 году он был вдохновлен творчеством Диего Веласкеса и Франциско Гойи, что отразилось как в его стиле, так и в выбранной тематике. Как приверженец республиканской идеи, Мане был неудовлетворен правительством Наполеона III.

В картинах "Казнь императора Максимилиана" (1867) он показал вмешательство французского правительства в трагическую гибель Максимилиана в Мексике. Это произведение было слишком политически спорным, и его выставка была запрещена.

Эдуард Мане, картина "Казнь кайзера Максимилиана", 1867

Еще одна важная встреча состоялась в 1868 году, когда Оноре Фантен-Латур познакомил Мане с сестрами Морисо. Отношения Мане с художницей Бертой Морисо были скорее непостоянными. Она стала его ученицей, он уважал ее как художницу и даже несколько раз позволял ей моделировать для него. Хотя существовало взаимное восхищение на протяжении нескольких лет, настоящая связь была невозможна.

Однажды Мане поработал и учил молодую Еву Гонсалес - Морисо была сильно оскорблена, когда об этом узнала. Чтобы избежать домашних проблем, Морисо в конечном итоге вышла замуж за младшего брата Мане, Жана.

В картине Фантена-Латура "Мастерская на Батиньольской улице" (1870 г.), которая изображает встречу Моне, Золя, Базиля и Ренуара, все они восхищаются Мане, в то время как он рисует в своей собственной мастерской, проявляется великое значение Мане для мира современного искусства.

Жорж Эжен Мане, осужденный с приходом национальной гвардии, относился к тем счастливчикам, которые избегали франко-прусской войны, многие из его друзей отправились в Лондон. Политические события следующих лет вынудили Мане покинуть Париж и вернуться только на короткое время во время подавления Версаля. Позже он вынужден был покинуть свое разрушенное ателье и обосноваться в 1872 году на улице Санкт-Петербург.

Мане поверг Салон в ярость в 1875 году, представив Аржантуиль (1874), которая демонстрировала более яркую палитру и влияние импрессионизма Клода Моне. Аржантуиль была по существу манифестом нового стиля, предназначенным для тех, кто не принимал участие в руководящей выставке группы в 1874 году.

Eдуард Мане, Аржантей, 1874

В 1876 году Салон отклонил несколько его произведений, после чего Мане организовал еще одну выставку в собственной студии, которую посетили более 4 000 человек. И хотя многие в прессе утверждали, что отклонение со стороны Салона было несправедливым, он продолжал оставаться отвергнутым, с последующим отказом в 1877 году.

Мане отказался подчиниться Салону 1878 года или проводить свою собственную выставку и в этом году ничего не показал, а вместо этого сменил место работы. Случайно в том же году его плохое здоровье начало влиять на его ежедневную жизнь.

Поздние работы

После того, как он некоторое время отдался от Парижа, чтобы улучшить свое здоровье, Мане получил в салоне 1880 года медаль второго места, что дало ему возможность отказаться от будущих конкурсов и шанс стать постоянным участником всех будущих салонов. Среди других наград Мане в 1881 году был награжден орденом Почетного легиона.

Мане продолжал свою жизнь как фланер и документировал современные изменения на улицах Парижа и жизнь его жителей. Кафе-концерты стали символом этих изменений - местом, где люди разных социальных слоев могли встретиться и насладиться обществом, напитками и развлечениями.

Мане продолжал создавать портреты женщин, натюрморты, пейзажи и цветы, даже из своей постели больного, когда он больше не мог посещать свою студию. Мане скончался от нервного заболевания - скорее всего, третичной сифилиса - и умер ужасной смертью, после того как его приковали к инвалидному креслу из-за гангрены раны, а даже ногу пришлось ампутировать.

Мане умер в возрасте всего 51 года. В своем завещании он оставил свое имущество Сюзанне и обязал ее передать Леону после его смерти все, что практически подтверждало, что Леон был практически сыном и наследником Мане.

Известные произведения Эдуарда Мане

Самопортрет с палитрой (1879)

Эдуард Мане, автопортрет, 1879 год

После его смерти жена и друзья Мане работали над сохранением его памяти и наследия. Покупка произведений правительством Франции и публикация нескольких биографий были предприняты в этом направлении. Влияние Мане на современность огромно, так как его часто называют "отцом современного искусства".

Хотя его карьера была относительно короткой, всего около двух десятилетий, его работы выставляются в большинстве крупных международных музеев и галерей.

Завтрак на траве (1863 год)

Эдуар Мане, Завтрак на траве, 1863 год

Представление этой картины в Салоне отклоненных вызвало сильные дискуссии, и нетрудно понять, почему она вызвала шок среди буржуазных заказчиков и самого императора.

Композиция Мане была оказана влияние ренессансного художника Джорджионе и гравюры Раймонди "Суд Парида", при этом эти влияния нарушаются его игнорированием перспективы и использованием неестественных источников света.

Однако это было наличие фигуры женщины неидеализированной красоты, которая была в центре публичного возмущения. Ее взгляд конфронтирует зрителя на сексуальном уровне, но через нее Мане также сталкивает общество и ставит под сомнение его этические и эстетические границы.

Олимпия, 1863 год

Эдуар Мане, Олимпия, 1863

Как представительница проститутки низшего класса, Олимпия Мане сталкивает буржуазного зрителя с скрытой, но известной реальностью. Сознательно провокационная, она шокировала зрителей Салона 1865 года.

Отсылки Олимпии к "Венере Урбинской" Тициана (1538) легко вписываются в традиционный жанр буфета, но заканчиваются более неформальным и индивидуальным портретом женщины, лишенной стыда за свое тело.

В народе Олимпию считают образным изображением отрывков из известной поэтической коллекции Шарля Бодлера "Цветы зла". Так, например, Мане открыто включает черную кошку, символизирующую повышенную сексуальность и проституцию - характерный символ писателя.

Казнь императора Максимилиана, 1867-68

Франция была потрясена казнью Максимилиана Австрийского, императора Мексики, в 1867 году. Политика, лежащая в основе вывода войск Наполеона III из Мексики, также возмутила общественность. Это полотно явно намекает на сцену казни Гойи из 1814 года.

Мане был революционером-республиканцем и был сильно повлиян политическими событиями, и здесь он пытался запечатлеть современные события, как великий исторический художник, но с собственным современным видением. Однако тема картины была слишком чувствительной, чтобы выставить ее тогда, особенно с явными намеками на вину Наполеона III через одежду Максимилиана в сомбреро и солдат во французских униформах.